Алексей Сафонов – об особенностях работы футбольного агента

Большой спорт №11(67)
Дмитрий Маслов

Отношение к футбольным агентам в спортивной среде неоднозначное. Одни называют их «жучками» и обвиняют в завышении цен на футболистов, раздувании их зарплат, а также стремлении нажиться, пусть даже в ущерб игрокам. Другие, наоборот, уверены, что правильный выбор агента – залог успешной карьеры молодого футболиста: опытный советчик и от опрометчивых шагов оградит, и в хороший клуб пристроит, и приличную зарплату выбьет. С просьбой рассказать о специфике своей работы «Большой спорт» обратился к одному из самых авторитетных представителей профессии – президенту «СА-Футбольного агентства» Алексею Сафонову.

УСЛОВИЯ

Спектр работы агента довольно широк. Мы помогаем клиентам вести переговоры с клубами, учитывая многочисленные нюансы: спортивные, финансовые, юридические и другие. Приоритет «СА-Футбольного агентства» – долгосрочное сотрудничество с клиентами. Каждый игрок, с которым мы работаем, – это член нашей дружной семьи. Агенты оказывают ему максимальную помощь не только в футбольных делах, но и в решении бытовых и личных вопросов, чтобы спортсмен мог полностью сконцентрироваться на любимом деле. У ребят случаются разные ситуации, в которых необходима помощь агента или просто старшего товарища: от простейших бытовых (проблемы с экипировкой, надо помочь с организацией свадьбы, увезли машину на эвакуаторе) до очень серьезных (одному из игроков потребовалась помощь агентства, чтобы организовать срочную операцию его матери по пересадке почки). По регламенту FIFA максимальный срок контракта спортсмена с агентом – два года. Но с 80 процентами клиентов после окончания этого периода мы продлеваем соглашения. С некоторыми футболистами деловые отношения переходят в дружеские. Например, с форвардом «Сибири» Алексеем Медведевым мы дружим семьями, я стал крестным для его сына. В свое время у Алексея, много лет выступавшего в премьер-лиге, но никогда не выигрывавшего медалей чемпионата, возникло предложение от казанского «Рубина», которое позволило бы ему осуществить свою мечту. Однако «Рубин» и «Сибирь» не смогли договориться о сумме перехода, и треть трансфера наше агентство взяло на себя. В Казани Медведев стал бронзовым призером чемпионата России, сыграл в Лиге чемпионов. Еще один пример – вратарь «Рубина» Сергей Рыжиков, иногда мы даже забываем вовремя продлить с ним соглашение: отношения держатся прежде всего на доверии, порядочности.

Как правило, комиссия агента составляет 10 процентов от суммы контракта игрока, но бывают и исключения – меньший процент. Например, я не беру вознаграждение с футболистов, чей доход составляет менее 5000 долларов в месяц. Свою задачу мы видим в том, чтобы довести клиента до ведущих российских клубов, поэтому с игроками уровня второго дивизиона практически не сотрудничаем. Только с молодыми ребятами, которых ведем с юношеского возраста, в случаях, когда они уходят в низшую лигу в аренду, чтобы получить игровую практику. Как пример назову Ираклия Логуа и Антона Ходырева, перешедших в «Сибирь» из «Динамо» и «Спартака» соответственно. Если вы внимательно посмотрите на молодежную сборную России, заметите, что ребята, выступающие в ФНЛ и играющие с «мужиками», выглядят предпочтительнее тех, кто получает практику лишь в играх молодежных составов клубов РФПЛ. Поэтому я за то, чтобы молодые игроки переходили из более именитых клубов в менее известные за опытом.

«ЧЕРТАНОВО»

Мы являемся партнерами детской футбольной школы «Чертаново». За счет агентства постелили в манеже футбольный газон последнего поколения, приобрели клубный автобус, помогаем выпускникам школы с заключением профессиональных контрактов. В мае 2012 го ее воспитанники 1996 года рождения, составляющие костяк юношеской сборной России этого возраста, стали чемпи­онами страны, обыграв в финале питерский «Зенит». В последние годы «Чертаново» регулярно становится призером чемпионатов города Москвы, сильнейшего регионального турнира в отечественном юношеском футболе. При школе есть интернат, куда принимают ребят начиная с 12 летнего возраста. Сотрудничество с «Чертановом» материальных дивидендов нам пока не приносит, но я вырос в этом районе Москвы и поэтому рад помочь школе. Если хотя бы несколько ребят в дальнейшем заключат контракты с клубами РФПЛ, «СА-Футбольное агентство» окажется в плюсе. Однако даже если подобного не произойдет, я в любом случае буду доволен: все же мы помогаем детям, ограждаем их от дурных компаний, оттянули от улицы. Некоторые агенты предпочитают работать с уже готовыми футболистами, но наша философия состоит в том, чтобы довести ребят с детского возраста до профессионального клуба премьер-лиги. Такая работа сложна и затратна с точки зрения времени и средств, но она приносит куда большее удовлетворение. Воспитанниками «Чертанова» в разные годы были Ренат Сабитов («Спартак», «Томь»), Антон Архипов («Шинник», «Химки»), Александр Куканос («Сконто»), Денис Кутин, Андрей Святов, Владислав Мастерной, Иппэй Синодзука (все – «Спартак», Москва).

Алексей Сафонов высоко оценивает квалификацию главного тренера московского «Спартака», утверждая: «По своему уровню Унаи Эмери никому в нашей премьер-лиге не уступает, за исключением Гуса Хиддинка. Кстати, и зарплата его тоже не самая высокая»

ПРИОРИТЕТЫ

Дети из Москвы, как правило, неплохо оснащены технически, поскольку здесь лучше условия и больше квалифицированных тренеров. Те же, кто вырос в регионах, например в Сибири, менее избалованы, они более устойчивые по характеру, целеустремленные. А правильная расстановка приоритетов для футболиста очень важна. Мы следим за тем, чтобы наши клиенты получили высшее образование. Ума оно, конечно, не прибавляет, но дисциплинирует и в дальнейшей жизни может оказаться полезным. Ведь редко кто выступает на профессиональном уровне после 35 лет. Могу сказать, что карьера в очень большой степени зависит от правильного отношения к ней. Когда я был спортивным директором «Химок», в команде играли хавбеки-ровесники Александр Швецов и Александр Шуленин. Первый считался одним из самых талантливых молодых полузащитников России, однако из-за не слишком серьезного подхода к футболу так и не раскрылся в полной мере. Сейчас играет во втором дивизионе за «Долгопрудный». А Шуленин, который в 2005 м, переходя в «Содовик», горько шутил о «закате карьеры», в свои 33 года выступает в основном составе «Волги» в премьер-лиге.

ТАЛАНТ И РАБОТА

Перспективы игрока можно вполне достоверно оценить еще в юношеском возрасте, лет в 12–13. Среди наших клиентов достаточно юношей, по своему потенци­алу способных дорасти до сборной России: Александр Зуев, Юрий Завезен, Денис Якуба, вратарь Антон Митрюшкин. Из тех, кто постарше, отмечу Георгия Щенникова, Тараса Бурлака, Владимира Граната (его могу назвать одним из лучших центральных защитников России), Павла Яковлева, успешно выступающего уже второй цикл в национальной молодежной сборной. Игорь Колыванов и Игорь Шалимов считают, что по своему стилю и потенциалу Павел способен заиграть в ведущих клубах Европы. Но к Яковлеву нужно найти правильный подход, доверять ему. При этом еще раз отмечу: одних способностей недостаточно для удачной карьеры. Сергей Рыжиков, с которым я начал сотрудничать, когда тот был четвертым вратарем «Сатурна», и Алексей Медведев доказали: при должном подходе к делу футболист может достигнуть большего, чем многие его более талантливые, но менее целе­устремленные коллеги.

НАШИ В ЕВРОПЕ

Мы работаем преимущественно с молодыми российскими игроками, развиваем скаутскую службу по всем регионам страны, но в то же время сотрудничаем и с иностранцами. За это направление в «СА-Футбольном агентстве» отвечает бывший футболист Роман Орещук. Он выступал в Польше, Венгрии, неплохо знает местный рынок. Именно Роман устраивал в «Терек» поляков Марчина Коморовски, Мачея Рыбуса, Мачея Макушевски, а Сергея Голяткина – в польский Polonia. Кроме последнего в зарубежных клубах играют еще три российских футболиста – клиенты нашего агентства: Антон Архипов – в Израиле, а Роман Амирханов и Александр Куканос – в Латвии. Трудоустройство россиян за границей – дело специфичес­кое, необходимо учитывать все нюансы зарубежного законодательства. Все помнят ситуацию с Андреем Аршавиным, которому агент «забыл» сообщить о британских налогах, и вышло, что нападающий, перейдя в лондонский Arsenal, потерял определенный процент своей зарплаты. Вообще, зарплаты в российском чемпионате довольно большие в сравнении с европейскими. Поэтому мало кто из россиян стремится уехать за границу. Хотя некоторые футболисты ради опыта выступления в хорошем зарубежном клубе готовы и потерять в доходах. Некоторое время назад в Европе был спрос на Александра Рязанцева, так он говорил мне, что готов к переходу в сильную команду на меньших условиях, чем имеет сейчас в Казани. Правда, пока не срослось.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КЛУБАМИ

Мы оказываем услуги не только футболистам, но и клубам. В частности, подбираем игроков. Перед тем как стать агентом, я работал спортивным директором в «Химках», затем занимался селекцией в «Рубине», когда тот сразу после выхода в премьер-лигу стал бронзовым призером. Рекомендуя футболистов клубам, руководствуемся качеством их игры, а не тем, с каким агентом сотрудничает спортсмен. Игроков я делю на хороших и плохих – это основной критерий. Есть команды, которые комплектуются преимущественно клиентами одного агента, но подобный путь не ведет к успеху. Достаточно заглянуть в турнирную таблицу. Часто приходится слышать, что цены на игроков завышены и виноваты в этом агенты. Но все почему-то забывают, что именно спрос рождает предложение. Мы ведь никого не заставляем покупать футболиста за заоблачные суммы, решения об этом принимают руководители клубов. Отмечу, что когда у команды есть конкретный владелец, с ним находить общий язык легче, чем с клубами, за которыми стоят государственные структуры. Тот же Сергей Галицкий из «Краснодара» четко знает цены, не переплачивает.

ФУТБОЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИГА

Кризис не обошел стороной ФНЛ. Во многих клубах сейчас непростая финансовая ситуация, есть задержки зарплаты. В той же «Сибири» не платят по нескольку месяцев. В такой ситуации мы можем обратиться в Палату по разрешению споров РФС, она запретит клубу регистрировать новичков, а в случае если ситуация не изменится, дело может дойти до лишения его професси­онального статуса. Хотя некоторые добровольно идут на подобное, чтобы не платить по счетам. Свежи в памяти банкротства «Сатурна», сочинской «Жемчужины». Можно вспомнить давнюю историю с астраханским «Волгарем-Газпромом». Клуб снялся с чемпионата России, затем перерегистрировался в «Волгарь-Газпром 2», а через некоторое время вернул старое название. При этом замечу, что совершенно реально собрать конкурентоспособную команду ФНЛ из игроков с окладом в 5 тысяч долларов в месяц и не тратиться на трансферы, комп­лектуясь арендованными футболистами и свободными агентами.

КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА

Существует Ассоциация хоккейных агентов, в которую входят практически все лицензированные представители профессии в России. Однако ситуация в футболе отличается. Несколько лет назад была организована Ассоциация футбольных агентов, но в нее вошли только 5–7 человек, и лично я так и не понял, зачем мне в нее вступать. На мой взгляд, эта организация не отвечает заявленным функциям проф­союза агентов. Наше агентство в данный момент объединяет девять лицензированных агентов, кроме того, у нас есть свои скаутская, юридическая и информационная службы. Как руководитель компании могу сказать, что доволен тем, что нам удалось собрать сильную и сплоченную команду.

С коллегами стараюсь выстраивать отношения цивилизованно. Я не отбиваю футболистов у других, а если игрок все же решил сменить своего представителя, договариваемся полюбовно. Если возникает ситуация, когда футболист хочет поменять агента, прийти к нам или наоборот, то находим компромиссное решение. Но есть и представители профессии, ведущие себя нечистоплотно. Фамилии для прессы называть не буду. С такими людьми лишний раз стараюсь не общаться.

Так, нашим клиентом был вратарь Чепчугов. Когда красноярский «Металлург» вылетел во вторую лигу, мы устроили его в Ригу, а затем и в «Сибирь», в составе которой он вышел в премьер-лигу, после чего с помощью другого агента перешел в ЦСКА.

Досье / Алексей Сафонов

• Родился 15 июня 1965 года
• Воспитанник футбольной школы ЦСКА
• В 1987 году окончил Московский институт нефти и газа им. И. М. Губкина. После окончания работал в Ноябрьском нефтепроводном управлении
• В 2001 году стал спортивным директором ФК «Химки»
• В 2002–2003 годы занимался селекцией в казанском «Рубине»
• В 2003 году получил лицензию агента игроков FIFA
• В 2005 году создал компанию «СА-Футбольное агентство», представляющую интересы более 100 футболистов