Палестры нового времени

Большой спорт №10 (28) Октябрь 2008
Олег Винокуров
"Большой спорт" перечисляет несколько наиболее популярных из бесчисленного множества теннисных академий.

Теннис – не только прекрасный вид спорта, но и любимое многими времяпрепровождение, способ активного отдыха. А потому в любом уголке планеты найдутся учебные заведения, где каждый желающий может повысить свое мастерство. Теннисные академии предлагают широкий диапазон программ для детей и взрослых продолжительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. В случае с начинающими игроками юного возраста эти структуры, оправдывая высокий академический статус, могут предоставить полный комплекс услуг, включая не только спортивные, но и языковые, и общеобразовательные курсы. Вот лишь несколько наиболее популярных из бесчисленного множества теннисных академий.

Америка

Естественно, лидерство удерживают США, а самым «теннисным» штатом можно смело назвать Флориду, где базируются с десяток всемирно известных учебных заведений. Одно из ведущих, наряду с академией Ника Боллетьери, было основано в 1996 году легендарной Крис Эверт, за время своей блистательной карьеры завоевавшей 157 титулов в одиночном разряде, включая 18 побед в турнирах Большого шлема, и на протяжении семи лет возглавлявшей мировую классификацию.

С первых дней своего существования академия Эверт начала набирать вес в теннисном мире. Сегодня она, как и академия Ника, – партнер крупнейшей в сфере спортивного маркетинга компании IMG, а также Теннисной ассоциации США (USTA), что обеспечивает ей высочайший официальный статус. Более того, пару лет назад USTA переселила свою национальную штаб-квартиру, отвечающую за развитие тенниса в стране, из Ки-Бискейна в Бока-Ратон, где находится академия Эверт. Это партнерство позволило организовать учебный процесс на невиданном уровне: здесь предоставляется полный комплекс услуг по размещению игроков 14–18 лет, так что юные теннисисты могут заниматься хоть круглосуточно, благо 14 из 23 кортов оснащены системой освещения.

В современном мире теннис стал почти работой. Зарабатывать ракеткой можно и не побеждая на турнирах Большого шлема, а просто доходя до второго круга какого-нибудь крупного турнира и уже получая за это немалые деньги. Именно поэтому заведения, где учат теннисному мастерству, по-прежнему не знают отбоя от учеников

Разумеется, не только во Флориде есть такие заведения. Имеются они и в Калифорнии, и в Северной Каролине, и в Техасе. Именно в Техасе расположена еще одна академия, привлекающая громким именем своего основателя. Правда, Джон Ньюкомб, выигравший семь турниров Большого шлема в одиночку и 17 в паре, – не американец, а австралиец (на родине он имеет статус национального достояния), однако для тренерской деятельности все же избрал США. Дело в его центре поставлено с истинно техасским размахом: 24 корта (четыре из них крытые), бассейн, футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, не говоря уже о тренажерном зале, – все это позволяет юным спортсменам получать разностороннее образование. Ньюкомб гордится не только спортивными достижениями своих воспитанников. Мало того что каждый третий из них попадает в десятку лучших игроков в своей стране, за последние семь лет все без исключения выпускники академии поступили в колледж. Многие из них учатся во всемирно известных университетах – UCLA, Гарварде.

Испания

В Европе ведущей теннисной школой следует признать испанскую. Российские болельщики наверняка сразу вспомнят академию в Валенсии, ведь именно она дала путевку в большой спорт Марату Сафину.

Другой теннисный центр – Барселона. Здешние учебные заведения тоже могут похвастаться громкими именами – например, расположенная в 12 километрах от каталонской столицы академия Серхи Бругеры, двукратного чемпиона Франции. Собственно, сам он – один из выпускников этой школы, основанной в 1986 году его отцом Луисом. Примечательно, что академия имеет большой опыт по части получения в американских университетах спортивных стипендий для своих воспитанников.

По размерам академия Бругеры все же уступает школе Санчеса и Касала, также расположенной в окрестностях Барселоны. Основанная двумя мастерами парной игры (Эмилио Санчес-Викарио и Серхио Касал выиграли вместе 44 турнира, включая Открытые чемпионаты США и Франции), она занимает площадь 100 тысяч квадратных метров. Как утверждают ее создатели, это первое в Европе заведение, полностью отвечающее всем требованиям качественного учебного процесса. Разнообразие курсов поражает: недельные, месячные, годичные, интенсивные летние, подготовка тренеров, специальные программы для профессионалов.

Среди наиболее известных воспитанников Санчеса и Касала немало мастеров из Восточной Европы: россиянка Светлана Кузнецова, словачка Даниэла Гантухова, серб Янко Типсаревич. Учился здесь и британец Энди Мюррей, добравшийся уже до первой пятерки в мировом рейтинг-листе. В 15 лет, сыграв против Рафаэля Надаля (испанец на год старше его), Энди отчетливо осознал, что ему не хватает квалифицированного спарринг-партнера. Ведь Надаль в то время тренировался у себя на Мальорке со старшим товарищем и кумиром Карлосом Мойей, бывшей первой ракеткой мира. Мюррею же в Туманном Альбионе приходилось довольствоваться компанией своего брата. И тогда он отправился в академию Санчеса и Касала. Уроки мастеров не прошли даром: Энди стремительно ворвался в мир профессионального тенниса, а в минувшем сентябре обыграл в полуфинале Открытого чемпионата США того самого Надаля, чей опыт в свое время так ему пригодился.

Франция

Разумеется, страна, имеющая собственный турнир Большого шлема, не могла остаться в стороне от учебного процесса. Самой известной теннисной академией во Франции руководит Патрик Муратоглу, с ранних лет мечтавший о карьере профессионала. Он был достаточно близок к осуществлению мечты и в 15 лет считался одним из лучших молодых игроков в стране. Но волею отца ему пришлось избрать в жизни иной путь и пожертвовать теннисом во имя серьезного образования. Впоследствии, впрочем, Патрик сумел найти компромисс и совместить любовь к спорту с приобретенными бизнес-навыками.

В 1996 году он создал академию и провозгласил ее особые принципы. Если другие полагаются на естественный отбор, в ходе которого из множества учеников смогут выделиться наиболее талантливые, то Муратоглу идет иным путем. Он с особой тщательностью отбирает будущих воспитанников, так что занимающихся у него не так много, зато каждому он готов дать гарантию, что при надлежащем усердии уроки не пройдут впустую.

И Патрик имеет право гордиться своими выпускниками. Киприот Маркос Багдатис с первых шагов в профессиональном теннисе произвел фурор, выиграл пару турниров, дошел до финала Открытого чемпионата Австралии в 2006 году, хотя в последнее время его стремительный прогресс затормозился из-за тяжелой травмы, вынудившей спортсмена пропустить практически весь сезон-2008.

Россиянка Анастасия Павлюченкова попала к Патрику уже после того, как одержала первые победы в юниорских турнирах Большого шлема и стала профессионалом. В последние полтора года, сотрудничая с Муратоглу, 17-летняя уроженка Самары начала проявлять себя и во взрослых турнирах. В июле она добралась до первого в своей жизни четвертьфинала в Палермо, а в августе вышла во второй круг Открытого чемпионата США.

Англия

Страну, подарившую миру большинство игр, включая и теннис, сейчас трудно причислить к ведущим державам в этом виде спорта. Однако и там есть немало известных учебных центров. Пожалуй, наибольшим авторитетом пользуется академия Саттона, расположенная в четырех милях от Уимблдона. Она, кстати, выступает партнером Австралийской федерации тенниса и ежегодно помогает игрокам с Зеленого континента готовиться к турнирам на траве. Так что у ее студентов всегда есть шанс потренироваться с такими профессионалами, как Крис Гуччионе, Кейси Деллакуа или Пол Хэнли.

Возможно, в ближайшее время престиж этого заведения еще больше возрастет. Ее спортивным директором был недавно назначен Джереми Бейтс – единственный за несколько десятилетий игрок, которым мог гордиться английский теннис. В одиночном разряде Бейтс не блистал, зато в смешанном выиграл Wimbledon и Открытый чемпионат Австралии, что обеспечило ему титул живой легенды в глазах соотечественников. Он был капитаном британской сборной в Кубке Дэвиса и работал в Теннисной ассоциации страны, так что его большой опыт наверняка послужит прогрессу академии.

Цена вопроса

Обучение ребенка теннису стоит дорого. Порядок цен в разных странах примерно одинаков, так что существенно сэкономить (без потери качества) едва ли удастся. Хотя знающие люди утверждают, что занятия за границей в любом случае обойдутся дешевле, чем в России. Вот вам ориентировочный прейскурант некоторых из описанных выше академий.

Постижение теннисной премудрости в академии Эверт в зависимости от выбранной программы и наличия или отсутствия полного пансиона обойдется в 24 500–45 000 долларов за учебный год (с конца августа по конец мая). Общеобразовательный школьный курс сюда не входит, договариваться о нем и оплачивать его придется отдельно.

Американский штат Флорида с полным правом можно назвать Меккой мирового тенниса. Здесь базируются с десяток всемирно известных учебных заведений, среди которых два наиболее влиятельных и известных: академия Ника Боллетьери и школа Крис Эверт, за время своей спортивной карьеры завоевавшей 157 титулов в одиночном разряде

В академии Бругеры занятия по годичной программе (с сентября по август) стоят 1020 евро в месяц. При желании можно добавить 650 евро в месяц за проживание и 19 евро в день за питание. Итого выйдет примерно 27 000 евро за календарный год. Опять-таки школьная программа сюда не включена.

В академии Санчеса и Касала учебный год длится 10 месяцев – с сентября по июнь. Занятия теннисом по полдня за весь период стоят 15 750 евро, проживание и питание (включая культурную программу, прачечное обслуживание и доступ в Интернет) – 12 100, общеобразовательный курс средней школы – 8520, а изучение языков – 4800. Таким образом, вкладывая в свое чадо чуть больше 41 000 евро в год, вы через некоторое время увидите в нем всесторонне развитого человека.

В академии Саттона тоже нет недостатка в различных программах, составляемых индивидуально. Базовая цена уроков тенниса – 5000 фунтов стерлингов в год.