Взгляд президента

Большой спорт №4 (14) апрель 2007
Николай Цынкевич
Какова нынешняя цена русского басктебола и сколько зарабатывает за один домашний матч клуб ЦСКА, рассказывает генеральный директор баскетбольного клуба ЦСКА Сергей Кущенко.

Он пришел в ЦСКА пять лет назад и за этот весьма непродолжительный срок смог сделать клуб одним из самых успешных в Европе. В марте 2007 года руководство ЦСКА по согласованию с генеральным спонсором и вовсе пошло на сенсационный шаг, озвучив величину собственного бюджета и создав таким образом прецедент во всем российском спорте. Какова нынешняя цена русского басктебола и сколько зарабатывает за один домашний матч клуб ЦСКА, в интервью журналу BOLSHOI sport рассказывает генеральный директор баскетбольного клуба ЦСКА Сергей Кущенко.

Весной этого года ЦСКА первым из всех баскетбольных клубов сделал открытой информацию о своем бюджете. Насколько это повлияет на развитие клуба и на структуру всего российского баскетбола?

После смутной поры 1990-х мы каждый год предпринимаем что-то для чистоты и ясности нашего бизнеса. И естественно, такие шаги влияют на имидж клубов, приводят к большей структурированности и системности, что, в свою очередь, позволит нам привлечь новых спонсоров – а значит, и дополнительные деньги. Пример ЦСКА показывает, что приходит поколение новых управленцев. Сейчас таких в баскетболе не хватает катастрофически, потому хозяева клубов часто ставят «своих», которые в спорте не особенно разбираются и просто расходуют средства. Соответственно, нет никакого продвижения вперед.

Открытость бюджетов – это норма, нельзя допускать, чтобы это делалось плохо или медленно. Недавно на достаточно большом совещании один влиятельный и известный человек сказал: «Мне просто приносят деньги в портфеле и не просят никакой отчетности. Как от этого отказаться?» Пришло время, когда к этому нужно отнеститсь очень жестко. К примеру, в следующем сезоне обязать раскрыть информацию о бюджетах все баскетбольные клубы во всех лигах, мужских и женских. Ведь есть же законная налоговая база и для иностранцев, и для россиян. Спортивный бизнес в России – это симбиоз. Финансирование бывает бюджетным, муниципальным, к этому добавляются частные деньги, доходы от телетрансляций и прочее. Такой симбиоз должен быть понятен, регламентирован законом о спорте.

Существующий закон не работает?

Сейчас мы занимаемся его доработкой. Но дело движется медленно. Возможно, следует прислушаться к мнению профессиональных клубов, спортивных обществ, определения которых в законе сейчас прописаны очень смутно. Нужно пользоваться опытом успешных в этом отношении стран, посмотреть, как у них распределяются доли частного и государственного капитала. Нужен объединяющий взгляд сверху на финансовые вложения в спорт, и не только в баскетбол. Сейчас слишком многое делается хаотически: тут турнир, тут студенческая лига, там еще что-нибудь. А системы нет.

У Российской федерации баскетбола или суперлиги есть рычаги воздействия, которые позволят заставить все клубы раскрыть бюджеты?

Лига после рекомендации федерации может поставить этот вопрос на голосование. Его можно внести в регламент. Ведь, скажем, в сильнейшем баскетбольном чемпионате Европы – испанском – так и поступили. И это работает. К примеру, там каждый клуб, подающий заявку в элитную лигу, вносит депозит в размере миллиона евро. Все спонсоры обязаны подать документы от советов директоров, подтверждающих оговоренный бюджет. И тогда, если что-то сорвется, именно лига будет нести ответственность перед игроками, заключившими контракты с клубами, а юристы лиги – судиться с недобросовестными спонсорами.

Россия стремится к подобному?

Конечно. Первый шаг – добиться открытости бюджетов. Второй – возможно, ввести «потолок зарплат». Спонсорам нужно показать, что клубы – не бездонные бочки, что они умеют разумно распоряжаться полученными деньгами. Ведь сегодня в Европе именно из-за России поднимаются зарплаты. Раньше мы переплачивали, потому что никто не хотел к нам ехать. Сейчас тратим большие деньги, потому что выросли амбиции и команды стали выигрывать один еврокубок за другим. Качество баскетбола стало высоким, а продавать его некому. Есть единственный государственный телеканал «Спорт», но он диктует свои условия, с этим ничего не поделаешь. Рекламный бюджет в России – примерно пять миллиардов долларов. Допустим, культура и спорт претендуют на два миллиарда. Но происходит это абсолютно бессистемно. Позвонили «сверху», попросили поддержать – и все. Вот и весь бизнес.

Насколько баскетбол готов к такой структуризации?

Баскетбол готов к изменениям давно. Ни Российская федерация баскетбола, ни суперлига не стоят на месте. Говорится, к примеру, о создании союзной лиги, наподобие бывшего чемпионата СССР, но законодательно оформить это пока проблематично. И потом, создадим лигу, но куда продавать продукт? Есть спрос в Литве, в Латвии – и все. Мне иногда кажется, что если в NBA заявить ЦСКА, на матчи команды телеправа купят гораздо быстрее. Потому что в NBA четко обозначено понятие «потолка зарплат» и разработана схема продажи бренда лиги. С другой стороны, там людям действовать проще, поскольку они руководствуются едиными законами. В Евролиге же приходится преодолевать огромные трудности, ведь в России одна база налогообложения, в Словении – другая, в Италии – третья.

Вы знаете, сколько стоит сейчас российский баскетбол?

У ЦСКА в новом сезоне будет приличное увеличение бюджета – с 30 до примерно 40 миллионов долларов. В четверке ведущих клубов суперлиги – цифры примерно того же порядка. Дальше – меньше. Новичок суперлиги, красноярский «Енисей» финансируется муниципалитетом. Не знаю, сколько они наберут денег – пять, может, десять миллионов долларов за сезон. Поэтому общая стоимость бюджетов российской суперлиги в сезоне 2007/2008 составит более 200 миллионов долларов. Но потенциал клубов суперлиги оценить достаточно сложно. Своих арен у клубов нет. ЦСКА пользуется ареной «большого» ЦСКА, дворец УНИКСа построен правительством Татарстана, а «Динамо» – правительством Москвы. Никто не выстраивает свою деятельность как серьезный бизнес, все занимаются только баскетбольными делами да продажами билетов. Для сравнения, ведущие европейские клубы ворочают еще большими деньгами. Баскетбольные Real и Barcelona, к примеру, свободно пользуются ресурсами футбольных клубов, частью которых фактически и являются. То есть в 30 миллионов долларов годового бюджета Real не входят деньги, которые тратятся на аренду арены, самолета.

Насколько сегодня финансовое благополучие команды обеспечивает результативность в европейском баскетболе?

ЦСКА, по крайней мере, это удается. Я считаю, что мы самый стабильный европейский клуб. На протяжении последних пяти лет выступали в «финале четырех» Евролиги, один раз ее выиграли. Команда заслужила уважение соперников, спонсоров, и бренд сейчас можно считать неплохо раскрученным. И то, что нам не урезают, а увеличивают финансирование, говорит о многом. Поверьте, защита бюджета – дело непростое. Скажу по секрету, в первые два года моей работы многие компании говорили: мол, мы вам поможем, только вы о нас никому не сообщайте. А сейчас уже борьба за рекламные площади начинается. И около 20 процентов общей суммы бюджета сейчас заработать вполне реально.

Во сколько обходится клубу проведение одного домашнего матча, и покрывает ли эти расходы выручка от продажи билетов и атрибутики?

С легкостью. Со всеми лазерными шоу, приглашенными ведущими и прочим игра обходится в 150–200 тысяч рублей. А доходы, в зависимости от статуса матча, составляют 100–150 тысяч долларов. За минувший сезон ЦСКА заработал на этом около миллиона долларов.

Сейчас NBA каждый год устраивает «гастроли» своих клубов в различных городах Европы. В октябре 2006 года в Москве гостил Los Angeles Clippers. Приносят ли такие матчи какой-либо доход?

Наш первый опыт – приезд Los Angeles Clippers – принес доход, но минимальный. Но здесь главным для ЦСКА было не заработать, значение имел сам организационный принцип. В начале переговоров они собирались привезти сотню человек, которым требовалось предоставить автомобили, телефоны, оплатить два чартерных рейса. Мы возразили: «Минуточку. У нас все это здесь делает двадцать пять человек!» Полгода они упирались, потом вычеркнули из списка всех «специалистов». Плюс сошлись на том, что чартер они оплачивают сами. Мы сразу согласились только с размером гонорара, поскольку нам нужно было этот матч провести. Между прочим, именно с инициативы ЦСКА началась история традиционного теперь NBA Live Europe Tour. Сейчас, когда мы ведем подобные переговоры, то предлагаем делить доход пополам. Ну, 40 на 60. Но часть прибыли должна оставаться в Европе. Сначала американцы сопротивлялись, мотивируя это тем, что NBA – хороший бренд. Но ЦСКА занял жесткую позицию, и сейчас уже они предлагают нам партнерские отношения.
За приезд к нам они просили 500 тысяч долларов. Мы сказали: «Тогда мы к вам поедем. Сколько заплатите?» Они: «Пятьдесят тысяч». А ведь в Нью-Йорке живет много русских, будет большой интерес к мероприятию. Я говорю, дескать, зачем вы нас обижаете? Я такую сумму могу хоть сейчас снять с кредитной карточки. И мы переговоры прекратили. Этим летом в Париже была еще одна политическая встреча. Мы от имени Евролиги настаивали на партнерских отношениях. Пусть не на огромных суммах, но по крайней мере на сравнимых.

Принципиальную позицию ЦСКА поддерживает вся Европа?

Да. На совете Евролиги я сказал: «За такой тур NBA увезет от нас 10 миллионов евро. Мы что так богаты, что можем разбрасываться деньгами?» А с точки зрения спортивной составляющей мы уже не так отстаем. Заметьте, в прошлом году Barselona обыграла Philadelphia, а ЦСКА – Los Angeles Clippers.

Партнеры журнала: