Морской питбуль

Большой спорт №5(42)
Андрей Супранович
О генетической предрасположенности к парусному спорту, любви к европейскому футболу и желании повторить триумф Джеймс Спитхилл рассказывает журналу «Большой спорт».

Впервые за пятнадцать лет Кубок Америки вернулся в Соединенные Штаты. Одним из творцов этой победы был Джеймс Спитхилл, самый молодой шкипер за всю 158-летнюю историю турнира. Показательно, что в 1983 году престижный трофей отобрал у американцев австралиец Джон Бертранд, выступавший за Australia II. В 2010-м его соотечественник Спитхилл в составе BMW ORACLE Racing возвратил кубок в США, став, таким образом, вторым австралийским шкипером, выигравшим престижную регату.

О генетической предрасположенности к парусному спорту, любви к европейскому футболу и желании повторить триумф Джеймс Спитхилл рассказывает журналу «Большой спорт».

Вы приехали в Москву через месяц после сенсационной победы на Кубке Америки в рамках мирового турне BMW ORACLE Racing. Была ли у вашего визита какая-то особая миссия?

Думаю, наш приезд в Россию очень важен для развития в вашей стране парусного спорта. Сейчас обсуждается вопрос участия российской команды в следующем Кубке Америки. Это замечательная идея, давно пора начать работу в этом направлении. Всегда удивлялся, почему команды из Новой Зеландии, страны, в которой проживает всего 4 миллиона человек, регулярно выступают и даже выигрывают Кубок Америки, а 140-миллионная Россия лишена удовольствия болеть за своих. Считаю, что у вас должно все получиться, и буду рад, если мой нынешний приезд чем-то поможет российским яхтсменам.

Это далеко не первый ваш визит в Россию. Успели ли сформировать мнение о стране?

Да, я несколько раз был на матчевых гонках в Екатеринбурге. Искренне люблю вашу страну, очень понравилась Москва. Удивительно красивый город, особенно Красная площадь. Пожалуй, это одно из самых потрясающих мест в мире. Много слышал и о Санкт-Петербурге, но пока не удалось там побывать. Надеюсь, в ближайшем будущем получится устранить этот досадный пробел. Вообще главное, что успел заметить, – в России живут красивые и отзывчивые люди, большинство из которых интересуются спортом, в том числе и парусным.

Среди элиты парусного спорта довольно много австралийцев. Можно ли сказать, что ваша яхтенная судьба была во многом предрешена?

В каком-то смысле да. Я провел детство на маленьком острове неподалеку от Сиднея, где лодка – естественное средство передвижения. В школу, в магазин за покупками, в гости к друзьям, жившим на континенте, я плавал по морю. Островок действительно был крошечный, казалось, что в моем мире только дом и вода. Постоянно находиться в море – особый стиль жизни, в таких условиях сложно не научиться управлять самыми разными плавсредствами.

Яхтинг – ваша единственная страсть? Какими видами спорта вы увлекаетесь на суше?

Самыми разными. Я достаточно азартный человек, люблю соревноваться и побеждать. В школе не пропускал ни одного состязания, участвовал во всех турнирах, на которые мог попасть: играл в гольф, теннис, регби, занимался боксом и, конечно же, футболом.

Кстати, о футболе. Болеете ли за какой-нибудь топ-клуб?

Когда выдается свободная минутка, обязательно смотрю матчи. Не могу сказать, что являюсь фанатом одного клуба – у меня сразу несколько любимчиков. Во время выступ­лений за итальянскую команду Luna Rossa стал поклонником Juventus. Слежу за матчами Лиги чемпионов и испанского первенства, в котором, как правило, болею за Real. Ну и конечно, переживаю за Valencia, ведь база моей BMW ORACLE Racing находится в этом городе. Вообще-то я из Австралии, где регби всегда считалось популярнее футбола, но сейчас эти два вида спорта почти сравнялись по числу своих фанатов.

Знакомы ли вы с российским футболом? Можете назвать хотя бы одного игрока?

Нет, я не слежу за российским футболом настолько тщательно, чтобы запоминать фамилии игроков. Слышал только, что у России неплохая сборная. Прилично знаю лишь австралийцев и испанцев, ну и тех топ-игроков, о которых часто пишут газеты.

Вернемся к разговору о парусном спорте. В 2000 году вы впервые приняли участие в Кубке Америки, став самым молодым рулевым в истории турнира. Что, по вашему мнению, обусловило столь ранний успех?

Как я уже говорил, ходить под парусом я начал еще в детстве, что и позволило набрать нужный опыт в юном возрасте. Кроме того, меня всегда окружали очень хорошие учителя, помогающие и направляющие. В этом плане мне сильно повезло. Уже в 18 лет я подписал первый контракт с Young Australia, командой, ставшей отличным трамплином не только для меня, но и для многих других ребят, выступающих сегодня за различные страны. Думаю, нечто подобное надо обязательно создать и в России. Я уверен, в вашей стране есть талантливые яхтсмены. Единственное, чего им не хватает, – соревновательного опыта на высоком уровне и возможностей для профессионального роста. Если они все это получат, Россия, несомненно, внесет свой вклад в развитие мирового парусного спорта.

В этом году, через десять лет после дебюта, вы стали самым молодым чемпионом в истории Кубка Америки. И что дальше? Какие цели ставите перед собой сегодня?

Хочу выиграть Кубок во второй раз, ведь, как известно, сохранить титул гораздо сложнее, чем завоевать. Это серьезный вызов и моя основная цель на ближайшие три года. Мне нравится то, чем я занимаюсь, а это главная составляющая успеха.

Я достаточно азартный человек, люблю соревноваться и побеждать. Практикую агрессивный стиль управления яхтой. Стараюсь получить преимущество уже при старте. Моя философия – как можно быстрее занять выигрышную позицию, которая и позволит в дальнейшем победить в гонке

А завоевать олимпийскую медаль хотите? В 2012 году в Лондоне пройдет матчевая гонка, в которой вы не раз добивались успеха. Не хотели бы попробовать себя на Играх в Великобритании?

К сожалению, это невозможно. Участие в турнирах занимает много времени, равно как и подготовка к ним, так что мне не удастся распределить свои силы между Олимпиадой и остальными соревновани­ями. Предпочитаю сконцентрироваться на чем-то одном и добиваться там максимального успеха. А если пытаться успеть и здесь и там, то велика вероятность провалиться везде: и на Олимпиаде, и на Кубке. Может быть, когда-то я и приму участие в Играх, но сделаю это лишь в том случае, если буду уверен, что выложусь на олимпийском турнире на 100 процентов. Впрочем, у меня впереди еще долгая карьера.

Во время выступления за итальянскую команду Luna Rossa болельщики окрестили вас Питбулем. За что вы удостоились такого прозвища?

За агрессивный стиль управления яхтой. Я стараюсь получить преимущество уже при старте. Моя философия – как можно быстрее занять выигрышную позицию, которая и позволит в дальнейшем победить в гонке. Что касается итальянских болельщиков, то я никогда не забуду их искреннюю любовь к парусному спорту. Апеннинские фанаты болеют за свои команды с особой страстью, и я очень рад, что «поварился» в этом котле.

Почему же вы все-таки перешли к американцам, в BMW ORACLE Racing?

Американская команда предложила более высокий технологический уровень. Но главную причину стоит искать в составе BMW ORACLE Racing. Я очень обрадовался шансу поработать с легендарным шкипером Расселом Куттсом – четырехкратным обладателем Кубка Америки. Возможность оказаться под началом Ларри Эллисона, которого я считаю одним из лучших бизнесменов мира, также стала весомым козырем при переходе.

Финансовый вопрос, наверное, тоже сыграл значительную роль при принятии окончательного решения?

Не могу сказать, что деньги были определяющим фактором. После того как я собрался покинуть Италию, ко мне проявляли интерес несколько команд, в том числе и Alinghi, которую мы впоследствии обогнали в финале Кубка. Положа руку на сердце признаюсь: я действительно очень хотел поработать с Ларри и Расселом, так что именно из-за них и выбрал BMW.

Ну а все-таки, сколько вы сейчас зарабатываете?

Не имею права разглашать сумму контракта, но не думайте, что яхтсмены много зарабатывают, – футболисты, регбисты и бейсболисты получают гораздо больше.

Все дело в специфике нашего вида: все же яхтинг – спорт для избранных, телевидение показывает его по остаточному принципу, да и многое остается за кадром. Впрочем, моего гонорара на жизнь вполне хватает.

Какие-то суммы, вы, конечно, получаете и от спонсоров. Они сопоставимы с вашей зарплатой?

В парусном спорте спонсорские контракты не играют такой большой роли, как в теннисе или гольфе. Так что значительную часть моих доходов составляет именно командная зарплата. Для меня, как и для других яхт­сменов, рекламный договор с каким-нибудь известным производителем не является способом заработать, а представляет собой взаимовыгодное сотрудничество – мы рекламируем ту или иную марку, а спонсор в своих роликах – нас и наш спорт.

Вы путешествуете, много времени проводите в море. Как часто бываете дома, видитесь с близкими?

В Австралии, к сожалению, бываю редко, не более трех недель в год. Чаще всего – на Рождество, когда в Европе зима и нет гонок. Разлука с домом – как раз та часть работы, которая мне не нравится. Жаль, что любимый спорт лишает возможности видеться с семьей. Правда, жена живет со мной в Валенсии.

Кроме Австралии, где вы еще проводите отпуск? Может быть, отдыхаете от моря в горах?

Не удивляйтесь, но мое любимое место – Бермуды. Если изредка выдадутся свободные деньки, то их тоже провожу на воде – занимаюсь виндсерфингом, дайвингом, смотрю на закат. С морем связана вся моя жизнь. Кроме того, очень люблю Италию и уже успел оценить Москву. Красивый город, я постараюсь почаще здесь бывать.