Потесненный Газпромом

Большой спорт №5(25) Май 2008
Сергей Подушкин
Директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича Илья Черкасов занимал пост генерального директора «Зенита» более трех лет и ушел из клуба после того, как контрольный пакет акций клуба перешел к Газпрому.

Директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича Илья Черкасов занимал пост генерального директора «Зенита» более трех лет и ушел из клуба после того, как контрольный пакет акций клуба перешел к Газпрому. В интервью журналу «Большой спорт» Илья Черкасов рассуждает о финансовой стороне российского клубного футбола.

Главная статья доходов европейских топ-клубов – это телеправа. Но в России они стоят в десятки раз меньше. Как можно изменить эту ситуацию?

В последнее время в этом направлении было достигнуто многое. Пакет коммерческих прав, реализуемых через премьер-лигу, все дорожает и дорожает. Движение правильное, вектор верный, но задача – сравняться по доходам с лучшими клубами Старого Света – слишком глобальна, она из разряда «догнать и перегнать Америку». Футбол будет подниматься вместе со страной по мере развития экономики и роста платежеспособности населения. И пока права на телетрансляцию матчей не будут стоить намного дороже, чем они стоят сейчас, русский клубный футбол останется выражением амбиций тех или иных структур (региональных властей, крупных корпораций) и не сможет стать нормальным бизнесом.

Недавно «Амкар» опубликовал данные о своем бюджете. Самый большой взнос сделан администрацией Перм­ского края. Это нормально?

Это разумно. В нынешних экономических условиях футбол в России не может получить тех средств, которые ему требуются. Поэтому совершенно нормально, что клубам помогают местные власти. Это меценатство и одновременно решение неких социальных задач – превращение негативной энергии граждан в позитив в процессе поддержки любимой команды.

Футболу сейчас нужны очень большие деньги. А у нас мало хороших «дойных коров». «Поляна» практически поделена, почти все крупные компании уже связаны с той или иной командой

Как вы относитесь к тому, что ЦСКА, «Динамо» и «Амкар» открыли свои бюджеты? И почему последовать их при­меру не торопятся остальные?

Открывай не открывай – бюджет все равно полностью прозрачным не становится, оставаясь схематичным. Вопросов у внимательного читателя после его изучения возникнет достаточно много. Но как тенденцию я это приветствую. Почему не открывают другие? Поверьте, не всегда футбольные руководители способны точно спрогнозировать движение своих средств в течение года. В зависимости от текущих неудач и успехов «отваливаются» или подтягиваются какие-то спонсоры. А если вы еще и меняете тренера по ходу сезона, будьте готовы к перекрою состава и, как следствие, к дополнительным тратам.

«Динамо» привлекло нового титульного спонсора – холдинговую компанию «Металлоинвест». Это большой успех?

Естественно. Футболу сейчас нужны очень большие деньги. Особенно в ситуации низкой доходности. А у нас мало хороших «дойных коров». И обретение долговременного стратегического партнера в виде крупной корпорации – это всегда удача. За такого партнера надо бороться. Сегодня все клубы, как правило, поддерживаются кем-то очень влиятельным. И чем влиятельнее институты, тем выше место. В этом плане региональные власти, конечно же, отстают от того же Газпрома.

То есть сегодня сложно «загнать» олигархического спонсора в регионы?

В принципе «поляна» почти поделена, почти все крупные компании уже связаны с той или иной командой. Хотя, может, к примеру, в Сбербанке дойдут до мысли подобрать какой-нибудь уральский клуб и сделать из него звезду. Но надо понимать: корпорации не могут связать свое имя с захудалым коллективом. К примеру, покупке Газпромом «Зенита» предшествовала большая и, на мой взгляд, успешная работа по достижению спортивных результатов и раскрутке бренда. Неудивительно, что когда менялись владельцы клуба, еще одна крупная компания, помимо Газпрома, тоже была готова приобрести контрольный пакет.

Понятно, что на телеправах сегодня в России не заработаешь. Как насчет грамотной трансферной политики: купил малоизвестного игрока, раскрыл его талант, раскрутил и продал на пике, как тех же Ивановича со Шкртелом?

Если клуб ставит перед собой серьезные задачи, то доходной трансферная политика быть не может по определению. У кого-то возникнут проблемы с адаптацией, кто-то не впишется в игровую концепцию нового тренера. Планка здесь очень высокая. Но в командах-середняках добиваться некоторой прибыли по этой статье вполне возможно.

Как вы считаете, зарплаты футболистов и тренеров ведущих команд премьер-лиги соответствуют классу футболистов?

Мне кажется, они неадекватно растут в силу большого дефицита доморощенных футболистов высокого качества. Еще существует проблема восприятия иностранцами России как медвежьего угла. Поэтому игроки едут к нам за деньгами, которых недополучают дома. Грубо говоря, на заработки. А суперзвезды вообще не едут, ни за какие суммы. Будем надеяться – пока.

Партнеры журнала: