Страховщик

Большой спорт №10 (28) Октябрь 2008
Дмитрий Маслов
О том, почему «Ингосстрах» обращает особое внимание на теннис и перспективах спортивного страхования в России, в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает вице-президент компании Илья Соломатин.

Компания «Ингосстрах» – многолетний партнер Федерации тенниса России, генеральный партнер Кубка Кремля и не раз выступала в роли официального страховщика матчей Кубка Дэвиса с участием сборной России. О том, почему «Ингосстрах» обращает особое внимание на теннис, о сотрудничестве с представителями других дисциплин и перспективах спортивного страхования в России, в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает вице-президент компании Илья Соломатин.

Когда «Ингосстрах» впервые обратил внимание на спорт?

Наша компания была официальным страховщиком московской Олимпиады 1980 года. Еще в советское время мы поддерживали многие дисциплины, сейчас же сосредоточились на трех – теннисе, волейболе и хоккее. «Социальная ответственность бизнеса» – это для «Ингосстраха» не просто красивые слова, а близкая нам по духу позиция. Многие топ-менеджеры компании сами занимаются спортом, к тому же спорт – одна из главных составляющих новой российской идеологии. Любая уважающая себя крупная компания должна идти в ногу со временем, развивать это направление как внутри, так и взаимодействуя с внешними структурами, в частности со спортивными федерациями.

С чего началось сотрудничество «Ингосстраха» с Кубком Кремля? Входит ли в число приоритетов компании индивидуальное страхование спортсменов?

Наше партнерство имеет более чем семилетнюю историю. А началось оно с хороших отношений с руководством Федерации тенниса России в целом и Шамилем Тарпищевым в частности. Именно он предложил нам обратить внимание на набиравший популярность вид спорта. Мы сочли этот проект интересным и надеемся, что сотрудничество с «Ингосстрахом» способствовало прогрессу российских теннисистов. Мы страхуем Кубок Кремля целиком и полностью – речь идет о страховании ответственности проведения самого мероприятия, имущественного комплекса, призов… У каждого спортсмена есть свой индивидуальный контракт, но если откровенно, русские теннисисты не слишком активно пользуются такой услугой, как страхование жизни и здоровья. Игроки, в течение длительного времени тренировавшиеся в зарубежных странах, относятся к этому более серьезно, но, к сожалению, уже выбрали себе страховщиков, и почти всегда это не российские компании.

Много ли было страховых случаев за время проведения Кубка Кремля?

Статистика этого турнира для страховщика благоприятна, он организован на высшем уровне. Серьезных выплат по застрахованным рискам не было. Случаи, когда мяч попадает в зрителей, конечно, имели место, но к нам по подобным поводам не обращались.

Кстати, во время чемпионата мира по хоккею, проходившего в Москве в 2007 году, мы страховали приезжавших на турнир игроков NHL, выплачивали серьезные возмещения известным российским хоккеистам.

Существует ли статистика, в каких видах спорта страховать спортсменов выгодно, а в каких – не очень?

На российском страховом рынке такой статистики нет. Например, наши коллеги из «Росгосстраха» – партнеры российской футбольной премьер-лиги, но это говорит лишь о том, что они страхуют само мероприятие, при этом каждый клуб волен выбирать себе страховщика. Когда мы говорим о страховании спортсменов, речь прежде всего идет о национальных сборных, в клубах же это направление практически не развито. Другое дело, что звезды, приезжающие, например, в хоккейные клубы, кровно заинтересованы в сохранении собственного здоровья и возмещении расходов, понесенных на лечение. Видя это, клубы идут навстречу и страхуют игроков. Наиболее травмоопасные виды по общей статистике – хоккей, бокс, баскетбол. Но в них и суммы страховых премий выше.

Социальная ответственность бизнеса – это для «Ингосстраха» не просто красивые слова, а близкая нам по духу позиция. Многие топ-менеджеры компании сами занимаются спортом, к тому же спорт – одна из главных составляющих новой российской идеологии. Любая уважающая себя крупная компания должна идти в ногу со временем, развивать это направление как внутри, так и взаимодействуя с внешними структурами, в частности со спортивными федерациями

В истории российского хоккея не раз возникали ситуации, когда игрок НХЛ не мог приехать на чемпионат мира из-за того, что клубы требовали оплатить дорогую страховку. Континентальная хоккейная лига (КХЛ) позиционирует себя как конкурента НХЛ. Возникали ли в новой лиге подобные проблемы? Сравнимы ли суммы, фигурирующие в договорах страхования хоккеистов двух лиг?

КХЛ уже выбрала себе партнера – СОГАЗ. Но эта компания не сможет застраховать всех игроков лиги, поскольку каждый клуб – самостоятельное юридическое лицо со своей организационно-правовой формой и принципами финансирования. Пока рано говорить о том, что КХЛ – реальный конкурент НХЛ, лига существует первый сезон, это период проб и ошибок. По прошествии сезона будет понятно, необходимо ли всерьез заняться страхованием жизни и здоровья самих хоккеистов (а также от несчастного случая). Мы уверены, что проблема назрела давно, вопрос в собственниках и их отношении к игрокам, но нужно учитывать, что это дополнительная нагрузка на бюджет клуба.

Что «Ингосстрах» делает для того, чтобы популяризировать свои услуги в области спортивного страхования?

Страховую культуру должны повышать как сами страховщики, так и те государственные органы, которым это вменено в обязанность. Мы рассказываем о своей деятельности в печатных СМИ, на радио, телевидении. Думаю, что по сравнению с началом 2000-х годов уровень страховой культуры в России значительно вырос. Но для того чтобы произошло соединение страховой культуры и спорта высших достижений в том объеме, когда и страховщик сможет выплачивать адекватные компенсации, и спортсмены будут защищены, необходимо время. Нельзя получить все и сразу.

Вы ощущаете конкуренцию со стороны иностранных компаний в области спортивного страхования?

Безусловно. Например, страхуя хокке­истов на время проведения чемпионата мира, мы вынуждены делить риски с зарубежными фирмами, давно работающими на этом рынке. В мире немного компаний, специализирующихся на спортивном страховании, например в США их не больше двадцати. При этом суммы премий и страховых покрытий достаточно серьезны, поскольку защищается и риск утраты трудоспособности, в частности зарплата. Иностранным страховщикам запрещено работать на российском рынке, поэтому здесь прямой активной конкуренции нет. Однако многие зарубежные страховщики присутствуют на нашем рынке посредством приобретения российских коллег.

«Ингосстрах» был официальным страховщиком Олимпиады в Москве. Возможно ли подобное в наши дни? Например, в Сочи-2014?

По опыту 1980 года многие вещи выглядят симптоматичными. В частности, из-за бойкота со стороны стран НАТО МОК обязал СССР застраховать риск отмены мероприятия, что и было сделано. Думаю, в Сочи страхование по риску отмены тоже будет обязательным, кроме того, страхуются сооружения, ответственность перед третьими лицами, спорт­смены. Но для успешной страховой защиты Олимпиады нужна единая федеральная программа, принятая не на уровне отдельных видов, а спорта в целом. Это то, чем будет заниматься Министерство по делам спорта, молодежи и туризма, возглавляемое Виталием Мутко. После того как Сочи получил право провести Олимпиаду-2014, Российский олимпийский комитет и оргкомитет Сочи-2014 начали активно заниматься вопросами страхования.

Насколько велика конкуренция между российскими компаниями за право стать партнером федераций по видам спорта? В частности, тенниса?

Чем вид спорта более значим для страны, тем конкуренция выше. Например, десятилетний контракт Росгосстраха с РФС на 50 миллионов долларов полтора года назад стал сенсацией. По КХЛ в этом сезоне цифры уже выше, при этом нужно учитывать, что хоккей уступает по популярности футболу. Если говорить о теннисе, то «Ингосстрах» связывают с федерацией и Кубком Кремля давние партнерские отношения, но недостатка в предложениях у наших партнеров нет, и нам все сложнее каждый год предлагать новые конкурентные преимущества. Деньги приходят в спорт в том числе и посредством страховщиков.

Какие направления в спортивном страховании вы считаете наиболее перспективными для «Ингосстраха»?

В силу того что спортивное страхование недостаточно развито в России, идти надо широким фронтом. Для страховщика наиболее привлекательны индивидуальные виды. Если говорить о командных и контактных видах – футболе, гандболе, хоккее, волейболе, то здесь риск травм выше, но и страховые премии больше, так что перспективы есть во всех направлениях.

В юности вы серьезно занимались баскетболом. Какие виды спорта предпочитаете сейчас?

Когда пришло время выбирать между серьезной учебой и профессиональным спор­том, я остановился на первом варианте и в 17 лет завершил активные занятия баскетболом. В дальнейшем играл за сборную МГУ, сейчас поддерживаю свою форму, участвуя в футбольных матчах, которые проходят два раза в неделю.