Европейская идентичность Зорана Планинича

Большой спорт №5(42)
Дмитрий Маслов
О перспективах клуба в Евролиге и чемпионате России, а сборной Хорватии – на первенстве планеты, отношении к Москве и тренерскому ремеслу Зоран Планинич рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Узнав об интересе со стороны ЦСКА летом 2008 года, Зоран Планинич проехал на машине несколько сотен километров для того, чтобы встретиться с главным тренером армейцев Этторе Мессиной и лично сообщить ему о своем желании выступать в «сильнейшем клубе Европы». В команду знаменитого итальянца хорватский разыгрывающий перешел, но своим первым сезоном в России был не слишком-то доволен: ему не удалось стать в ЦСКА игроком стартовой пятерки, а сам клуб уступил в финале Евролиги греческому Panathinaikos. Годом спустя значительно обновленная армейская команда вновь вышла в «Финал четырех» самого престижного клубного турнира континента, а плеймейкер с Балкан стал ее ключевым игроком. О перспективах клуба в Евролиге и чемпионате России, а сборной Хорватии – на первенстве планеты, отношении к Москве и тренерскому ремеслу Зоран Планинич рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

В «Финал четырех» Евролиги 2010 года попали Regal FC Barcelona и белградский Partizan – два принципиальных соперника лично для вас. Чего вы ожидаете от противостояния с ними?

Regal FC Barcelona – команда с огромными традициями, и в обоих проведенных мною в TAU Cerámica сезонах в финале испанского первенства мы встречались именно с ней: сначала уступили, затем выиграли. С тех пор соперник ЦСКА по полуфиналу Евролиги стал сильнее – в его составе опытные, атлетичные баскетболисты, справиться с которыми будет непросто. Partizan – весьма специфическая команда, тренер которой Душко Вуйошевич славится умением превращать перспективную молодежь в звезд. Каждый год у него новый состав – и постоянно блестящие результаты, это нечто невероятное.

Неужели вы думаете, что Partizan выйдет в финал?

Конечно, Olympiacos сильнее по составу, но сбрасывать Partizan со счетов я бы не стал – они полностью выкладываются в каждом матче и борются до конца. И все же если бы мне пришлось ставить деньги на исход противостояния – отдал бы предпочтение грекам.

И ЦСКА?

Думаю, что в целом Regal FC Barcelona сильнее, наш соперник считается фаворитом. Но в отдельно взятом матче может случиться все что угодно. Ставить деньги на поражение таких парней, как Рамунас Шишкаускас, Джон Роберт Холден и Траджан Лэнгдон, я бы не рискнул.

К прошлому «Финалу четырех» вы подошли в качестве игрока, выходящего на замену, сейчас же являетесь одним из лидеров клуба. Как оцениваете нынешний сезон в целом?

Безусловно, он складывается гораздо лучше предыдущего. В прошлом году я только осваивался в команде, где было много старожилов, которым тренер доверял больше. Я относился к этому спокойно – все же являюсь в первую очередь командным игроком. Сейчас у нас только шесть ветеранов, и нам приходится вкалывать «и за себя, и за того парня». Никто не ожидал от ЦСКА выхода в «Финал четырех» Евролиги, однако мы едем в Париж. И мне это нравится, я доволен ролью в коллективе. Впрочем, если побеждаем, радуюсь всегда, вне зависимости от того, сколько минут провел на площадке.

А в целом вы довольны своим игровым временем?

Вполне, хотя человек всегда хочет большего, чем имеет.

Нередко доводится слышать, что вы можете лучше проявить себя на позиции атакующего, а не разыгрывающего защитника…

Я могу выступать на обеих, хотя, по правде говоря, отдавать передачи люблю больше, чем бросать по кольцу. Психологически мне ближе позиция плеймейкера, для того чтобы играть атакующего, не хватает эгоизма.

Но ведь вы слишком высоки для разыгрывающего…

Когда я начинал играть в баскетбол, всегда был самым низким и тощим в команде, вырос в старших классах. За год прибавил около 15 сантиметров, даже появился сколиоз, однако тренеры решили меня не переквалифицировать.

Приглашая вас в команду, Этторе Мессина сразу сказал, что собирается выпускать на замену. А был ли у вас обстоятельный разговор о своей роли в клубе со сменившим итальянца Евгением Пашутиным?

Нет, но по большому счету моя роль не изменилась. Я очень уважаю Джона Роберта Холдена и считаю, что как игрок он сильнее меня. Именно Холден начинал сезон в стартовой пятерке, однако из-за простуды пропустил несколько матчей, а когда выздоровел, попросил Евгения Пашутина ничего не менять. Лично для меня он – суперигрок, так что, когда захочет, не задумываясь уступлю ему место в стартовом составе.

Мой роман с NBA завершился. Я мечтал попасть в эту лигу с детства, отыграл там три сезона и неплохо изучил местную систему. Так что выбираю Европу вполне осознанно. За океаном баскетбол более индивидуальный, атлетичный, зрелищный, на европейском же континенте больше внимания уделяется командной игре, и такой подход мне ближе. В ЦСКА я всем доволен и не прочь продолжить выступления за московский клуб

Мессина считается очень жестким тренером, в то время как Пашутин – более демократичным. Многое ли поменялось в команде с его приходом на пост рулевого?

Мессина любит все контролировать лично, и спортсменам такая манера порой не нравится. Зато они любят побеждать, а с итальянцем ЦСКА выигрывал. Пашутин другой, он ближе к игрокам, может мы­сленно поставить себя на их место, и баскетболисты благодарны ему за это. Мы готовы выходить на площадку и побеждать лично за Евгения.

Как-то Мессина назвал Матьяжа Смодиша оптимальным для него игроком. А у Зорана Планинича есть «его» тренер?

Это Невен Спахия. Он работал со мной в юношеской сборной Хорватии, когда мы заняли второе место на первенстве мира, включил меня в 18-летнем возрасте в стартовую пятерку Cibona, возглавлял TAU Cerámica, когда мы стали чемпионами Испании.

Вы родились в Боснии и Герцеговине, а выступаете 
за Хорватию. Почему?

В Мостаре до сих пор живут мои родители, они хорваты, как и большая часть населения этого городка. Я бы никогда не согласился играть за Боснию и Герцеговину, поскольку не являюсь боснийцем. Например, вы россиянин, а живете в Финляндии, женились там на русской девушке. За какую страну вы будете выступать?

Но ведь Джон Роберт Холден играет за сборную России?

Это совсем другое дело, он американец. А я по национальности хорват и представляю свою страну.

В мае заканчивается ваш контракт с ЦСКА. Что дальше? Может, попробуете вернуться в NBA?

Скажу откровенно: мой роман с NBA завершился. Я мечтал попасть в эту лигу с детства, отыграл там три сезона и неплохо изучил местную систему. Так что выбираю Европу вполне осознанно. За океаном баскетбол более индивидуальный, атлетичный, зрелищный, на нашем же континенте больше внимания уделяется командной игре, и такой подход мне ближе. В ЦСКА я всем доволен и не прочь продолжить выступления за московский клуб. Посмотрим, предложит ли он продлить соглашение.

А как насчет его условий?

Говорить об этом преждевременно. Впереди самые важные матчи, и произойти может все что угодно. Вдруг получу травму или проиграем чемпионат России? Сейчас же могу лишь сказать, что чувствую себя в Москве очень комфортно.

Поговаривают, вы дружите с полузащитником «Локомотива» Томиславом Дуймовичем. Это правда?

Да, мы иногда обедаем вместе, однако видеться получается не часто – тренировки и игры отнимают много времени. Кроме Дуймовича, дружу с некоторыми одноклубниками. В Москве со мной живет супруга Марина, проводим досуг вместе. В город стараюсь выбираться только по выходным – из-за пробок нет гарантии, что смогу вовремя вернуться.

Значит, кроме Дуймовича, с представителями хорватской диаспоры не общаетесь?

В Москве не много моих соотечественников, в отличие от сербов. Мой одноклубник Виктор Кейру как-то заявил: «Вы, югославы, слегка сумасшедшие: у себя на родине ссоритесь, а за границей – лучшие друзья». И это правда, в Москве я часто общаюсь с сербами, даже хожу в их национальные рестораны.

На чемпионате Европы 2009 года сборная Хорватии заняла шестое место. Как оцениваете этот результат?

Конечно, это неудача. Единственное, что радует, – пробились на чемпионат мира. Наша команда подошла к первенству континента недостаточно подготовленной. В частности, из-за травм. Думаю, такие ветераны, как Сандро Ницевич, Давор Куш, Никола Пркачин, Марино Баздарич, закончат выступления за национальную команду и нас ждет значительное омоложение. Подозреваю, в свои 28 лет буду самым возрастным игроком сборной Хорватии. Анте Томич, Роко Укич, Марко Томас, Станко Барач, Крешимир Лончар, Марко Попович – вот будущее нашей команды. Посмотрим, какие требования к игрокам предъявит новый главный тренер Йосип Вранкович, в каком направлении будет реформировать команду. Но уверен: будущее у сборной Хорватии есть.

Предполагаете, что на чемпионате мира можно будет завоевать медали?

Конечно, США, Аргентина и Испания – фавориты. Но если удача не отвернется от нас, до полуфинала вполне можем добраться. Лично я считаю, что чемпионат мира – более легкий турнир, чем первенство континента, поскольку там выступают десять команд, от которых можно ждать чего угодно, а в августе-сентябре в Турции будут три явных фаворита и все остальные.

Регулярный чемпионат России ЦСКА завершил тремя поражениями кряду. В чем причина?

После попадания в «Финал четырех» Евролиги команда немного расслабилась психологически, а календарь оказался жестким. К тому же отсутствовал Александр Каун, являющийся ключевой фигурой при оборонительных построениях. Он придает мощи нашей защите.

«Короткую» скамейку запасных называют главной проблемой нынешнего ЦСКА. Согласны?

Ближе к концу сезона нам действительно стало тяжелее, но если обойдемся без травм, все будет в порядке. Думаю, классных игроков у нас хватает.

А в какой форме находится восстановившийся после тяжелой травмы Матьяж Смодиш?

После восьми месяцев отсутствия словенцу очень нелегко, однако само его присутствие на площадке и в раздевалке здорово помогает команде. Да и соперники, видя Смодиша в составе ЦСКА, совсем по-другому воспринимают нашу команду. Конечно, никто не ожидает, что Матьяж будет набирать по 20 очков за матч, однако понемногу он восстанавливает форму и к следующему сезону будет в полном порядке.

Вы согласны с тем, что в нынешнем сезоне «Химки» как минимум не уступают ЦСКА?

Нет, конечно. Одна победа – не показатель, я по-прежнему уверен, что ЦСКА – лучший клуб России. И три поражения кряду в чемпионате только помогут сфокусироваться, собраться ментально. В играх на выбывание мы будем гораздо сильнее.

А с кем бы вы хотели встретиться в финале чемпионата России – «Химками» или УНИКСом?

Мне все равно. Сначала надо выиграть четвертьфинал, затем пройти, скорее всего, «Динамо», а потом победить в финале. Все равно кого. Если будем действовать в защите так же, как в своих лучших матчах, все получится.

Существует ли баскетболист, против которого вам наименее удобно действовать персонально?

Такого нет. В противостоянии «один на один» я никого не боюсь. Правда, в нынешнем сезоне у нас есть проблемы с преодолением зонной защиты.

Вы уже решили, куда отправитесь в отпуск?

Сначала – на две недели в Америку, чтобы отрешиться от баскетбола, затем на родину, после чего начнется подготовка сборной Хорватии к чемпионату мира. Надеюсь, обойдусь без травм.

Вы уже думали над тем, до какого возраста будете выступать, чем займетесь по окончании карьеры?

По собственным ощущениям, смогу играть еще пару десятилетий. И точно уверен, что лет пять на высшем уровне в запасе есть. В юном возрасте я даже не мог представить себя тренером, однако с годами, поработав с такими людьми, как Этторе Мессина, Невен Спахия, Велимир Перасович, Евгений Пашутин, стал по-другому смотреть на эту профессию. Так что, вполне возможно, стану тренером. Но не исключен и другой путь. Сейчас у меня нет никакого бизнеса, живу только баскетболом и, если захочу вложить куда-то деньги, воспользуюсь услугами профессионалов. Однако по окончании карьеры смогу и сам заняться коммерцией.