Первопроходцы

Большой спорт №6 (43) Июнь 2010
Дмитрий Маслов
Сборная России по регби впервые в истории выступит в финальном турнире Кубка мира. Команда Николая Неруша завоевала это право, заняв второе место в Кубке европейских наций...

Сборная России по регби впервые в истории выступит в финальном турнире Кубка мира. Команда Николая Неруша завоевала это право, заняв второе место в Кубке европейских наций, где выиграла десять поединков из тринадцати, потерпела два поражения от грузин и сыграла вничью с румынами. Правда, среди специалистов распространено мнение, что россиянам подфартило: у превосходящего в классе соперника случился конфликт между руководством Федерации регби и ведущими игроками, бойкотировавшими команду, которая по этой причине теряла очки на старте соревнований. Когда же румыны разобрались с внутренними противоречиями, отыграть фору не смогли, хотя и провели второй круг турнира более чем уверенно, не потерпев ни одного поражения. С обсуждения того, насколько объективно место, занятое Россией, и началась наша беседа с членами сборной Артемом Фатаховым, Евгением Матвеевым и игорем Ключниковым.

Артем Фатахов (А.Ф.): В начале турнира за сборную Румынии действительно не играли сильнейшие, но когда команда попала в критическую ситуацию, в ее ряды влились все звезды, которые и противостояли нам в Сочи.

Евгений Матвеев (Е.М.): На выездной поединок с россиянами румыны привезли своих лучших игроков, так что ничейный результат справедлив, тут и спорить нечего. Мы заняли свое место.

Почему не удалось оказать достойное сопротивление грузинам?

А.Ф.: С этой командой мы давно играем неудачно и переломить ситуацию, к сожалению, не можем. Будем надеяться, пока. Хотя придется поднапрячься: лидеры грузинской сборной, как и румынской, выступают во Франции, а там уровень национального первенства намного выше.

А у вас были предложения от зарубежных клубов?

А.Ф.: Разговоры какие-то велись, но не более того – до дела не доходило. Думаю, если спортсмен действительно захочет уехать за границу, ему это удастся.

Е.М.: Пробовать себя в зарубежных клубах есть смысл игрокам, не достигшим ­25-летнего возраста. У них больше шансов приспособиться к новой системе тренировок, к иной модели игры.

Неужели система работы зарубежных тренеров так сильно отличается от российской?

Игорь Ключников (И.К.): Уровень развития регби в ЮАР и Франции, а именно эти страны представляли бывшие рулевые национальной команды Бликис Грюневальд и Клод Сорель, несопоставим с российским. Следовательно, и класс тренеров выше. Сейчас со сборной России сотрудничают англичане, они проводят занятия в игровой манере, моделируют ситуации, возника­ющие в матчах.

А.Ф.: В мире регби лишь немногим уступает по популярности футболу, в России же интерес к этому виду спорта невелик, отсюда и наше отставание.

В чемпионате России у «ВВА-Подмосковье» фактически нет соперников. Вам интересно выступать в этом турнире со спортивной точки зрения?

Е.М.: То, что можно заранее спрогнозировать, кто дойдет до финала, конечно, не радует. Внутри страны нам не хватает матчей с сильными соперниками.

И.К.: Очень хочется, чтобы появилось больше интересных клубов. А то на протяжении пяти-шести лет первенство разыгрывают одни и те же команды. В последнее время проявляет себя «Спартак», возрождаются «Фили». Надеемся, они смогут составить реальную конкуренцию в борьбе за медали.

После того как регби-7 включили в программу Олимпийских игр, этот вид начинают развивать в странах, где раньше играли только в классическую версию. Например, в Австралии. Когда за спиной колоссальные исторические традиции, добиться успехов намного проще. Российские перспективы зависят от усилий игроков и поддержки на государственном уровне. Пока же мы по-прежнему специализируемся на регби-15, к «семерке» специально готовимся максимум за неделю до начала соревнований

Е.М.: А я не так радужно смотрю на перспективы. Российские юниорские сборные проигрывают командам из стран, в которых регби только начинает развиваться, той же Бельгии. Мы же в их возрасте могли противостоять сильнейшим, а о таких «соперниках» даже не знали. Так что с трудом представляю, кто придет на смену нынешним сборникам. С другой стороны, мы попали на Кубок мира, и это должно способствовать популяризации регби в России.

А.Ф.: В этом вопросе многое зависит от спортивных чиновников, от того, как они сработают.

А тот факт, что регби-7 включено в программу Олимпиад, уже привел к позитивным изменениям?

И.К.: Пока нет, все лишь на уровне разговоров. После того как мы стали чемпионами Европы, встречались с Виталием Мутко, он пообещал, что будут выделяться средства на строительство стадионов и развитие регби-7.

А как вы прокомментируете точку зрения, согласно которой Россия выиграла первенство континента потому, что ведущим регбийным державам «семерка» неинтересна, на Олимпиаде же у них стимул появится и россияне мгновенно окажутся аутсайдерами?

И.К.: Не исключаю такой возможности. «Семерку» начинают развивать в странах, где раньше играли только в классическое регби. Например, в Австралии. Когда за спиной колоссальные исторические традиции, добиться успехов намного проще. Российские же перспективы зависят от усилий игроков и поддержки на государственном уровне. Пока мы по-прежнему специализируемся на регби-15, к «семерке» специально готовимся максимум за неделю до начала соревнований.

В июне российской сборной предстоит ехать в США на Кубок Черчилля. Какие задачи стоят перед командой на этом турнире?

Е.М.: Прежде всего, набраться международного опыта, а также просмотреть кандидатов в команду.

А.Ф.: И конечно же, добиться сыгранности, проверить себя на фоне сильных соперников. Хотя Англия и Франция и выставляют вторые составы, это все равно команды экстра-класса. Так что о перспективах занять конкретное место я бы не рассуждал.

На предыдущем Кубке мира выступала сборная Португалии, проигравшая все матчи с разгромным счетом. Не случится ли подобного с россиянами?

А.Ф.: Завоевав путевку на Кубок мира, мы испытали огромную радость, сейчас же задумываемся о том, чтобы достойно выступить в этом турнире, не ударить в грязь лицом.

Е.М.: Обратной дороги у сборной все равно нет, так что будем стараться.

А кого бы вы хотели в соперники сборной России на предварительном этапе Кубка мира?

А.Ф.: Слабых противников там не будет, поэтому лично мне все равно. Бороться до конца надо с каждой командой, чтобы о сборной России не вспоминали, как об опозорившихся португальцах.

И.К.: Хотелось бы встретиться не с мировыми грандами, а с теми, кого реально можно обыграть и продвинуться дальше по турнирной сетке. Например, со сборной США.

Какие цели вы ставите перед собой на начавшийся сезон?

А.Ф.: Стать чемпионом страны, прибавить в мастерстве.

Е.М.: Играть так, чтобы посрамить скептиков.

А каковы перспективы вашего клуба сыграть 
в  еврокубках?

И.К.: Разговоры о такой возможности пошли после начала строительства стадиона в Монине, однако оно заморожено, и сейчас «ВВА-Подмосковье» не может принять своих соперников на арене, отвечающей международным требованиям. Думаю, это основная причина нашего неучастия в еврокубках.

Если бы вы имели возможность влиять на развитие регби в России, на что обратили бы первостепенное внимание?

И.К.: Прежде всего постарался бы привлечь к регби внимание руководства страны. Если наш вид спорта поддержат на государственном уровне, он начнет развиваться.

А.Ф.: При помощи руководства текущие проблемы станут решаться по мере их возникновения. А так приходится отвечать на вопросы из серии: что за игра такая, какой мяч используете? В спортивном же плане нужно проводить больше матчей с серьезными соперниками, прежде всего – международных.

Е.М.: У игроков национальной сборной хотя бы существует подобная практика. Те же, кто в нее не привлекается, фактически варятся в собственном соку и могут наблюдать за игрой высококлассных мастеров только на видео.

А.Ф.: Потому в России регби и не развивается, что все происходит «понаслышке», даже дети к нам приходят заниматься по такому принципу. Помню, как во времена СССР висели афиши: «Объявляется набор мальчиков в секцию регби». А сейчас давно такого не вижу – вообще нет массовости. А в странах, где этот вид спорта популярен, отбор идет с пятилетнего возраста, как у нас в футболе или хоккее.

И.К.: Сравнивать вообще сложно. За границей много специальных тренажеров для регби, развивающих умение захватывать и переворачивать соперника. Мы же делаем такие приспособления «на глазок»: где-то подсмотрел, сказал «дяде Васе», он сварил. Так и тренируемся. Специализированной базы для подготовки сборных по регби в России нет.

Но ваш вид спорта все же прогрессирует?

И.К.: Безусловно, игроки становятся физически более развитыми, увеличивается специализация, спортсмены уже по-разному тренируются в зависимости от своего амплуа. Да и сами правила понемногу модернизируются, что делает регби более динамичным, уменьшает количество статических положений. Думаю, именно из-за высокого потенциала зрелищности регби-7 включили в программу Олимпийских игр. В «пятнашке» же значительную роль играют стратегические битвы за отыгрывание территории, малоинтересные неискушенному болельщику.