Молодой талант Саша Беляев – о коньках, поездке в США и планах на будущее

Большой спорт №11(67)
Владимир Морозов

Мы продолжаем представлять спортсменов, вошедших в золотой фонд проекта «Молодые таланты большого спорта». В этом номере герой сентября – 8-летний Саша Беляев, который только начинает свой путь к спортивным вершинам. К нам в редакцию Саша пришел, конечно, не один, а в сопровождении мамы Светланы, которая в большей степени и рассказала об особенностях подготовки будущих звезд фигурного катания в России и США.

Как состоялось твое знакомство со спортом?
Александр (A.): В возрасте шести лет я начал тренироваться в школе фигурного катания. Мне пришлось догонять ребят по группе, потому что они встали на коньки годом раньше.

Почему именно фигурное катание?
Светлана (С.): Стоит начать со здоровья. Мы в большей степени ориентировались на зимние виды спорта, поскольку у Саши бронхиальная астма. Он не столько астматик, сколько аллергик – у него астма аллергического характера, на ту же пыль например. Поэтому пришлось выбирать между зимними дисциплинами: горными лыжами и коньками. А вот хоккей изначально даже не рассматривали. Фигурное же катание подошло Саше идеально. Более того, если он пропускает занятия, возникают обострения. Существует понятие «астма физического усилия»: когда дети бегают и начинают задыхаться. У моего сына такого нет. Катание на льду – это даже полезно для него.

Конечно, стоит сказать о Евгении Плющенко, выступления которого совсем еще маленький Саша видел по телевизору и мечтал кататься так же.

Саша, обратимся к твоей анкете на сайте «Большого спорта»: «Любимый спортсмен – Евгений Плющенко». Это правда?
С.: Приоритеты уже поменялись.
А.: Я назову Артура Гачинского.

Опиши свой обычный день…
А.: Сначала я делаю уроки, затем переодеваюсь и еду на фигурное катание в школу олимпийского резерва «Москвич». Тренируюсь в группе, состоящей из ребят чуть старше меня, под руководством тренера Людмилы Алексеевны Сапроновой. Домой возвращаюсь поздно. И так почти каждый день.

Какова продолжительность ежедневных тренировок?
А.: Один час – хореография, час или два – ОФП, 1,5–2,5 часа – лед. Итого 4–5 часов в день.

Сильно для 8 летнего ребенка. Тебе приходила мысль тренироваться в паре?
А.: Да, приходила, но я перехотел. Судя по маме и папе, я буду высоким. Родители подбивают – говорят: потом надо идти в танцы или в парное катание. Со временем начну укреплять мышцы.

Вижу себя Артуром Гачинским. Хочу, чтобы у меня получался тройной аксель и все четверные прыжки

По нашей информации, нынешним летом ты проводил тренировочный сбор в США.
*Мы уехали за океан 1 мая, собственно, из-за астмы, потому что начиналась сильная аллергия на березу. Саша тренировался в Орландо (Флорида) 3,5 месяца. Группа подобралась разновозрастная: приезжал и 21 летний мальчик из Лондона, и 19 летняя чемпионка Украины. Саша занимался в одной группе со всеми, выполняя более легкие задания. Основной подход в том, что младшие дети тянутся за старшими.

Ты был единственным русским в той команде?
А.: Нет, в одной группе со мной тренировалась 16 летняя девочка Ирина.

Как удавалось преодолевать языковой барьер?
А.: Мне помогали ребята по группе
и, конечно, мама.
С.: На льду проблем не возникало – Сашу тренировали русские специалисты Андрей и Антонина Береховские. Антонина, кстати, тоже в свое время занималась в «Москвиче».

Хочу также сказать, что московский тренер Людмила Алексеевна, зная Береховских, с пониманием отнеслась к проблеме. Отпустила Сашу, разрешила тренироваться под присмотром других наставников.

В чем видите принципиальные отличия в системе подготовки за рубежом?
С.: В США к возможностям спортсменов относятся лояльнее. Дело в том, что в России школа фигурного катания практически бесплатная (надо платить относительно небольшие деньги). В Америке же занятия этим видом спорта стоят очень дорого. Поэтому родители, имеющие средний доход, не могут привести своего ребенка в секцию. За океаном все построено на самоокупаемости. Комитеты спорта, школы не спонсируются, как в России. Соответственно, они вынуждены принимать всех детей, у которых есть возможность заниматься.

Поэтому и требования к детям там иные. Саша отставал от других ребят в силу того, что поздно встал на коньки. Дети начинают заниматься в три-четыре года. Мы же пришли на каток в шесть лет. Чувствуете разницу? Все дети уже прыгают одинарные, а мы только начинаем, осваиваемся. В русской спортивной школе нам сразу сказали: «Нет, вы поздно начали. До свидания. Научитесь прыгать одинарные – приходите через год. Мы вас возьмем». Научились. Пришли. Нас взяли. В США по-другому: ты пришел, заплатил деньги, катаешься. Тренеры одинаково занимаются со всеми, потому что они заинтересованы. Им платят за это деньги.

Стать профессионалом в США чрезвычайно сложно и очень дорого. И, наверное, не каждый ребенок так замотивирован. В России же могут выгнать и сказать: «Все, иди гуляй». В американских школах тебя никто не отчислит. Все об этом знают, а потому расслаблены, не напрягаются. Нет конкуренции, соперничества. На наш взгляд, это даже плохо.

То есть с финансовой точки зрения фигурное катание – очень затратный вид спорта?
С.: В США – конечно. Если заниматься в таком маленьком городе, как Орландо, то это будет стоить около 3000 долларов в месяц. Тренировки в крупных мегаполисах, таких как Лос-Анджелес, Нью-Йорк, у известных тренеров с «именами» (например, у того же украинца Петренко или Арутюняна), – это неслыханные суммы.

Чем тебе запомнилась поездка за океан?
А.: Походом с родителями в парк развлечений Universal в Орландо.

Саша, ради чего ты участвуешь в соревнованиях?
А.: Моя цель – добиться олимпийской медали. Я участвовал в соревнованиях среди ребят младших возрастов, но это были малоизвестные, некрупные старты.

Я еще не выступал с собственной программой, но мы над ней сейчас работаем. Тренер согласился с нашим предложением. Это музыка из фильма «Миссия невыполнима»

Каким образом выбирается музыкальная композиция для выступлений?
А.: Я еще не выступал с собственной программой, но мы над ней сейчас работаем. Тренер согласился с нашим предложением. Это музыка из фильма «Миссия невыполнима».

Расскажи о любимых занятиях на досуге.
А.: Люблю собирать конструктор Lego: уже готовы серия «горняки-проходчики» и большой вертолет. Смотрю интересные фильмы о Бэтмене, Человеке-пауке, Гарри Поттере.

Чем объяснишь успех в нашем проекте?
А.: Меня поддерживали родители, друзья из разных городов и многие «таланты», в том числе и фигуристы.

Александр Беляев через 10 лет – кто он?
А.: Вижу себя Артуром Гачинским. Хочу, чтобы у меня получались тройной аксель и все четверные прыжки.

Какие ставишь перед собой задачи на будущий сезон?
А.: Я готовлюсь к соревнованиям. В октябре будут тесты по скольжению – хочу получить второй юношеский разряд. И конечно, выступать с программой, над которой сейчас работаю.

Что об этом думает мама?
С.: Я хочу сказать, что масса ребят нашего года рождения уже выступают не по юношеским разрядам, а по спортивным. Хотя, казалось бы, год разницы. Это я к тому, какой существует разрыв в уровне подготовки ребят нашего возраста. Ровесники уже прыгают и двойные, и учат аксель. Естественно, соревнуясь с такими конкурентами, в первых рядах мы не будем, поэтому ставим задачу получить 2 й юношеский разряд и хорошо исполнить то, что от него требуется согласно возможностям на данный момент.

БЛИЦ-ОПРОС

Другие виды спорта
Горные лыжи
Путешествия
Америка (3 раза), Таиланд, Египет, Турция
Домашнее животное
Нет, у меня аллергия
Приметы
Пока нет
Музыка
AC/DС, Queen
Лучший спортсмен
Артур Гачинский

Досье / Александр Беляев

• Родился 14 мая 2004 года в Москве
• 3-й юношеский разряд