Высшая лига

Большой спорт №9 (27) Сентябрь 2008
Дмитрий Маслов
О том, с какой целью предприниматели и политики приходят в спортивные организации и какие задачи сегодня стоят перед законодателями, Дмитрий Свищев рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Кандидат в мастера спорта по горным лыжам, один из основателей первого в стране профессионального горнолыжного клуба «Новая Лига», вице-президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России бизнесмен Дмитрий Свищев стал депутатом Госдумы в декабре прошлого года. Вполне естественно, что ни в какой другой думской структуре, кроме как в Комитете по физической культуре и спорту, он себя и не представлял. О том, с какой целью предприниматели и политики приходят в спортивные организации и какие задачи сегодня стоят перед законодателями, Дмитрий Свищев рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Став в 1993 году генеральным продюсером агентства Modus VivendiS, свой приход в модельный бизнес вы объясняли словами стилиста Андрея Мановцева: «Никакие деньги в мире тебе не откроют те двери, которые откроет мода». А если слово «мода» заменить словом «спорт», суть этого выражения сохранится? Зачем в свое время вы пришли в Федерацию горнолыжного спорта и сноуборда России (ФГССР) и почему вообще так много бизнесменов сегодня готовы инвестировать в спорт?

Если говорить о людях, которые состо­ялись как предприниматели, то многие из них хотят реализовать себя еще и в социальной сфере. Например, Михаил Прохоров. Наиболее выгодный его проект – баскетбольный ЦСКА, где работает довольно сильный менеджерский состав, – возвращает максимум 30 процентов от вложений. И это при том, что клуб выигрывает Евролигу ULEB и имеет дополнительные спонсорские контракты. Поэтому с точки зрения получения прибыли спортивный бизнес в России – это абсурд. Люди вкладывают средства в спорт потому, что ставят перед собой некую социальную задачу, у них есть мотивация что-то сделать для своей страны. Я сам пришел в Федерацию горнолыжного спорта и сноуборда с предложением помочь. На первых порах меня в этой структуре не воспринимали, и лишь благодаря хорошим отношениям с Леонидом Тягачевым, бывшим тогда президентом федерации, мне удалось воплотить некоторые проекты, в частности создать экспериментальную команду, в которую были включены молодые спортсмены.

Новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» вступил в силу в начале 2008 года. Но значит ли это, что работа над совершенствованием спортивного законодательст­ва исчерпала себя и вы как заместитель председателя думского Комитета по физической культуре и спорту можете считать свою задачу выполненной?

Да, действительно, основной базовый закон о физической культуре и спорте сегодня в России уже существует. Но это далеко не все, потому что он требует большого количества подзаконных актов. Такое положение вещей нормально, так как в рамках одного документа отобразить все нюансы невозможно.

Сегодня одна из наших наиболее актуальных задач – помочь детско-юношескому спорту. В частности, необходимо сделать так, чтобы детские спортивные школы не платили за аренду спортивных сооружений и все дети, без исключения, занимались бы там бесплатно, обеспечивались самым высококлассным оборудованием и инвентарем.

Также в связи с тем, что я избирался от Тверской и Новгородской областей, первостепенной своей задачей считаю создание необходимых условий для развития физической культуры и спорта именно в этих регионах. Уже сегодня при моем содействии там заработали две спортивные школы, есть планы по строительству в Тверской области биатлонного центра, отвечающего всем требованиям Международного союза биатлона. Также в ближайших планах – построить на акватории Рыбинского водохранилища парусную и гребную школу, которая станет ближайшей к Москве базой, где можно будет проводить соревнования мирового уровня.

Одной из главных составляющих «китайского экономического чуда» многие считают получение Пекином права на проведение Олимпиады-2008. Можно ли ожидать чего-либо подобного в России?

Игры-2014 означают для страны рывок на двадцать лет вперед. Кто в мире знал о существовании Сочи до того, как этот город получил право стать олимпийской столицей? Почти никто. Сейчас мы должны максимально использовать все возможности развития не только курорта, но и государства в целом. Для того чтобы провести Олимпиаду, нужно перестроить почти весь город. В чем плюс Сочи?_
Там хорошо развита гостиничная сеть, есть много отелей самого разного уровня. Другой вопрос – инфраструктура. До начала «олимпийской лихорадки» Сочи зимой напоминал сонную деревню, жители которой только и делают, что ждут лета. Так что главная задача – благодаря Олимпиаде превратить его в круглогодичный курорт, где летом отдыхают на море, а зимой занимаются зимними видами спорта в горах. Очень важно, чтобы те объекты, которые будут созданы для Олимпиады, не легли потом бременем на налогоплательщиков. В Турине к этому вопросу подошли прагматично: построили временную ледовую арену и разобрали после Игр. Еще один важный момент – сотрудники. Например, людей, которые зимой обслуживают Куршевель, летом можно встретить на южном побережье Франции, там даже строятся отели с теми же названиями. Если в Сочи удастся создать подобную систему, это поможет развиваться всему Краснодарскому краю.

Не считаете ли вы события, произошедшие в августе в Южной Осетии, угрозой для сочинской Олимпиады?

Конечно, ситуация на Кавказе никого не радует, но я даже не представляю, что должно случиться, чтобы Олимпиаду перенесли из Сочи. Я уверен, что к 2014 году этот город будет одним из самых стабильных в России.

Перспективы того или иного вида спорта в России во многом определяются личными пристрастиями президента страны. Не испытываете ли вы, как вице-президент ФГССР, в связи с этим определенное беспокойство?

Это очень хорошо, когда глава государства занимается тем или иным видом спорта. Ни для кого не секрет, что нынешние успехи россиян в теннисе – заслуга не только Шамиля Тарпищева, но и Бориса Ельцина. При Владимире Путине в отечественной спортивной индустрии вообще начался настоящий всплеск активности, были приняты соответствующие законы. При этом стали развиваться не только горные лыжи, на которых катается второй президент России. В сноуборде мы тоже добились серьезнейших успехов: так, Екатерина Тудегешева стала чемпионкой мира.

Причину не слишком удачного выступ­ления российской сборной на Олимпиаде в Пекине стоит искать в масштабном кризисе детско-юношеского спорта 1990-х годов. В США сейчас работают 150 российских тренеров по гимнастике. Возвращаются же либо люди в возрасте, либо те, кто не смог там хорошо устроиться. Институт наставничества надо создавать заново, в том числе и за счет приглашения иностранцев. То же самое касается судейства. Только сейчас вновь созданное Министерство спорта, туризма и молодежной политики обратило на это внимание и издает директивы, согласно которым должны проходить соответствующие семинары. Для того чтобы проиллюстрировать ситу­ацию, приведу пример из горнолыжного спорта. В этой дисциплине все судьи у нас старше 50 лет, верхнего потолка нет. В полученных федерацией из Росспорта формулярах так и написано: «судья всесоюзной категории». Я не против, они люди опытные, но возникает естественный вопрос: а где же молодежь?

Я сам пришел в Федерацию горнолыжного спорта и сноуборда с предложением помочь. На первых порах мои идеи в этой структуре не воспринимали, и лишь благодаря поддержке Леонида Тягачева, бывшего в то время президентом федерации, удалось воплотить некоторые проекты, в частности создать экспериментальную команду, в которую были включены молодые спортсмены

Если резюмировать, то чем спортивнее в стране будет президент, тем больших успехов добьются наши спортсмены. В России уже разработана программа по созданию экспериментальных команд к Сочи-2014. Именно благодаря заблаговременной подготовке к домашней Олимпиаде китайцы добились такого успеха на Играх в Пекине – их не интересовали даже чемпионаты мира, они годами целенаправленно шли к цели. И это именно то, что мы должны сделать в Сочи.

Вы предложили увеличить размер материального вознаграждения российских олимпийцев-медалистов со стороны государства. По вашему мнению, именно власти должны нести основное бремя финансирования спорта высших достижений?

Эту инициативу поддержал министр спорта Виталий Мутко, и она была одобрена на президентском уровне. Проблема еще и в том, что нет стимула у тренерского состава. В течение длительного времени существовал парадокс: указом главы государства была введена президентская стипендия олимпийцам, а налоговики обратились к Росспорту с претензией – на каком основании выделяются деньги? Только недавно эта стипендия была официально узаконена и стала государственной. Конечно, поддержка со стороны властей необходима, но и без спонсорской не обойтись. А для этого должны хорошо работать спортивные менеджеры.

Вы заявили о необходимости развивать в России экоспорт. Как оцениваете перспективы этого движения, где собираетесь искать источники финансирования?

В развитых европейских странах уже действует кодекс поведения спортсменов на тренировках и соревнованиях в естественной природной среде. В России Межрегиональная федерация экоспорта провела состязания среди профессионалов и юношеских коллективов, а в начале октября в Госдуме состоится круглый стол на тему «Спорт и окружающая среда (правовые аспекты экоспорта)». На 2012 год запланирован первый Всемирный экоспортивный фестиваль. Так что перспективы хорошие, тем более что эта инициатива нашла поддержку на государственном уровне.

Список видов спорта, представленных в основанном вами клубе «Новая Лига», постоянно расширяется. Какие дисциплины, пока не культивируемые клубом и не слишком популярные в России, вы счита­ете наиболее перспективными?

Сейчас у руководства клубом находятся мои бывшие коллеги. В силу своего депутатского статуса я не имею права руководить «Новой Лигой». Но они по-прежнему ко мне прислушиваются и советуются по многим вопросам. На мой взгляд, сегодня надо обратить особое внимание на экстремальные виды спорта. Ведь именно ими сейчас интересуется молодежь. Мне очень нравятся американские X-Games, и сейчас мы обсуждаем возможность их проведения в России. Это сделать непросто, потому что огромные спонсорские контракты заключены на годы вперед. Но у «Новой Лиги» уже есть и реально выполнимые проекты: например, проведение соревнований по фристайлу на мотоциклах. Затем будут ролики и велосипеды.

Коснусь также и проблемы развития таких видов спорта, как сноуборд и горные лыжи. Первая дисциплина сегодня явно опережает вторую по той простой причине, что провести соревнования по сноуборду намного легче, чем по горным лыжам. Это необязательно делать в горах. Состязания по биг-эйру проходят в городах уже лет двенадцать и собирают огромную аудиторию. В каждом спортивном мероприятии есть чисто спортивная часть и шоу. И главное в его организации – гармонично объединить их в одно целое: чтобы было удобно спортсменам и интересно зрителям. Именно это сегодня и является одной из главных функций спортивного клуба «Новая Лига».