Падал олимпийский снег

Большой спорт №12-1(38) Зима 2009-2010
Владимир Головин
Сегодня этим видом спорта занимаются миллионы людей по всему миру. Однако когда-то горные лыжи считались уделом бесшабашных смельчаков, ищущих острых ощущений.

Сегодня этим видом спорта занимаются миллионы людей по всему миру. Однако когда-то горные лыжи считались уделом бесшабашных смельчаков, ищущих острых ощущений. Именно поэтому МОК не сразу включил их в олимпийскую программу, а сделав это, тут же пересмотрел решение, присвоив горнолыжному спорту статус недоступного любителям. Но дальнейшее развитие необходимой инфраструктуры, появление новых технологий и, как следствие, новых типов лыж изменило отношение. Сегодня горные лыжи – один из самых главных и наиболее медалеемких зимних видов. На Олимпиадах разыгрывается целых 10 комплектов наград в скоростном спуске, слаломе, гигантском слаломе, супергиганте и комбинации.

Горные лыжи придумали отнюдь не жители альпийских стран, как это можно было бы предположить. Их изобретателем стал норвежец Сондре Норхейм, в 1850 году смастеривший лыжные крепления с фиксацией носка и отрывающейся пяткой. Его ноу-хау способствовало появлению особой техники спуска – телемарка, получившего свое название от одноименной норвежской провинции, уроженцем которой и был Норхейм. Удивительно, но самый старый и основополагающий вид лыжного спорта до сих пор не включен в программу Олимпийских игр, хотя попытки это сделать предпринимаются много лет.

А вот одним из отцов-основателей традиционной горнолыжной техники считается австрийский альпинист М. Здарский, опубликовавший в 1897 году первое иллюстрированное пособие по новому виду спорта. Почему им стал именно альпинист, вполне объяснимо: в эпоху отсутствия горнолыжных подъемников спуску с горы предшествовал долгий подъем наверх. Поэтому лыжный альпинизм, представляющий сегодня самостоятельный вид спорта, можно считать естественной предтечей всех горнолыжных дисциплин.

Британский след

В самом начале XX столетия, а именно 3 января 1901 года, несколько энтузиастов-лыжников совершили восхождение в Австрийских Альпах из Санкт-Антона в Санкт-Кристоф и в ознаменование столь знаменательного события учредили Лыжный клуб Арлберга (Ski Club Arlberg). В 1903-м эта организация провела первые соревнования. Впрочем, полноценно горнолыжными их, конечно, назвать нельзя: не было ни размеченных трасс, ни установленных правил спуска. По сути, они являли собой фрирайд в самом современном его понимании.

Небольшая даже по европейским меркам Австрия по количеству наград на зимних Олимпиадах сегодня занимает 4-е место. И это в первую очередь благодаря успехам в горнолыжных дисциплинах. Не зря же говорят, что австрийцы рождаются уже с лыжами на ногах

Первыми, кто переставил акценты в нарождающемся виде спорта с лыжного альпинизма на скоростной спуск, стали британцы. Они-то и провели в 1911-м в швейцарской Кран-Монтане на леднике Плен-Морт состязания по скоростному спуску на Кубок Кандагара (The Roberts of Kandahar Challenge Cup), учрежденный одноименным британским клубом и получивший свое название в честь генерала Фредерика Робертса, героя афганской войны, за проявленное мужество удостоенного титула «граф Кандагарский». Через несколько лет еще один находчивый англичанин Арнольд Лунн придумал для своих друзей оригинальную забаву: спуск вниз на время с объездом вешек из веток, воткнутых в снег. Так родился современный слалом.

Долгий путь к сердцу FIS

Удивительно, но в программе первой зимней Олимпиады в Шамони 1924 года горнолыжных дисциплин не значилось. Тогдашнее руководство Международной федерации лыжного спорта (FIS), также учрежденной в 1924-м, не посчитало слалом и скоростной спуск достойными олимпийского статуса. Именно поэтому первые международные соревнования по горным лыжам были проведены без участия и санкции FIS.

Их организовали в 1928-м уже известный нам Арнольд Лунн, представлявший British Kandahar Ski Club, и Ханнес Шнейдер из Санкт-Антона (Ski Club Arlberg). Соревнования имели успех, и победитель удостоился звания «горнолыжник года». Вскоре и другие альпийские курорты захотели устраивать у себя подобные мероприятия. Так, австрийский Китцбюэль провел первый Hahnenkamm Combined в 1931-м, затем к нему присоединился и швейцарский Лауберхорн в Венгене.

Все это время Арнольд Лунн, будучи уже членом FIS, продолжал убеждать федерацию и МОК удостоить горнолыжные состязания официального статуса. В 1931 году это наконец-то произошло – в швейцарском Мюррене под эгидой FIS стартовал первый чемпионат мира.

Олимпийское признание

Только спустя 12 лет после проведения первой Белой олимпиады горнолыжные дисциплины вошли в программу зимних Игр. Это случилось в Гармиш-Партенкирхене в 1936-м. И из всего разнообразия горнолыжных дисциплин МОК выбрал лишь одну.

В альпийском двоеборье, включающем слалом и скоростной спуск, спортсмены оспаривали всего два комплекта наград: один у мужчин и один у женщин. Для определения победителя суммировались баллы, набранные участниками в каждом виде. Показательно, что в соревнованиях участвовали 66 спортсменов из 21 страны и 37 спортсменок из 13 стран. В итоге первыми олимпийскими чемпионами стали хозяева Игр – немцы Франц Пфнюр и Кристль Кранц. Более того, к двум золотым медалям они прибавили и две серебряные, а бронзовые награды достались норвежцам (у женщин) и французам (у мужчин).

А где же австрийцы и швейцарцы, задол­го до олимпийских стартов начавшие проводить собственные соревнования? Неужели они не успели достойно подготовиться к первому в истории олимпийскому турниру? Все намного запутаннее. Швейцарские и австрийские горнолыжники попросту бойкотировали Олимпиаду 1936 года. И сделали это по той причине, что МОК запретил участвовать в Играх профессиональным инструкторам на том основании, что они не могут считаться спортсменами-любителями. Тогда в знак протеста швейцарцы и австрийцы вообще не приехали в Гармиш-Партенкирхен.

Исключен и снова принят

Даже после Олимпиады-1936 споры вокруг профессионального характера спортсменов-горнолыжников не утихали. В итоге МОК был вынужден принять сенсационное решение – исключить горные лыжи из олимпийской программы как дисциплину, недоступную любителям. Правда, реализовать задуманное не удалось – помешала война, из-за которой Игры 1940 года не проводились.

После Второй мировой началась совсем другая жизнь, прошлые споры и дискуссии были забыты. И на первой послевоенной Олимпиаде в Санкт-Морице горные лыжи вернулись в программу, еще и пополнившись сразу двумя независимыми дисциплинами – скоростным спуском и слаломом (у мужчин и женщин). Понятно, что хозяева Игр – швейцарцы – очень рассчитывали, что именно эти виды позволят им показать максимальные результаты. И их надежды вполне оправдались – две золотые медали по скоростному спуску у женщин и в слаломе у мужчин завоевали именно швейцарские спортсмены. Австрийцы довольствовались золотом в двоеборье (у женщин), американки стали первыми в скоростном спуске, а француз Анри Орейе выиграл сразу три олимпийские медали: два золота – в спуске и двоеборье и бронзу – в слаломе.

Зайлер и Килли

Выдающихся спортсменов в истории горных лыж было немало. Но эти двое занимают особое место. Первый – уроженец австрийского Китцбюэля Тони Зайлер. На Играх 1956 года в Кортине д’Ампеццо он собрал все золото Олимпиады в горнолыжных дисциплинах. Ни один спортсмен не показывал до этого столь впечатляющего результата. Зайлера признали лучшим атлетом Игр и навсегда вписали его имя в анналы мирового спорта.

Закончив спортивную карьеру (кстати, в весьма молодом возрасте – в 23 года), Блиц из Китца, как прозвали Тони, уехал в США и снялся более чем в двух десятках голливудских фильмов, посвященных, конечно же, лыжам. Самый популярный из них – картина «Двенадцать девушек и один мужчина» числилась лидером проката не только в Европе и США, но даже в Японии. Затем Зайлер снова вернулся к привычной для себя деятельности, работал в оргкомитете FIS и ушел из жизни в 73 года, ознаменовав собой целую эпоху в истории мирового горнолыжного спорта.

Другой выдающийся спортсмен – Жан-Клод Килли. Его звездный час пробил на Олимпиаде в Гренобле в 1968-м. Француз повторил достижение Зайлера, выиграв все золото в горнолыжных дисциплинах и став не только лучшим спортсменом X зимних Игр, но и национальным героем Франции.

Единственное, что омрачало радость его победы, – золотая медаль в слаломе, доставшаяся Килли не совсем честно, благодаря дисквалификации основного соперника – Карла Шранца. Австрийцу помешал выбежавший на трассу зритель, и судьи разрешили ему повторить попыт­ку. Шранц стартовал снова, показав лучшее время. Но тут судейская комиссия внесла уточнение: еще до того, как на трассе появился случайный болельщик, Шранц проскочил ворота, а потому по правилам должен быть дисквалифицирован. В резуль­тате золото досталось французу, что, впрочем, нисколько не умаляет его спортивных заслуг.

Карл Великий и Невезучий

Австрийский горнолыжник Карл Шранц стремился к золотой олимпийской медали всю спортивную карьеру. На своих первых Играх в Скво-Вэлли в 1960-м он занял лишь седьмое место в слаломе-гиганте. Но уже через два года, в 1962-м, на чемпионате мира завоевал две золотые медали в скоростном спуске и комбинации.

Самый медалеемкий зимний вид упорно не дается российским спортсменам. Между тем президент ОКР России Леонид Тягачев когда-то сам был спортсменом-горнолыжником, затем тренировал сборную СССР и в 1981-м был даже официально признан лучшим наставником мира в своем виде спорта

Однако на Олимпиаде в Инсбруке в 1964-м Шранцу вновь не повезло: спортсмен подхватил грипп и не смог выступить на высшем уровне. Но все-таки он выиграл серебряную медаль в гиганте. Еще через четыре года в Гренобле олимпийское золото ушло у Шранца буквально из-под носа. Опять неудача. Правда, австрийцу было чем потешить свое самолюбие: титул лучшего горнолыжника мира, звание лучшего спортсмена года, золотые медали мирового первенства, но, увы, ни одной олимпийской.

К Играм в Саппоро в 1972-м Шранц готовился со смешанными чувствами и жгучим желанием победить. Но и здесь вмешался случай. Прямо накануне тема любительства и профессионализма в горнолыжных дисциплинах вновь стала предметом острых дискуссий. За несколько дней до открытия Олимпиады тогдашний президент МОК Эвери Брендедж даже пригрозил отлучить от Игр большую группу горнолыжников, которые, по его мнению, совсем не похожи на любителей. Но в результате к олимпийским стартам не допустили лишь одного Шранца, заподозренного в спонсорской поддержке.

На этом спортивная карьера австрийца был завершена. Однако за свои выдающи­еся спортивные заслуги он тем не менее был прозван Карлом Великим. Позднее Шранц написал автобиографическую книгу под самоироничным названием «Моя олимпийская победа».

Австрийский напор

Небольшая даже по европейским меркам Австрия по количеству наград на зимних Олимпиадах сегодня занимает 4-е место. И это в первую очередь благодаря успехам в горнолыжных дисциплинах. Не зря же говорят, что австрийцы рождаются уже с лыжами на ногах.

Своеобразным подтверждением этой шутки стала предыдущая Олимпиада в Турине. Уже в первый же день соревнований на скоростном спуске золотую медаль команде принесла Михаэла Дорфмайстер и серебряную Михаэль Вальхоффер. Дальше – больше. Только за один день Олимпиады медальная копилка сборной Австрии пополнилась четырьмя наградами: золото и бронзу взяли Бенджамин Райх и Херманн Майер в гигантском слаломе, Михаэла Дорфмайстер и Александра Майсницер – в супергиганте. А в слаломе австрийские горнолыжники во главе с Бенджамином Райхом и вовсе оккупировали весь пьедестал почета. Не подкачали и женщины: в слаломе серебряная медаль досталась Николь Хосп и бронзовая – Марлиз Шильд.

Всего на Играх-2006 австрийцы завоевали девять наград высшей пробы и вышли на 4-е место по общему количеству медалей.

Русские надежды

А что же русские горнолыжные достижения? Увы, на предстоящей Олимпиаде в Ванкувере мы вряд ли можем надеяться на качественный прорыв в этом виде спорта. Самый медалеемкий вид зимней олимпийской программы упорно не дается российским спортсменам. Хотя несколько наград в нашей истории все-таки есть. Прежде всего, это бронза Евгении Сидоровой на Олимпиаде в Кортине д’Ампеццо в 1956-м (дебютной для СССР). Правда, вновь занять пьедестал почета мы смогли лишь 38 лет спустя – в 1994-м в норвежском Лиллехаммере Светлана Гладышева принесла России серебряную медаль в супергиганте. Что ж, остается ждать Сочи-2014 и надеяться на родные стены.