Влюбленный в женщин

Большой спорт №5(25) Май 2008
Андрей Преснов
Депутат Государственной думы и президент футбольного клуба «Россиянка» Дмитрий Саблин не скрывает, что прекрасный пол и футбол он любит больше всего на свете.

Депутат Государственной думы и президент футбольного клуба «Россиянка» Дмитрий Саблин не скрывает, что прекрасный пол и футбол он любит больше всего на свете. Именно поэтому в РФС он возглавляет комитет по развитию женского футбола. О перспективах этого вида спорта и его конкурентных преимуществах Дмитрий Саблин рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Не секрет, что большинство мужчин, да и женщин, к женскому футболу относятся весьма скептически, считая эту дисциплину явлением любопытным, но не имеющим к настоящему спорту никакого отношения. Что вы можете ответить оппонентам и скептикам?

Один из руководителей Федерации женского футбола Германии заявил мне когда-то, что у нас в стране с этим видом спорта ничего не получится – слишком уж силен мужской шовинизм. Да, такая проблема действительно существует, но мы не можем не учитывать мировые тенденции. По прогнозам UEFA, в 2014 году футбол станет самым популярным видом женского спорта в мире. Ведь он не требует огромных финансовых вливаний, строительства специальных стадионов и покупки дорогого оборудования. Все это открывает неисчерпаемые возможности для его дальнейшего развития. В США их уже оценили – там около 15 миллионов девушек-футболисток. О популярности дисциплины говорит и то, что на Олимпиаде в Афинах американский флаг несла капитан женской футбольной сборной. Мне очень хочется, чтобы на Играх в Лондоне российский флаг тоже несла футболистка. Я надеюсь, что наша команда сможет победить в финале сборную США.

Женский футбол не славится большими скоростями и жесткостью. Это техничный вид спорта, в котором нужно думать, и этим он напоминает мужской футбол 1950–1960-х годов

И чем же женский футбол так интересен? В чем он уступает мужскому, а в чем более конкурентоспособен?

Женский футбол не славится большими скоростями и жесткостью. Это техничный вид спорта, в котором нужно думать. Чем-то он напоминает мужской футбол 1950–1960-х годов. С другой стороны, игра девушек очень эмоциональна. Часто случается, что команда, проигрывающая со счетом 3:0, за пятнадцать минут до конца матча вырывает у соперника победу – так проявляется непредсказуемый женский характер. На отборочном турнире чемпионата Европы наша молодежная сборная уступала со счетом 1:3 в первом тайме сборной Фландрии, но затем победила – 4:3.

Как вы оцениваете развитие женского футбола в России? Много ли клубов в Московской области, где вы активно работаете, и в целом по стране?

В Московской области сегодня два клуба играют в высшем дивизионе, еще два – в первом. Если четыре года назад в области существовало максимум пять–десять команд, то сегодня на региональном первенстве выступает 189, а это не менее 30–35 тысяч человек. В первенстве страны в первом дивизионе в прошлом году было всего семь участников, сейчас их будет 22. Во многом такая динамика роста обусловлена тем, что футбол стали показывать по телевизору. В идеале нам хочется, чтобы 100–150 тысяч россиянок занимались этим видом спорта.

Насколько сильны русские футболистки?

За последнюю пару лет значительно улучшилась техника игроков – причем как западных, так и российских. Но пока мы довольно сильно уступаем нашим конкурентам. Хотя российский женский футбол еще не вышел на мировой уровень, у наших девочек есть опыт участия в международных соревнованиях и определенный авторитет. Нас еще не боятся, но уже опасаются. Это касается и сборной страны, и клуба «Россиянка». Отдельные российские спортсменки достойны участия в сборной мира. Взять хотя бы лучшего игрока 2007 года Елену Морозову – ей на правом фланге просто нет равных. Я думаю, что мы выступим достойно в 2009 году на чемпионате Европы и в 2011-м на первенстве мира. У нас также есть все шансы победить на лондонской Олимпиаде–2012, ведь в это время наши девочки, которым сегодня 20–21 год, будут находиться на пике своей формы.

В какой стране мира женский футбол сегодня наиболее развит?

В Германии, Бразилии, США и Норвегии. К ним вплотную подходят шведки, датчанки, китаянки и даже представительницы Северной Кореи. Россия находится на 15-м месте, но мы ставим перед собой цель войти в десятку.

Как вы собираетесь развивать женский футбол, есть ли у вас специальная программа? Что вы намерены делать как депутат и член РФС?

Ответственность за будущее этой дисциплины взял Российский футбольный союз. Принята формализованная программа, которая постоянно корректируется, создан Фонд развития женского футбола. Собираемся выпускать свою газету, снимаем художественные фильмы на эту тему – один из них скоро выйдет на СТС.

Наша задача – сделать так, чтобы женский футбол прогрессировал наравне с муж­ским. Важно, чтобы в рамках реги­ональных и всероссийских соревнований устраивались как мужские, так и женские турниры. И чем больше будет побед, тем больше появится поклонников у этого вида спорта. В России сегодня не более двадцати отделений женского футбола в спортивных школах и училищах, однако их число постоянно растет. Особенно в регионах, где нас поддерживают власти, – например, на Кубани и в Московской области. Не хватает нам только поддержки СМИ.

Можно ли женские футбольные клубы, и в частности «Россиянку», рассматривать как бизнес-проекты?

Наверное, можно, но для меня «Россиянка» – это скорее профессиональная команда, обладающая всей необходимой инфраструктурой, включая собственный фан-клуб. Мы собираемся стать одними из сильнейших в мире, в том числе и с финансовой точки зрения. У нас уже есть своя база, признанная UEFA лучшей в Европе. Она стоит 800 миллионов рублей, и из них ни одной копейки не приходится на государственные средства.

Откуда вы берете деньги? Есть ли спонсорская поддержка у женского футбола и что нужно сделать, чтобы бизнес начал инвестировать в него?

Количество спонсоров опять же зависит от работы средств массовой информации. Их всегда и всем не хватает, но у нас поддержка есть. Партнер национальной сборной – Промсвязьбанк, есть также множество компаний, которые финансируют региональные женские команды. К примеру, одним из спонсоров «Россиянки» является «МДК-групп». На женскую футбольную команду высшего дивизиона уходит гораздо меньше средств, чем на мужскую, играющую во второй лиге. Разница составляет процентов сорок. Ведь девочки пока играют в футбол за победу и за команду. Материальные стимулы для них не столь важны, и это скорее плюс, чем минус. Их зарплата в высшем дивизионе начинается от 30 тысяч и заканчивается на отметке в 100 тысяч рублей. У них есть также премиальные и бонусы, но в любом случае это очень небольшие деньги.

Партнеры журнала: