Битва за Америку

Большой спорт №5(42)
Евгения Бакунова
33-й розыгрыш Кубка Америки, прошедший в Валенсии в феврале этого года, завершил длинный этап в истории старейшего в мире парусного соревнования.

33-й розыгрыш Кубка Америки, прошедший в Валенсии в феврале этого года, завершил длинный этап в истории старейшего в мире парусного соревнования. После 15-летнего отсутствия серебряный кувшин, о котором мечтают все профессиональные яхтсмены, вернулся в США. Но триумфальная победа BMW ORACLE Racing стала знаковой не только со спортивной точки зрения. Она подвела итог в двухлетней судебной тяжбе с дефендером Кубка – швейцарской командой Alinghi. Противники наконец-то встретились в море и выяснили отношения в открытой борьбе.

История старейшей парусной регаты восходит к 1851 году, когда в гонке вокруг острова Уайт шхуна America, представлявшая Нью-Йоркский яхт-клуб, победила английские команды. Американцы намного обогнали соперников и выиграли приз Королевской яхтенной эскадры – Кубок 100 гиней, названный впоследствии Кубком Америки (America’s Cup). Всем известна история о том, как королева, наблюдавшая за гонкой, в момент финиша America спросила стоявшего рядом офицера: «Какая яхта идет первой?» «America», – последовал ответ. «А какая второй?» – «Второй нет, Ваше Величество!» – ответил офицер. Преимущество лидера составило 18 минут. Справедливости ради стоит напомнить, что второй пришла Aurora, значительно уступавшая по размерам America. Однако правила гонок того времени не предусмат­ривали пересчета времени в соответствии с габаритами яхт. В противном случае победителем была бы признана именно Aurora.

Владелец America увез трофей домой и подарил его своему нью-йоркскому клубу. В дарственной (Deed of Gift), подписанной в 1857-м, говорилось: «Любой яхт-клуб мира может вызвать владельца Кубка (дефендера) на матч за его обладание». С тех пор эта дарственная и определяет основные правила розыгрыша турнира. Документ также регулирует и отношения дефендера и челленджера (Challenger of Record), которые «по обоюдному усмотрению могут заключить договор об удовлетворяющих обоих дате, месте проведения, курсах и числе гонок, технических правилах и прочих условиях матча».

Кругосветные странствия 
серебряного кувшина

Во все времена Кубок Америки был пределом мечтаний как профессионалов, так и любителей парусного спорта. 132 года яхт-клуб Нью-Йорка держал эту престижную награду у себя, и претендентов на нее вполне справедливо называли безнадежными оптимистами. Впервые вожделенный серебряный кувшин покинул США в 1983-м, когда в Ньюпорте Алан Бонд привел яхту Australia II к победе. Так Кубок Америки оказался в австралийском Перте и эре бесспорного американского превосходства в яхтинге наконец-то пришел конец.

В том же 1983-м в качестве процедуры отбора претендента на регату был учрежден Кубок Louis Vuitton. И четыре года спустя во Фримантле турнир проводился уже в новом, мультикомандном формате – за право сразиться с дефендером боролись 13 команд, в том числе шесть из США. В финальном заезде американская яхта Stars and Stripes победила австралийскую Kookaburra III, и серебряный трофей вернулся в США, но теперь уже во владение яхт-клуба Сан-Диего.

В 1995-м Team New Zealand под руководством Питера Блэйка и Расселла Куттса выиграла парусную битву у Stars and Stripes. Трофей вновь покинул Американский континент, отправившись в Окленд. В 2000-м «киви» успешно защитили свое владение в матче против итальянской Prada Challenge. После этой впечатля­ющей победы Куттс и другие яхтсмены покинули новозеландцев и вошли в только начавшую формироваться швейцарскую Alinghi.

В 2003 году этот синдикат во главе с Эрнесто Бертарелли и Расселлом Куттсом в качестве шкипера победил Team New Zealand. Впервые с 1851 года серебряный трофей оказался в Европе. Спустя четыре года Alinghi повторила свой триумф, обыграв в Валенсии все ту же новозеландскую яхту. И с этого момента в новейшей истории самого старого в мире спортивного соревнования начались смутные времена.

Судебная свара

Сразу по завершении 32-го розыгрыша Кубка, прошедшего в Валенсии в июле 2007-го, Alinghi подписала договор с новым первым челленджером (Challenger of Record) – испанским яхт-клубом Club Nautico Espanol de Vela (CNEV) и опубликовала протокол будущих соревнований. Однако не всем участникам турнира такая инициатива пришлась по душе. Многие посчитали, что Alinghi пытается монополизировать регату. В частности, среди недовольных оказалась и компания Louis Vuitton, генеральный партнер предматчевых гонок, которая в качестве своеобразного знака протеста отказалась от спонсорства Louis Vuitton Cup.

Американский яхт-клуб Golden Gate Yacht Club, представляющий интересы BMW ORACLE Racing, пошел еще дальше и подал на Alinghi в суд с требованием признать CNEV незаконным первым челленджером. До сих пор главным документом, регламентирующим проведение старейшей парусной регаты, является вышеупомянутая дарственная. А в ней говорится, что первым челленджером может стать только существующий яхт-клуб. Испанский же CNEV был создан недавно и «специально» под конкретный проект – Кубок Америки. Именно этот момент и оспаривали в суде команда BMW ORACLE Raсing и ее владелец Ларри Эллисон, параллельно выдвинув идею проведения матча на многокорпусных лодках.

33-й розыгрыш Кубка Америки займет особое место в истории. Он поставил точку в продолжительной судебной тяжбе, в течение двух лет сотрясавшей регату. Для финального выяснения отношений команды Alinghi и BMW ORACLE Racing построили суперсовременные парусные болиды – катамаран и тримаран, превратив тем самым старейший спортивный турнир в банальную битву конструкторов

В марте 2008-го суд Нью-Йорка удовлетворил иск Эллисона и признал испанский Club Nautico Espanol de Vela нелигитимным первым челленджером, передав это право Golden Gate Yacht Club и BMW ORACLE. Команды начали тренировки на катамаранах, а розыгрыш Кубка назначили на март 2009-го. Однако Alinghi с положением дел не смирилась и подала апелляцию. В июле 2008-го ее обжалование удовлетворили, и ситуация вновь замкнулась: испанский клуб опять признали законным первым челленджером. Пытаясь закрепить отвоеванные позиции, Alinghi объявила о подготовке к Кубку в прежнем «групповом» формате. К этому моменту число челленджеров уже достигло 19. Среди них, к слову, находился и российский синдикат.

В свою очередь, BMW ORACLE подала апелляцию на апелляцию. Этот судебный процесс длился целых шесть месяцев. И только 2 апреля 2009-го Апелляционный суд Нью-Йорка принял решение в пользу Golden Gate Yacht Club и признал его первым челленджером в 33-м розыгрыше Кубка Америки. Это судебное решение снова перечеркнуло все инициативы Alinghi, накануне объявившей Валенсию местом проведения гонки. Постановление суда также регламентировало сроки турнира – не раньше чем через 10 месяцев с момента принятия решения, то есть весной 2009-го. Формат регаты судом не определялся и оставался полностью в ведении дефендера и первого челленджера.

К этому моменту Ларри Эллисон и BMW ORACLE уже перестали настаивать на проведении матча «один на один» на многокорпусных яхтах и предложили вернуться к варианту, предполагающему участие всех челленджеров, подавших к этому моменту заявки. Единственное, что не устраивало BMW ORACLE, – правила класса. На их пересмотре синдикат продолжал настаивать, считая, что они были разработаны Alinghi единолично, без учета мнения других участников турнира. Все должно было решиться на встрече команд и их владельцев, упорно не желающих лично обсуждать все спорные моменты.

Обиды и амбиции

В конце апреля эпохальная встреча Alinghi и BMW ORACLE наконец-то состоялась: Эрнесто Бертарелли и Ларри Эллисон определили судьбу будущего розыгрыша. Но тут дело вновь приняло неожиданный оборот – SNG и Alinghi отвергли предложение Golden Gate Yacht Club о проведении турнира в групповом варианте на однокорпусных лодках. Теперь швейцарцы настаивали на том, чтобы соревнования прошли на многокорпусниках. «Мы принимаем вызов Golden Gate и готовы сражаться в 2010 году на 90×90-футовом катамаране», – заявило руководство Alinghi, предложив также сделать турнир открытым и для других команд. Эта последняя инициатива швейцарцев вызвала недоумение в парусном мире – стало совершенно очевидно, что если розыгрыш Кубка состоится в 2010-м, то ни у одной из команд не будет времени на постройку катамаранов. Так и произошло.

В начале лета большинство яхт попросту вышли из состава челленджеров, и стало ясно, что 33-й розыгрыш состоится в формате «один на один». Более того, продолжительная судебная тяжба причинила серьезный урон имиджу и значимости регаты и оставила не у дел множество профессиональных команд. Некоторые из них, понеся значительные финансовые потери, могут вообще не вернуться в Кубок. Отказавшись от спонсорства предматчевого турнира, Louis Vuitton учредила собственную гонку – Louis Vuitton Trophy, в которую с огромным энтузиазмом влились синдикаты, оставшиеся «за бортом» Кубка Америки.

Тем временем противоборствующие стороны BMW ORACLE Racing и Alinghi вроде бы договорились, и парусный мир стал с нетерпением ждать матча, назначенного на февраль 2010-го. Однако, увы, это был еще не конец судебного противостояния.

Незадолго до определения времени гонки BMW ORACLE подала очередной иск в суд, оспаривая право Alinghi использовать паруса, произведенные в США. Казалось, что матч вновь перенесут на другое время, но суд сработал быстро, выступив на стороне швейцарцев и решив таким образом и судьбу 33-го розыгрыша старейшего спортивного состязания планеты.

Битва конструкторов

Валенсия встречала Кубок Америки с воодушевлением. Однако размах мероприятия был все же маловат для такого события – сказалась неопределенность в ходе подготовки матча. Да и февраль не слишком подходящий месяц для привлечения зрителей. Тем не менее регату посетило более 200 тысяч человек, что не так уж плохо для «несезона».

За двадцать с лишним лет болельщики успели подзабыть, что такое «классический» Кубок Америки. А отсутствие мультикомандного формата заметно снизило как эмоциональный накал турнира, так и энтузиазм зрителей. Но отчасти все проблемы окупались новыми, доселе невиданными снарядами, на которых разыгрывалась гонка. Катамаран Alinghi и тримаран BMW ORACLE Racing являли собой средоточие всех современных технологий мирового парусного спорта и разрабатывались с единственной целью – победить. О бюджетах, потраченных на их производство, можно было только догадываться, и очевидным казался лишь один факт: с конструкторской задачей обе команды справились превосходно, построив самые быстрые в мире парусные болиды. Дело оставалось за малым – выяснить, какой из них быстрее.

Правила 33-го розыгрыша Кубка также заметно отличались: матч разыгрывался из трех гонок. Первая включала два этапа длиной по 20 миль: один – на ветер, другой – по ветру. Вторая гонка представляла собой треугольник: три отрезка длиной 13 миль каждый. Третью гонку предполагалось проводить по правилам первой и в качестве запасного варианта, в случае если победитель не будет определен в ходе предыдущих заездов. А вероятность такого развития событий отнюдь не исключалась.

И вот наконец катамаран и тримаран непримиримых соперников встретились в море. Их скорости действительно впечатляли. «Яхта» BMW ORACLE «делала» до 30 узлов при ветре 15–17 узлов – и, судя по всему, такие показатели не являлись пределом. Композитный парус-крыло, установленный на тримаране американцев, работал отлично даже на очень слабых ветрах. Но, добившись преимущества в чем-то одном, обязательно где-то потеряешь. Так же и здесь – эти гоночные болиды довольно сложны в управлении, медлительны при маневрах и требуют почти идеальных погодных условий. Опасной для них становится даже полутораметровая волна.

Гонки на этих «яхтах» значительно отличались от того, что мы привыкли видеть на Кубке Америки в последние годы – минимум маневров и отсутствие «ближнего боя». Первый заезд выиграла BMW ORACLE, причем с огромным преимуществом – обогнав соперника на 10 минут. Такого турнир не видел давно, и стало очевидно, что в битве конструкторов победили американцы.

Проиграв первую гонку, хозяин и по совместительству рулевой Alinghi Эрнесто Бертарелли выглядел подавленным – он был уверен во впечатляющих скоростных возможностях своего катамарана. Изо всех сил Бертарелли держал кураж, объясняя, что еще не все потеряно. Однако и он сам, и зрители, и эксперты понимали – техническое преимущество на стороне BMW ORACLE, и оно неоспоримо.

Долгие 132 года Соединенные Штаты безоговорочно доминировали в парусном спорте, а заветным серебряным кувшином владел яхт-клуб Нью-Йорка. В 1983-м впервые в истории Кубок Америки выиграла яхта Australia II и трофей перебрался через океан. В 2003-м швейцарская Alinghi наконец-то привезла его в Европу. В 2010-м престижная награда вновь вернулась в США

Уже после первой гонки большая часть журналистов засобирались домой, справедливо полагая, что чуда не случится. И они оказались правы – второй заезд вновь продемонстрировал техническое превосходство BMW ORACLE, выда­ющиеся конструкционные характеристики тримарана и его крыла. Так 33-й Кубок Америки откровенно превратился в соревнование конструкторов, а не команд.

После своей безоговорочной победы BMW ORACLE Racing вернула исторический трофей в США. Шкипер и управляющий команды Расселл Куттс поставил личный рекорд, став победителем в Кубке в четвертый раз. И хотя он и не единственный, кто добился столь впечатляющего результата, это достижение ставит его в особую категорию профессионалов высшего класса. (В 2007 году шкипер Alinghi Брэд Баттеруорт также стал четырехкратным обладателем серебряного кувшина.)

Новые перспективы

Воодушевленная триумфом команда BMW ORACLE Racing провезла по американским городам выигранный трофей и уже задумалась о следующем турнире. И хотя его финальный матч состоится еще не скоро – по предварительным данным летом 2014-го, процесс подготовки к нему идет довольно активно. Появился и первый челленджер – команда Mascalzone Latino Audi, представляющая римский яхт-клуб. Место проведения 34-го розыгрыша пока неизвестно, но, скорее всего, владелец BMW ORACLE Ларри Эллисон, потративший на завоевание трофея десять лет, захочет организовать его в водах родного яхт-клуба – в Сан-Франциско. «Мультикомандный розыгрыш состоится при наличии абсолютно независимого менеджмента регаты, независимых судей и при открытом обсуждении со всеми командами» – такое заявление Ларри сделал в феврале в Валенсии. Будущие команды-челленджеры, по словам СЕО BMW ORACLE Расселла Куттса, уже начали предварительные консультации о классе турнира. Представители дефендера подчеркивают, что лодка-2014 устроит все команды, а бюджеты синдикатов по возможности постараются минимизировать, чтобы привлечь к регате как можно больше команд. Насколько это вообще реально, увидим в будущем, а пока старейшее в мире парусное соревнование получило новые импульсы и перспективы.