Большая Дина

Большой спорт №10 (28) Октябрь 2008
Борис Ходоровский
О том, какой ценой далось ей серебро Пекина и что изменилось сегодня в ее манере игры, Динара Сафина рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Она не стала олимпийской чемпионкой. Более того, именно в Пекине в финале одиночного турнира оборвалась ее беспроигрышная серия, насчитывавшая 16 матчей. Тем не менее по результатам опроса, проведенного российским спортивным каналом, именно Динару Сафину болельщики считают лучшей спортсменкой олимпийского августа. В этом рейтинге серебряная медалистка Пекина оказалась выше не только чемпионов Игр, но и Павла Погребняка, автора гола в ворота Manchester United в Суперкубке UEFA. Конечно, популярности Сафиной способствует известная фамилия. Но сейчас никто не рискнет назвать ее только младшей сестрой Марата. В Пекине, а затем и в Нью-Йорке Динара заявила о себе как о претендентке на титул королевы кортов. И пусть в столице Китая она не достигла вершины, после трех изматывающих битв проиграв в драматичном финале достойнейшей сопернице. На Олимпиаде мы увидели новую Динару, в которой удивительным образом сочетались лучшие фамильные черты и качества, привитые нынешним тренером. О том, какой ценой далось ей серебро Пекина и что изменилось сегодня в ее манере игры, Динара Сафина рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Что такое Олимпиада для вас: особые соревнования, выиграть которые престижнее, чем турнир Большого шлема, или же просто дополнительная сложность при подготовке к Открытому чемпионату Америки?

В Пекине я об этом не задумывалась. Как и не чувствовала какой-то особой ответственности. Лишь на пьедестале, где стояла рядом с Леной Дементьевой и Верой Звонаревой, ощутила чувство гордости за свою страну.

Выступать на Олимпиаде вам пришлось по сумасшедшему графику. Как вы пережили это?

Поначалу все были в равных условиях. Даже китаянки, которые играют по всему миру вместе с нами, не имели особых преимуществ. С жарой и влажностью в Пекине приходилось мириться. Затем для меня составили просто убийственное расписание. В Олимпийскую деревню я приезжала, когда большинство ее жителей видели третьи сны. Самым трудным был день, когда пришлось после тяжелейшего четвертьфинального матча против Елены Янкович играть в паре со Светой Кузнецовой против китаянок. Закончился этот матч в четвертом часу утра. Вернувшись в номер, я просто рухнула на кровать. Попросила девчонок принести какую-нибудь еду. Перекусила (даже не помню чем), приняла душ и заснула как убитая.

Многие полагали, что подобные испытания организаторы предложили вам, чтобы облегчить жизнь вашей сопернице по полуфиналу – китаянке На Ли. Как вы относитесь к такой версии?

На нее делалась серьезная ставка. Когда На Ли играла в первом круге против Кузнецовой, публика давила на Свету, не соблюдая правил, принятых на теннисных соревнованиях. Но когда я в третьем круге вышла играть против Чжэн Цзе, зрители вели себя почти образцово. Видимо, местным поклонникам тенниса разъяснили, как нужно вести себя на трибунах. В полуфинале мне пришлось очень нелегко. Силы-то не беспредельны. Зато на На Ли давил громадный груз ответственности. Не случайно она дрогнула при счете 6:5, когда подавала на сет.

Раскройте секрет вашей феноменальной физической подготовки, позволившей выдержать этот сумасшедший график олимпийского турнира и дойти до финала.

Секрет очень прост: тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Объемы проделанной мной работы были под стать нагрузкам наших чемпионов по легкой атлетике. На занятиях по ОФП выматывалась больше, чем на иной одиночной встрече. Зато стала намного атлетичнее, что и позволило выдержать нагрузки Пекина. Мой тренер Желько Краян и тренер по ОФП Деян Войнович объяснили мне еще одну простую истину: основная сила теннисиста не в ногах и руках, а в голове. Но все же бывали моменты, когда от усталости уже никакой настрой не спасал. Похоже, полуфинальный матч против На Ли отнял те силы, которых как раз и не хватило в финале.

На пьедестале я просто почувствовала опустошенность, неизбежную после выплеска сильных эмоций. А сколько их было за ту неделю в Пекине! Поначалу я испытала разочарование от проигранного финала. И только потом осознала, что получила олимпийскую награду

На церемонии награждения вы не слишком радовались своему серебру, в отличие от завоевавшей бронзу Веры Звонаревой. Неужели лучше оказаться на пьедестале ступенькой ниже, но выиграть перед этим утешительный финал?

Серебряная медаль все же престижнее бронзовой. На пьедестале я просто почувствовала опустошенность, неизбежную после выплеска сильных эмоций. А сколько их было за ту неделю! Поначалу я испытала разочарование от проигранного финала. И только потом осознала, что получила олимпийскую награду.

Чем вам запомнилась Олимпиада, помимо матчей и церемонии награждения?

Наверное, своей атмосферой. Впервые после Кубка Федерации мы жили с девчонками все вместе, в одном блоке Олимпийской деревни, одной дружной семьей. Я очень хотела посмотреть соревнования по другим видам спорта. Особенно по прыжкам с шестом – дуэль между Еленой Исинбаевой и Светланой Феофановой. Я ведь с обеими знакома. Только соревнования по легкой атлетике начались, когда я уже улетела из Пекина. Да и вообще при моем графике о том, чтобы увидеть Олимпиаду глазами болельщицы, можно было только мечтать. Даже позавидовала Свете Кузнецовой, которая смогла на баскетбол сходить.

В нынешнем сезоне вы изменили не только стиль игры, но и в какой-то степени манеру поведения на корте. Это брат посоветовал не выплескивать эмоции?

Нет, это целиком и полностью заслуга мо­его нового тренера. Желько сразу же обратил внимание на одну нашу фамильную черту: если что-то не получается в игре, это видят соперники. Он научил меня контролировать эмоции, управлять ими. Это сразу же сказалось на результатах.

Как вы с Желько нашли друг друга?

После прошлогоднего US Open я твердо решила, что нужно менять наставника. Очень сложно было найти толкового специалиста, который имел бы возможность сопровождать меня на все турниры. Согласился только Желько. Его мне порекомендовал Иван Любичич. Нужно будет отблагодарить его. Когда появится такая возможность, приглашу Ивана на обед. С Желько у меня сразу же установился великолепный контакт как во время тренировок, так и после их окончания. Могу обратиться к нему с любым вопросом и всегда получаю дельный совет.

Тренер-хорват не подкалывал вас после победы своих соотечественников над русской баскетбольной сборной?

Нет, он понимал, чем это для него чревато.

Долгое время вы находились в тени знаменитого брата, но сегодня уже никто не рискнет, говоря о ваших теннисных успехах, называть вас младшей сестрой Марата. Ваши победы никак не сказались на отношениях с ним?

Всегда мечтала играть в теннис не хуже Марата, но никогда не хотела быть популярнее. Я очень переживаю за него и хочу, чтобы он как можно скорее вновь начал показывать чемпионскую игру. На наших отношениях мои успехи и его относительные неудачи (или наоборот) не сказались и не могут сказаться. Марат всегда останется старшим братом, который меня любит и переживает за меня.

Какое самое любопытное SMS прислал вам во время олимпийского турнира Марат?

После парного четвертьфинала, завершившегося на рассвете, от него пришло сообщение: «Ну, ты попала, сестричка!»

Какие теннисные качества вы бы позаимствовали у брата?

Бойцовский дух и умение «читать» игру. Когда Марат в хорошей форме, в этом отношении с ним мало кто в мире может сравниться.

Не хотели бы сыграть с Маратом в миксте?

На турнирах Большого шлема, где нагрузки и так запредельные, ни в коем случае. Возможно, в следующем году мы сыграем вместе за сборную России на Кубке Хопмана. Там регламентом предусмотрены две одиночные встречи и микст.

После ухода Жюстин Энен в женском теннисе нет ярко выраженного лидера. Готовы ли вы примерить корону королевы?

Сейчас на эту роль очень много претенденток. Не стану лукавить и говорить, что не вхожу в этот круг, но и называть себя главной среди них не буду. Из скромности.

Елена Дементьева, ставшая в Пекине олимпийской чемпионкой, не скрывала, что победа на Играх была для нее при­оритетной задачей на сезон. Будете ли вы через четыре года ставить перед собой цель непременно выиграть олимпийское золото?

Если выживу, постараюсь. Хотя следующая Олимпиада пройдет в Лондоне, теннисный турнир там планируют провести на Уимблдоне. Ох, не знаю, стоит ли обещать! Может, придется, как Дементьевой, на третьи Игры за золотом ехать. Хорошо, если Олимпида-2016 состоится в Мадриде.