Баллады о футболе

Большой спорт №5(25) Май 2008
Анна Крюченко
Первый фильм о футболе появился еще на заре кинематографической эры – в 1897 году. Автором одноминутной документальной ленты с простым, но емким названием «Футбол» стал испанец Александр Промио.

Первый фильм о футболе появился еще на заре кинематографической эры – в 1897 году. Автором одноминутной документальной ленты с простым, но емким названием «Футбол» стал испанец Александр Промио, продюсерами выступили братья Люмьер. С тех пор об этом виде спорта были сняты десятки картин. Из всего многообразия мы отобрали лишь десять, каждая из которых по-своему трактует суть великой игры.

Вратарь
СССР, 1936

Режиссер: Семен Тимошенко
В ролях: Григорий Плужник, Татьяна Гурецкая, Людмила Глазова, Анатолий Горюнов

Культовый для своего времени «Вратарь», поставленный режиссером Семеном Тимошенко, подарившим советскому кинематографу такие шедевры, как «Небесный тихоход» и «Три товарища», даже сегодня способен собирать у телеэкранов весьма впечатляющую аудиторию. Оптимистичная, но не лишенная назидательности история простого парня Антона Кандидова, грузившего арбузы и по воле счастливого случая попавшего в футбольную команду, стоит у истоков спортивных комедий. В основу фильма легла повесть Льва Кассиля. Придуманный автором лирический герой в одночасье превратился в икону для целого поколения мальчишек конца 1930-х годов. Советские физкультурники тоже не остались обделенными: благодаря фильму они получили новый гимн. Песню с залихватским призывом «Эй, вратарь, готовься к бою», написанную легендарным тандемом Дунаевский – Лебедев-Кумач, долгие годы распевала вся страна.

Удар головой
Coup de tête, Франция, 1979

Режиссер: Жан-Жак Анно
В ролях: Патрик Девэр, Франс Дуньяк, Дороте Джемма, Морис Барье, Марио Давид, Дора Долл

Награды: премия «Сезар» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана»

История про талантливого, но чрезмерно дерзкого футболиста Франсуа Перрена стала второй работой Жан-Жака Анно в игровом кино. И конечно, от фильма ждали многого, ведь дебют режиссера – «Черные и белые в цвете» – удостоился «Оскара» как лучший зарубежный фильм. Вопреки прогнозам и ожиданиям, «Удар головой» не собрал букета престижных наград, но зато вполне может претендовать на звание одной из лучших лент Анно. Центр притяжения здесь – это, конечно же, герой Пат­ри­ка Девэра, ловелас и задира Франсуа Перрен. Не особенно красивый, да еще начинающий лысеть, он постоянно попадает в истории, которые легко могут произойти с любым рядовым бабником и дебоширом. И такая «приземленность» образа, естественно, не может не вызвать симпатии у зрителя.

Превосходная игра актеров, великолепная операторская работа и замысловатые повороты сюжета, постоянно балансирующего между трагедией с элементами фарса и комедией положений, заставляют зрителя в буквальном смысле смеяться сквозь слезы.

Матч
The Match, Великобритания, 1999

Режиссер: Мик Дэвис
В ролях: Макс Бисли, Джеймс Космо, Лаура Фрэйзер, Иэн Холм, Билл Патерсон

Создателя этого фильма Мика Дэвиса очень часто путают с Майклом Дэвисом, автором недавнего умопомрачительного экшна «Пристрели их». На самом деле это два совершенно разных человека, и если у второго всего шесть режиссерских работ на счету, то у первого и того меньше: две с половиной (половина – это картина «Дилан», съемки которой еще продолжаются). Но скудная фильмография Мика Дэвиса компенсируется внушительным списком сценариев – кстати, для «Матча» он тоже написал его сам.

Сюжет завязан на подготовке к решающей футбольной битве между завсегдатаями двух питейных заведений – «Бистро» и «Бенни». На кону, ни много ни мало, – целый паб. Параллельные линии, помогающие понять характеры главных и второстепенных героев, – это, конечно же, вечные темы любви и дружбы, смерти и смысла человеческого существования. Шедевром ленту не назовешь, но хотя бы один раз посмотреть ее стоит – вы, безусловно, неплохо проведете время.

Фанаты
The Football Factory, Великобритания, 2004

Режиссер: Ник Лав
В ролях: Дэнни Дайер, Фрэнк Харпер, Тамер Хасан, Роланд Манукян, Нил Маскелл

Экранизация культовой книги Джона Кинга – очень жесткое и реалистичное кино. Оно не только рассказывает о субкультуре британских фанатов, но и исследует проблемы жестокости, рождающейся на почве футбола. Главный персонаж Томми Джонсон и его друзья живут в собственном мире, где есть свои герои, враги и войны. И в центре его – отнюдь не спорт, а насилие, тотальное и всепоглощающее.

Критики любят сравнивать работу Ника Ла­ва с картиной «На игле». Однако несмотря на свою скандальность и шокирующий натурализм, она недотягивает до контркультурного шедевра Дэни Бойла. Зато и в том и в другом фильме – совершенно потрясающий саундтрек. «Фанаты» под завязку набиты хитами лучших британских групп, исполняющих инди, пост-рок, панк и электронику. Агрессия на экране умело подчерк­нута музыкальным сопровождением.

Гарпастум
Россия, 2005

Режиссер: Алексей Герман-младший
В ролях: Чулпан Хаматова, Евгений Пронин, Данила Козловский, Леонид Мозговой, Гоша Куценко

Награды: Гран-при X кинофестиваля «СофияФильмФест»; премия «Ника» в двух номинациях: «Лучший режиссер» и «Лучшая работа художника по костюмам»; «Золотой Овен» за режиссуру

Кастинг к «Гарпастуму» длился три месяца, и главным критерием отбора было искусное владением мячом. Прежде чем Алексей Герман-младший нашел подходящие типажи, он и его съемочная группа просмотрели портфолио четырех тысяч кандидатов. Окончательный выбор пал на Евгения Пронина и Данилу Козловского, которые, как оказалось, очень прилично играют в футбол. Сцены матчей решили снимать, отрепетировав лишь определенные комбинации и приемы, а игра должна была идти своим чередом, поэтому большая ответственность ложилась на плечи оператора Олега Лукичева. В итоге у Германа-младшего получилась не просто драматическая зарисовка минувшего столетия сквозь призму футбола. Режиссеру удалось показать людей, для которых победа на поле гораздо важнее любых других триумфов и завоеваний.

Гол!
Goal!, США – Великобритания, 2005

_Режиссер: Дэнни Кэннон
В ролях: Куно Беккер, Алессандро Нивола, Анна Фрил, Дэвид Бекхэм, Стивен Диллэйн _

Сантьяго Муньос – мексиканский эмигрант. Он зарабатывает на жизнь, приводя в порядок чужие газоны, а в свободное время гоняет мяч и, конечно же, мечтает стать звездой мирового футбола. Однажды его замечает экс-игрок английского Newcastle, и Сантьяго отправляется за океан воплощать свою мечту. Режиссеру удалось мастерски выстроить футбольные сцены, превратив их в фееричное и захватывающее действо. Именно в этих кадрах чувствуется настоящая драматургия, которая, к сожалению, отсутствует в прочих эпизодах. Бесспорно, ленту украсили и камео Бекхэма и Зидана. На фоне того, что первый уехал в Los Angeles Galaxy, а второй закончил карьеру, «Гол!» можно считать ностальгией по тем прекрасным временам, когда оба играли за Real Madrid. Но даже присутствие знаменитостей не спасает сюжет – ему отчаянно не хватает интересных поворотов и драйва.

Зидан: портрет XXI века
Zidane, un portrait du 21e siècle, Франция – Исландия, 2006

Режиссеры: Дуглас Гордон, Филипп Паррено
В ролях: Зинедин Зидан

Киноэксперимент, посвященный бывшему капитану сборной Франции, в чем-то можно сравнить с такими работами Энди Уорхола, как «Сон» и «Еда». В его центре – тоже один-единственный герой. Правда, концепция у Гордона и Паррено немного иная, да и динамики гораздо больше, чем у короля поп-арта.

Картина «Зидан: портрет XXI века» снималась во время матча Real Madrid против испанского Villarreal семнадцатью синхронно работающими камерами, размещенными на стадионе Santiago Bernabeu. Фильм длится 92 минуты – ровно столько, сколько проходила реальная встреча. Но отличие от обычной футбольной трансляции в том, что на протяжении всего экранного времени объективы упорно ловят лишь Зидана, игнорируя всех остальных игроков. Над лентой работали операторы из NFL Films и Major League Baseball, и им удалось показать, что футбол – действительно великое искусство.

Она – мужчина
She’s the Man, США, 2006

Режиссер: Энди Фикман
В ролях: Аманда Байнс, Винни Джонс, Дэвид Кросс, Роберт Хоффман, Лора Рэмси

Наверняка во время работы Карен Луц и Кирстен Смит над сценарием «Десяти вещей, которые я в тебе ненавижу» Шекспир отчаянно крутился в гробу. Картина была вольной интерпретацией «Укрощения строптивой». Спустя семь лет классику мировой литературы вновь досталось от той же парочки. На сей раз жертвой буйной фантазии сценаристок пала не­тленная пьеса «Двенадцатая ночь», по мотивам которой сняли молодежную комедию «Она – мужчина». Здесь с шекспировскими героями происходят невероятные метаморфозы: Виола, выдавая себя за своего брата-близнеца Себастьяна, занимает его место в команде колледжа. Основные события развиваются на футбольном поле, ну а дальше на всех фронтах побеждает любовь. Если Баз Лурман, когда-то взявшийся за экранизацию «Ромео и Джульетты», преследовал вполне благородную цель – познакомить американских школьников с великой трагедией, то ради чего «замахнулся на Шекспира» Энди Фикман – вообще непонятно.

Костолом
Mean Machine, Великобритания – США, 2001

Режиссер: Барри Сколник
В ролях: Винни Джонс, Дэвид Келли, Дэвид Хеммингс, Ральф Броун, Салли Филипс

Фильм интересен прежде всего тем, что роль главного героя в нем исполняет бывший футболист Винни Джонс. Как известно, выдающимся спортсменом он никогда не был и внимание к своей персоне привлекал в основном хулиганскими выходками. Благодаря одной из них его заметил Гай Ричи и пригласил сняться в своей картине «Карты, деньги, два ствола». Так Винни получил свою первую и, возможно, лучшую роль брутального Большого Криса. Сегодня на его счету уже 29 работ в кино. В «Костоломе» Джонс играет бывшего капитана английской сборной, заподозренного в связях с букмекерами и попавшего в тюрьму за вождение в нетрезвом виде. Тюремная романтика разбавлена, конечно же, футболом. Тем не менее фанатам этого вида спорта и любителям английского юмора смотреть творение Барри Сколника не рекомендуется: на выходе у режиссера получилось полное сентиментального пафоса кино, местами скатывающееся до мелодрамы самого низкого пошиба.

Кубок
PhÖrpa, Бутан – Австралия, 1999

_Режиссер: Кьентсе Норбу
В ролях: Оргиен Тобгиал, Лама Чонджор, Тинли Нуди, Кунсанг Ньяма, Радж Бабун _

Одно из немногих действительно достойных кинопроизведений о футболе. Простой сюжет, завораживающие кадры и та детская непосредственность, с которой молодые актеры воплощают образы своих героев, способны подкупить даже циничного зрителя. В фильме трогательная искренность послушников-фанатов одерживает победу над вековыми традициями буддистского монастыря. Могло ли такое случиться в реальности, не известно, но после того как футбольный идол Бекхэм стал еще и идолом в одном из буддистских храмов (пусть даже только на экране), это, наверное, никого не удивило. Футбол в мировом кинематографе многогранен, он был раскрыт режиссерами и через призму войны, и посредством комедии, и как социальное явление, но, пожалуй, только «Кубок» примиряет этот вид спорта с религией.