Чисто спортивный интерес

Большой спорт №5(42)
Сергей Подушкин
«Большой спорт» представляет свой хит-парад самых громких финансовых скандалов мирового спорта.

Современный спорт уже давно превратился в большой бизнес. Естественно, со всеми сопутствующими побочными эффектами. Растраты, нецелевое использование средств и коррупция… Ведь чем крупнее спортивное мероприятие, тем больше средств на него приходится тратить из госбюджета. А делать это можно по-разному. В последние годы спортивный мир сотрясает все больше скандалов вокруг организации Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы по футболу, гонок «Формулы-1». Иногда такие дела заканчиваются тюрьмой и увольнениями, но зачастую все ограничивается разоблачительными статьями в прессе без каких-либо серьезных последствий.

«Большой спорт» представляет свой хит-парад самых громких финансовых скандалов мирового спорта.

Тендер по-африкански

При всем уважении к Черному континенту, о разворовывании средств африканские чиновники всех мастей знают не понаслышке. Уровень коррупции там просто зашкаливает. Особенно когда речь идет о таком крупнейшем и «лакомом» мероприятии, как чемпионат мира по футболу. Неудивительно, что суммы затрат на строительство спортивных сооружений к мундиалю-2010 по сравнению с изначально заявленными вдруг начали расти как на дрожжах. Не обошлось, само собой, и без громкого скандала. С фатальными последствиями.

Как именно ЮАР получила право на проведение чемпионата мира по футболу – вопрос, требующий отдельного расследования. Известно, что Зепп Блаттер настойчиво проталкивал заявку ЮАР еще в 2000 году и в итоге даже прибегнул к организационной уловке, объявив о введении ротации континентов. И остается только догадываться, насколько бескорыстной была любовь главы FIFA к Черному континенту

Несколько лет назад вице-президент Федерации футбола ЮАР и член оргкомитета Джимми Мохлала обрушился с обвинениями на своих коллег. Он инициировал расследование действий чиновников, занимающихся организацией тендеров на строительство арен и других объектов к главному футбольному турниру. И публично обвинил конкретных государственных мужей в подтасовке результатов тендера на возведение в городе Нелспрейте Mbombela Stadium с целью личного обогащения. А затем еще и пожаловался на давление со стороны некоторых членов Африканского национального комитета. Впрочем, в ответ Мохлала только нарвался на встречные обвинения и расследования. Столь громкий скандал не мог не закончиться без трагических последствий: и в начале января 2009-го борец с коррупцией был убит неизвестными неподалеку от своего дома при весьма подозрительных обстоятельствах.

Погорел из-за любовницы

В Китае со взяточниками не церемонятся, пытаясь искоренить коррупцию любыми средствами. Вплоть до смертной казни нечистых на руку чиновников за нанесение экономического ущерба в особо крупных размерах. Осенью 2008-го суд города Хэншуя приговорил бывшего вице-мэра Пекина Лю Чжихуа к высшей мере, пусть и с отсрочкой на два года. В качестве взяток Лю Чжихуа, отвечавший в столице Олимпиады-2008 за городское планирование и строительство спортивных сооружений, получил в общей сложности миллион долларов. Но ущерб государству злоупотреблявший своим служебным положением на протяжении семи лет (с 1999-го по 2006-й) чиновник, само собой, нанес куда более значительный, ведь через его руки прошли почти 40 милли­онов долларов. Кроме того, товарищ Лю организовал финансовую аферу с участием собственной любовницы. Сделав ее хозяйкой одной из строительных компаний, он обеспечивал женщине выгодные подряды на возведение олимпийских объектов. Правда, сам Лю Чжихуа на суде тщетно уверял, что его оклеветали недоброжелатели.

Нажиться на «Формуле-1»

Благодаря усилиям чиновника Ю Жифея Гран-при Китая с 2004-го получил постоянную прописку в мире «Формулы-1». Тогда функционера, занимавшего пост директора автодрома в Шанхае, хвалили все кому не лень, называя настоящим и преданным энтузиастом автоспорта. Но три года спустя выяснилось, что этот «энтузиаст» – всего лишь нечистоплотный и проворовавшийся делец. В 1990-х годах Ю Жифей потратил на личные нужды около 100 тысяч евро из казны футбольного клуба Shanghai Shenhua, президентом которого являлся в те годы. А потом взялся и за автоспорт. Всего на организацию дебютного Гран-при из государственного бюджета было израсходовано около 160 миллионов евро, 100 тысяч из которых ушли на покупку дома для Ю Жифея. Вскоре любитель «Формулы-1» в компании других расхитителей из Шанхая (там в коррупционных скандалах погрязла даже городская верхушка компартии) попал под суд. Но Ю Жифею повезло – в январе 2008-го его приговорили лишь к четырем годам лишения свободы.

Тюрьма вместо президентства в МОК

Коррупционная «зараза» проникла даже в самое сердце Международного олимпийского комитета. Бывший вице-президент МОК кореец Ким Юн Ен долгие годы считался вторым человеком в этой могущественной организации после Хуана Антонио Самаранча. А в 2001-м на выборах нового главы уступил только Жаку Рогге. Но, как выяснилось, опытный функционер был абсолютно чужд идеалам олимпийского движения, да и патриотизму тоже. На первое место он всегда ставил деньги и власть. Сначала соотечественники Ена из заявочного комитета Пхенчхана обвинили чиновника в лоббировании интересов конкурирующего Ванкувера. Понятно, что интересы канадцев тот отстаивал не просто так, а в обмен на гарантированное место вице-президента МОК. Ванкувер, как мы уже знаем, те выборы выиграл, Ким Юн Ен получил заветную должность и на все нападки ответил встречными исками.

Однако корейская полиция не дремала. Обыскав дом высокопоставленного спортивного чиновника, она обнаружила наличную валюту и чеки банков США на общую сумму 1,5 миллиона долларов. Рассказам Ена о благотворительном фонде, собирающем средства на нужды африканского спорта, никто не поверил. В результате расследования выяснилось, что в качестве вице-президента МОК и, в особенности, президента Международной федерации таэквондо он получил взяток на общую сумму 3,37 миллиона долларов. На счастье Ена, Корея – не Китай. С учетом преклонного возраста, прежних заслуг перед Отечеством и чистосердечного признания чиновника приговорили всего лишь к 2,5 года тюрьмы, а потом и вовсе выпустили на поруки. Разве что свои высокие посты корейцу все же пришлось покинуть.

Слишком щедрая компания

Организация таких масштабных мероприятий, как Олимпиада, всегда привлекает представителей крупного бизнеса. Ведь суммы некоторых заказов здесь могут доходить до сотен миллионов, а то и миллиардов долларов. И говорить в такой ситуации о добросовестной конкуренции в борьбе за место под солнцем часто не приходится. Летние Игры-2004 – прекрасный пример коррупции с корпоративным уклоном. Два года назад прокуратор Афин выдвинул обвинение немецкому концерну Siemens. Еще ранее недобросовестными действиями этой компании заинтересовались в Германии, США. И быстро выяснили, что выгодные заказы на установку систем безопасности перед Олимпиадой-2004 Siemens получил благодаря взяткам. На подкуп греческих чиновников (в том числе и довольно высокого ранга, в частности в греческой прессе упоминался бывший министр транспорта и коммуникаций), по разным сведениям, было потрачено от 55 до 100 миллионов евро. Ранее таким же порочным способом компания заполучила контракт на модернизацию и расширение телефонной сети во всей Греции. Руководители греческого отделения Siemens фактически сбежали от судебного преследования в Германию. Экс-главу отделения Михалиса Христофоракоса взяли на немецкой земле под стражу, однако Греции так и не выдали. Кстати, в период с 1999 по 2006 год Siemens потратил на сомнительные выплаты почти 1,5 миллиарда евро.

Заразились дурным примером

Высокие олимпийские идеалы, увы, никак не соответствуют современной действительности, где все давно продается и покупается. Даже сами Олимпийские игры. Как выяснилось, целый ряд членов МОК не устояли перед соблазном, небезвозмездно проголосовав за Солт-Лейк-Сити в качестве столицы зимней Олимпиады-2002. Президент заявочного комитета Солт-Лейк-Сити Том Уэлш и его помощник Дэйв Джонсон развили кипучую деятельность по «вербовке» членов МОК. Путем денежных пожертвований, а также разнообразных подарков – в виде роскошного отдыха на горнолыжных курортах, турпоездок, стипендий детям и другим родственникам и даже билетов на статусные спортивные мероприятия вроде Super Bowl… В общей сложности на незаконную деятельность было потрачено 1,2 миллиона долларов. Впервые о скандале в «благородном семействе» заявил в декабре 1998-го член МОК Марк Ходлер, и в результате расследования в отставку подали десять членов МОК, еще несколько человек были вынуждены уйти позже. Само собой, оперативно лишились своих должностей и Уэлш с Джонсоном. Кстати, экс-глава заявочного комитета Солт-Лейк-Сити уверял, что на нечистоплотные действия его подвигла в том числе и история с выборами столицы Олимпиады-1998. Мол, тогда японцы одолели американцев также при помощи взяток и подарков (упоминались суммы в 100 тысяч долларов за голос и 4,4 миллиона общих трат), только вот доказать сегодня ничего невозможно – вся документация сгорела. Что ж, не пойман – не вор. И Япония со своим Нагано вышла сухой из воды.

То, что при Самаранче чиновники МОК брали взятки, ни для кого уже не секрет, хотя на репутации самого Хуана Антонио этот факт особо не отразился: покинув свой пост, он остался пожизненным почетным президентом МОК и фактически оказался приравнен к Кубертену. Нынешний «самый главный олимпиец» Жак Рогге в коррупционных скандалах пока не замешан

Билеты от Блаттера

В отличие от МОК, членов другой крупнейшей спортивной организации – FIFA никто за руку никогда не хватал. Но слухов о том, что в «благородном футбольном семействе» не все так чисто, ходит немало. Известный журналист Эндрю Дженнингс и вовсе написал об этом книгу-расследование «Фол. Тайный мир FIFA», где довольно жестко прошелся по президенту Зеппу Блаттеру. В частности, рассказал о подкупе его сторонниками избирателей на выборах 1998 года. Впрочем, сам глава FIFA назвал все разоблачения беллетристикой и старался не реагировать. Но совсем недавно, в конце 2009-го, британское издание Express вышло с сенсационной публикацией, где утверждалось, что руководитель FIFA помог выиграть тендер на продажу билетов на ЧМ-2010 фирме MATCH Hospitality, владельцем 10 процентов акций которой является его племянник Филипп Блаттер, по совместительству еще и занимающий должности президента и исполнительного директора спортивно-маркетинговой группы Infront Sports and Media, организации также не чужой для FIFA. Выручка от продажи всех 380 тысяч билетов должна составить около 370 миллионов евро. Сумма, согласитесь, приличная. Проигравшие в тендере фирмы-конкуренты жаловались на непрозрачность и намекали на кумовство. В FIFA родственную связь между дядей Зеппом и племянником Филиппом, само собой, признали, но заверили общественность – права на реализацию билетов переданы по результатам честного и открытого тендера компании, способной обеспечить FIFA наибольшую прибыль.

Одна беда на двоих

Чемпионат Европы-2012 собираются общими усилиями провести Польша и Украина. Впрочем, оба государства роднит одна беда – коррупция. Еще в 2008-м польское правительство всерьез взялось за наци­ональную футбольную федерацию, пообещав очистить игру номер один от скверны. Чиновников, ответственных за подготовку к Евро, Министерство спорта обвиняло в коррупции и растратах. В итоге после прений с FIFA и UEFA (категорически возражавшими против вмешательства властей Польши в деятельность футбольных организаций) борцы с коррупцией чуть поумерили свой пыл. Хотя президенту Польского футбольного союза Михалу Листкевичу все-таки пришлось покинуть свой пост и его место занял знаменитый в прошлом футболист Гжегош Лято.

На Украине также ходит немало слухов о нецелевом использовании средств на подготовку к турниру. Больше всего скандалов возникает вокруг стадиона во Львове, который, к ужасу президента UEFA Мишеля Платини, никто и не думает достраивать. В феврале 2008-го тендер на его возведение выиграла австрийская компания Alpine Bau GmbH, однако позже выяснилось – стоимость сооружения возросла с 85 до 120 миллионов евро, поскольку австрийцы, мол, ошиблись в первоначальных расчетах. Депутаты Львовского областного совета обвинили фирму в применении коррупционных схем, подряд передали компании «Азовинтекс». Но строительство шло крайне медленными темпами, и разнообразными нарушениями вскоре заинтересовалась прокуратора. В итоге роль генподрядчика перешла к новой структуре. До старта Евро-2012 осталось всего два года, а воз и ныне там.