Снежные радости Ле-Же

Большой спорт №11(67)
Людмила Столбова

Снегопад, неожиданно обрушившийся на альпийские районы Франции уже в середине октября и даже чуть-чуть дошедший до дальних пригородов Парижа, конечно же, создал множество бытовых неудобств. Но зато дал повод надеяться, что на главных французских горных курортах зимний сезон начнется в этом году точно по расписанию – 1 декабря. В его преддверии «Большой спорт» представляет не слишком известную российским туристам станцию – уютную и очень снежную деревушку Ле-Же, входящую в состав зоны катания Portes du Soleil. Ее главная особенность – ставка на семейный формат зимнего отдыха. Однако этот курорт может заинтересовать и продвинутых райдеров.

В переводе с французского название этого горнолыжного региона звучит более чем поэтично: «Врата солнца», но не только своим именем знаменита эта зона катания. Portes du Soleil – уникальный в своей концепции проект, и без Маастрихтского договора объединивший Францию и Швейцарию в единое целое на отдельно взятой территории. Впрочем, для местных жителей четких государственных границ здесь никогда не существовало: не расставишь же пограничные заставы на абсолютно всех тайных горных тропах и перевалах. Но в начале 1960 х сделать свободным перемещение между французской Верхней Савойей и швейцарским кантоном Вале задумали для всех прибывающих сюда туристов. Идею удалось реализовать в довольно сжатые сроки: в революционном для французов 1968 году страны объединились при помощи двух канатных подъемников, ведущих на вершину горы Mossettes (2277 метров над уровнем моря). Кстати, в наши дни именно там располагается главная местная достопримечательность – «Швейцарская стена» (Mur Suisse), самый сложный спуск всего реги­она длиной в километр и с перепадом высот 331 метр. Он ведет из французского Авориаза в швейцарские Шампери и Ле-Крозе. Так что переход через границу в этой точке запомнится вам надолго, правда, при желании можно спуститься вниз и безо всяких усилий – на подъемнике.

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Сегодня Portes du Soleil объединяет восемь французских и шесть швейцарских станций и предлагает более чем 650 километров трасс, половина из которых – «межгосударственные» спуски. Хотя понять, в какой именно стране вы находитесь в данный момент, не так-то легко: во «Вратах солнца» на собственном опыте убеждаешься, насколько условно любое человеческое межевание естественного природного ландшафта. Главными беспокоящими ориентирами, пожалуй, становятся сотовые операторы, рассылающие автоматические SMS-приветствия при каждом пересечении границы.

Однако совсем свободное перемещение по всей территории Portes du Soleil лыжникам пока недоступно: где-то приходится снимать лыжи, идти пешком или садиться на маленький электропоезд, курсирующий по деревням, между подъемниками. Так, только при помощи пешей перебежки можно добраться из Морзина в Авориаз, самый знаменитый и наиболее современный курорт всего региона, построенный на высокогорном плато на высоте 1800 метров над уровнем моря.

Но нас во «Вратах солнца» интересует сов­сем другой пункт назначения: деревушка Ле-Же, вместе с Морзином образующая чисто французский сектор катания.

ДЕРЕВЕНСКАЯ ИДИЛЛИЯ

Во Французских Альпах осталось не так много исторических деревень, почти не изменивших свой первозданный облик после превращения в горнолыжные курорты. Ле-Же – как раз одна из них. В отличие от того же новомодного Арка 1950, построенного в 2003 году в традиционном савойском стиле, Ле-Же не надо имитировать деревенскую идиллию, она обитает здесь безо всяких усилий вот уже тысячу лет.

Свою историю наша горнолыжная станция ведет с XI века. Почти десять веков назад какие-то отважные крестьяне построили в неширокой лощине, зажатой между горными вершинами на высоте 1170 метров над уровнем моря, скромные деревянные шале и, конечно же, воздвигли церковь. С тех пор в устройстве деревушки мало что изменилось: по-прежнему главная улица начинается с храма, правда, XVII, а не XI века, и прорезает Ле-Же насквозь. По ее сторонам расположены все основные деревенские «достопримечательности»: булочные, почта, мэрия, кабак (кузнец, булочник и кабатчик испокон веков были главными людьми в каждой деревне). Правда, вместо кабака в Ле-Же теперь ирландский паб – дань глобализации и свидетельство популярности Французских Альп среди англоязычных туристов. Но в этом ирландском пабе подают самое что ни на есть местное пиво Gétoise, сваренное по традиционным савойским рецептам.

На протяжении многих столетий жители Ле-Же вели тихую, размеренную жизнь в соответствии с ритмами и капризами природы. Разводили скот, пасли овец на отвесных альпийских склонах, делали нежнейший козий сыр Chevrotin, один из местных специалитетов. Его производят здесь и поныне – на старейшей сыроварне Fruitière des Perrières, на которой сегодня, правда, трудится молодой японский сыродел, каким-то чудом занесенный в Альпы и ставший еще одним атрибутом захлестнувшей мир всеобщей универсализации. До начала XVIII века в Ле-Же почти не понимали французского и говорили на савойском диалекте. Но когда Франция уже перестала скрывать свои претензии на Савойю, даже в самых высокогорных поселениях стали открываться французские школы. Тогда же на улицах европейских городов и появились их юные горе-ученики – маленькие савояры, странству­ющие с ручными сурками и шарманками и зарабатывающие на жизнь нехитрыми представлениями. Кстати, в русском языке слово «савояр» означает прежде всего уличного музыканта и лишь потом жителя Савойи. Возможно, первый, кто использовал его в таком значении, был Николай Карамзин. Во время путешествия по Франции в 1789 году ему особенно полюбилась «оперетка» Los petits Savoyards («Два маленьких савояра»), написанная Николя Далейраком и имевшая большой успех в революционном Париже, о чем Карамзин поведал в «Письмах русского путешественника».

Со своим нищим альпийско-савойским прошлым Ле-Же навсегда распрощалась в 1938 году, когда здесь возвели первый горнолыжный подъемник и деревня начала медленно превращаться в горный курорт.

МОЯ ЛАСКОВАЯ И НЕЖНАЯ ГОРА

Самое удивительное, что тот первый, бугельный, подъемник Boule de Gomme, с которого началась новая страница в истории деревушки, дожил до наших дней и по-прежнему исправно работает, хотя и пользуется популярностью в лучшем случае у начинающих лыжников. Продвинутые же и опытные выбирают соседний Chavannes Express, современный и очень быстрый, за одно мгновение поднима­ющий к самым небесам.

Особенности расположения Ле-Же, зажатой в узкой лощине между горными вершинами, определили и структуру здешней системы трасс. Она делится на две непересекающиеся зоны: восточную (сектор Chavannes) и западную (сектор Mont Chery). Первая, где как раз и находится наш старенький бугель, ведет в Морзин (путь в соседний курорт займет около десяти минут), а далее в Авориаз и ко всем основным трассам Portes du Soleil (на дорогу туда придется потратить не менее получаса). Вторая же не имеет связи с внешним миром и концентрируется вок­руг горы с ласковым именем Mont Chery (что созвучно французскому mon cheri – «мой дорогой»). Кстати, сюда первый подъемник также дотянули в стародавние времена – в 1954 году.

Вокруг «нежной вершины», сверкающей своим белоснежным покровом на высоте 1826 метров над уровнем моря, располагаются все самые любопытные склоны Ле-Же, способные заинтересовать лыжников даже с очень высоким уровнем катания и соответствующими запросами. Особенно хороша северная сторона Mont Chery, ее отдельные участки являют собой первозданную целину, не тронутую ратраками. Черный спуск Bouquetin вообще способен стать своего рода тренировочным плацдармом перед покорением знаменитой «Швейцарской стены». Из красных же внимание надо обратить на Marmottes (с французского – «сурки»), идеальную для техничного и быстрого катания. С нее и соседних черных Mouflon («муфлон») и Chevreuil («косуля») открывается замечательный вид на Монблан. Единственная синяя трасса этой зоны также носит анималистическое название – Ourson, что означает «медвежонок». Подъемник, доставляющий к ее началу, назван в честь Большой Медведицы (Grand Ourse). Пологая Ourson сопроводит вас до середины горы, совсем же вниз придется спускаться по более взрослым трассам: красной Gazelle («газель») и черной Chamois («серна»).

Восточная сторона склонов Ле-Же – это сектор Chavannes, расположенный между вершинами La Rosta (1665) и Le Rainfoilly (1826). Здесь сконцентрированы прежде всего комфортные спуски: широкие красные, пологие синие и просторная зеленая зона для начинающих Des Mappys с бесплатными подъемниками. Тут же находится еще одна достопримечательность Ле-Же – детский тематический парк «Территория великого вождя Кри», построенный в виде индейского поселения с вигвамами, буграми и крутыми поворотами. Юным посетителям тут выдают специальные индейские головные уборы и даже наносят на лицо боевой раскрас, чтобы постигать азы горнолыжной премудрости было весело и несложно.

В этом сочетании веселого и серьезного, сложного и легкого как раз и заключена главная особенность Ле-Же: предлагая интересные условия для семейного отдыха, курорт не позволяет скучать и продвинутым райдерам. И мужья, и жены, и дети – каждый найдет здесь для себя оптимальные склоны и развлечения.

ОЛИМПИЙСКИЕ ВЕРШИНЫ

О том, что в Ле-Же умеют работать с юными спортсменами и воспитывать из них мастеров высочайшего уровня, говорит тот факт, что здесь постоянно живет и тренируется Дебора Антонио – одна из сильнейших сноу­бордисток планеты, принесшая в копилку французской сборной на Играх в Ванкувере серебряную медаль. Сегодня ее имя запечатлено на карте курорта – в честь спорт­сменки названа трасса по бордеркроссу. Взять высшую награду Олимпиады она надеется уже через два года – на Играх в Сочи. Плакаты с Деборой, радостно демонстрирующей свою ванкуверскую медаль, развешаны в деревне буквально повсюду. Так что узнать ее на склоне, в ресторане или местном ирландском пабе не составит особого труда. Кстати, любимая трасса Деборы в Ле-Же – красная Marmottes.

Мелодия для шарманки

В том факте, что в Ле-Же до сих пор исправно работает старый бугельный подъемник, открытый 74 года назад, нет ничего удивительного. Здесь вообще умеют обращаться со старинными механизмами. В этой маленькой савойской деревне находится один из самых больших в Европе музеев механических музыкальных инструментов, где собрано 550 звукопроизводящих приборов. Все эти музыкальные шкатулки, уличные органы, самоиграющие пианино и огромные шкафы-оркестрионы находятся в самом что ни на есть рабочем состоянии и по-прежнему нежно напевают, заунывно мурлычут, весело громыхают и ударно играют популярные мелодии прошлых лет.
• Музей открыт каждый день с 14:15 до 19:15
• Начало последней экскурсии – 18:00
• Цена билета: 8 евро для взрослых и 4,5 евро для детей

Досье / Ле-Же

• Расположен на высоте 1170 метров над уровнем моря
• Входит в зону катания Portes du Soleil
• Перепад высот в зоне Ле-Же – Морзин: 1000–2002 метра над уровнем моря
• Общая протяженность в зоне Ле-Же – Морзин: 140 км
• Зеленых трасс – 11 процентов
• Синих трасс – 43 процента
• Красных трасс – 36 процентов
• Черных трасс – 10 процентов

Партнеры журнала: