Быстрые и молодые

Большой спорт №5(62)
Андрей Супранович

После того как великий Ален Прост закончил свою выдающуюся карьеру, французские гонщики перестали радовать болельщиков победами. Дошло до того, что сезоны 2010 и 2011 годов и вовсе обошлись без представителей Франции. Формульные боссы исправились лишь в этом году, призвав в королевские гонки сразу троих соотечественников Проста. И если Ромен Грожан вернулся в паддок после двухлетнего перерыва, то Жан-Эрик Вернь и Шарль Пик стали единственными дебютантами «Формулы-1» в нынешнем сезоне.
«Большой спорт» решил проанализировать, чего ожидать от неопытных пилотов, а заодно проследить за судьбой их предшественников – новичков прошлогоднего чемпионата.

    Пастор Мальдонадо / Williams F1 Team

    Венесуэла / 9 марта 1985 года
    Сезон-2011: 19-е место, 1 очко

    Друг Уго Чавеса, социалист и скандалист – все это о третьем в истории «Формулы-1» венесуэльском гонщике Пасторе Мальдонадо. Горячий латиноамериканец снискал себе славу весьма неосторожного пилота, раз за разом попадающего в аварии, получающего штрафы и дисквалификации. Впрочем, столь агрессивный стиль вождения сослужил ему и добрую службу: в 2004 году Пастор сумел выиграть Formula Renault и получил право сесть за руль болида «Формулы-1» – пусть даже это были тестовые заезды слабейшей на тот момент Minardi. Но на следующий год карьера венесуэльца застопорилась: на одной из гонок Мальдонадо не сбросил скорость под желтыми флагами, угодил в аварию и сбил одного из маршалов гонки. Последовавшее длительное отлучение от соревнований не добавило перспективному пилоту вистов, он остался в Formula Renault. Пастор даже сумел ее выиграть, правда, затем титул отобрали – его машина не прошла техническую инспекцию.

    Впрочем, результат все равно был великолепный, и Мальдонадо отправился на повышение – в GP2. Там застрял довольно надолго: проявить себя мешали слабая машина и традиционные неудачи на трассе. В 2010-м Пастор вновь оказался как никогда близок к «Формуле-1», буквально на расстоянии вытянутой руки, – его талант разглядели в HRT, но в итоге испанцы отдали предпочтение индийцу Нараину Картикеяну, принесшему с собой деньги спонсоров.

    Разозленный неудачей, Мальдонадо остался в GP2 и выиграл чемпионат. Но даже этого успеха могло быть недостаточно, если бы на его стороне не выступила государственная нефтегазовая компания Венесуэлы PDVSA – дружба с Уго пришлась как нельзя кстати. 15 миллионов долларов – и Пастор занимает место Нико Хюлькенберга в Williams. Того самого Нико, который вчистую разгромил Мальдонадо в GP2. Что ж, деньги в королевских гонках давно уже решают многое.

    Напарником и наставником молодого венесуэльца стал стареющий Рубенс Баррикелло. Сезон у Williams не задался – за 6-м местом в 2010 году последовало 9-е в 2011-м, причем оба пилота набрали лишь жалкие 5 очков. Только одно упало в копилку Мальдонадо – гонщик занял 10-е место на канадском этапе. Но понятное дело, что Пас­тор запомнился совсем не этим – в сезоне он традиционно попадал в глупые аварии, таранил рекламные щиты и дважды Льюиса Хэмилтона. Год 2012-й начался в том же стиле – в Австралии пилот впечатался в ограждение на последнем круге гонки, а в Малайзии успел оценить состояние гравийной ловушки, тогда как его новый напарник Бруно Сенна уже набрал очков больше, чем весь Williams в прошлом году.

    Серхио Перес / Sauber F1 Team

    Мексика / 26 января 1990 года
    Сезон-2011: 16-е место, 14 очков

    Чуть лучше, чем Мальдонадо, в 2011-м выступил еще один латиноамериканский гонщик – первый за 30 лет мексиканский пилот «Формулы-1» Серхио Перес. Пять финишей «в очках» и седьмое место в Сильверстоуне – неплохой результат для дебютанта. Притом что Переса взяли в высшую гоночную лигу не за красивые глаза и выдающиеся результаты в GP2, но опять-таки из-за денег. Покровитель Серхио – его соотечественник Карлос Слим, а это ни много ни мало богатейший человек планеты.

    Впрочем, мексиканца быстро перестали принимать за простого рента-драйвера. Он и в GP2 смотрелся молодцом, проиграв в 2010-м лишь Мальдонадо, а в «Формуле-1» сразу принялся за огранку своего таланта. Первый же сезон показал, что Перес отлично умеет обращаться с шинами (пусть порой и с потерей скорости), а также выдавать на-гора быстрые круги, что помогало раз за разом опережать в квалификации напарника по команде Камуи Кобаяси. Жаль только, неконкурентоспособный Sauber не позволял Серхио показать себя во всей красе.

    Зато в межсезонье над машиной изрядно потрудились, и это сразу отразилось на результатах. В Австралии Перес стал восьмым после старта на 22-й позиции, а в Сепанге впервые в карьере поднялся на подиум, пропустив вперед лишь Фернандо Алонсо. Кстати, испанец вскоре может стать напарником юного мексиканца – еще до начала сезона Переса активно сватали в паддок Ferrari, а невнятное выступление Фелипе Массы только усилило слухи. Петер Заубер открещивается от всех инсинуаций, боясь потерять перспективного гонщика и миллионы Слима в придачу, а вот Серхио с трудом скрывает заинтересованность в переезде в Маранелло. Рано или поздно это случится, благо сам Заубер покинет свой пост руководителя команды в конце сезона.

    Пол ди Реста / Sahara Force India F1 Team

    Шотландия / 16 апреля 1986 года
    Сезон-2011: 13-е место, 27 очков

    Подумать только, лучший новичок сезона-2011 по версии авторитетного издания Autosport в 2010 году выступал в кузовных гонках! Два года назад шотландец Пол ди Реста выиграл престижные соревнования DTM, попутно отвлекаясь на тестовые гонки «Формулы-1». Знакомство с машиной добавило представителю Туманного Альбиона вистов, и в 2011-м Виджай Малья позвал его на замену не впечатлившего Витантонио Лиуцци.

    Возможно, одним из аргументов для индийского бизнесмена стал уже потасканный ярлык «победитель Себастьяна Феттеля». В 2006-м ди Ресте посчастливилось выступать вместе с будущим чемпионом в одной из команд «Формулы-3». То соперничество закончилось не в пользу немца, уступившего первенство дерзкому шотландцу, выигравшему и принципиальную дуэль, и весь чемпионат.

    В дальнейшем же карьеры перспективных пилотов разошлись. Феттель пошел на повышение, а ди Реста не нашел спонсоров и вместо GP2 перебрался в уже упоминавшийся DTM, где провел четыре года, по разу занимая 1-е, 2-е и 3-е места. Даже странно, что такой успешный кузовной пилот смог безболезненно адаптироваться к королевским гонкам и удостоиться целой серии комплиментов от знаменитого предшественника – Дэвида Култхарда. Культовый шотландский гонщик отмечал: «Пол пришел в “Формулу-1” из DTM, что является не самым очевидным способом прибытия. Однако в свой первый год в королевских гонках выступил хорошо – таким образом, у него есть скорость и талант, и этот потенциал может сделать его одним из лучших пилотов». Сам ди Реста пока скромничает, но неизменно набирает очки. В 2012-м он дважды финишировал в зачетной зоне и не собирается останавливаться на достигнутом. Его цель – подиум, ведь если Серхио Перес на Sauber смог добраться до призовых мест, то и Force India вполне способна на сюрпризы.

    Жером д’Амброзио / Marussia Virgin Racing

    Бельгия / 27 декабря 1985 года
    Сезон-2011: 24-е место, 0 очков

    Единственный дебютант сезона-2011, который не смог закрепиться в «Формуле-1», – бельгиец д’Амброзио. Жером, не сильно блиставший в GP2, заручился поддержкой спонсоров и заменил Лукаса де Грасси в Virgin. Кстати, бразилец так и не нашел себя после ухода из команды – желающих приютить пилота-аутсайдера не объявилось. У д’Амброзио шансов вернуться в «Формулу-1» гораздо больше. Да, сезон в хлипкой команде Николая Фоменко сложно занести себе в актив – весь год Marussia Virgin только и делала, что боролась с машиной и увольняла конструкторов.

    Неудивительно, что на выходе получилось последнее место – даже безнадежная HRT по нелепой случайности оказалась выше. Но Жером все равно смотрелся достойно, хотя на его месте мог оказаться любой гонщик, в том числе из России. Фоменко и рад бы взять к себе того же Алешина или Мове, но деньги были нужнее. И как только француз Пик предложил больше, д’Амброзио утратил статус гонщика «Формулы-1».

    В марте бельгиец с итальянскими корнями подписал контракт с Lotus, где будет играть роль резервного пилота. Тот же Ромен Грожан пока и близко не показывает уверенного пилотирования, так что возвращение Жерома может состояться уже в этом году. «Моя задача изменилась, мне предстоит много работать, развиваться, учиться многим новым вещам. Сейчас я работаю с чемпионом мира Кими Райкконеном, а это большая честь для любого пилота», – не ставит себе сверхзадач бельгиец.

    Даниэль Риккардо / HRT / Toro Rosso

    Австралия / 1 июля 1989 года
    Сезон-2011: 27-е место, 0 очков

    Молодой австралийский пилот Даниэль Риккардо начинал сезон-2011 в качестве тест-пилота Red Bull / Toro Rosso и вряд ли помышлял о большем. Но предложение HRT свалилось как снег на голову, сделав из 21-летнего тестера гонщика «Формулы-1». Шеф «быков» Кристиан Хорнер прознал про трудности с Нараином Картике­яном в испанской «конюшне» и тут же предложил на место индийца выпускника собственной академии. Талантливого гонщика давно стоило проверить в боевых условиях, и представившаяся возможность как нельзя подходила для этого.

    Талант Риккардо Хорнер заметил давно – еще во времена выступления австралийца в «Формуле-3». Получив поддержку от концерна Red Bull, Даниэль обрел место в «Формуле-3.5», где в 2010-м до последнего боролся за титул с Михаилом Алешиным. Лишь в заключительной гонке сезона россиянин сумел опередить представителя Зеленого континента.

    Впрочем, в «Формулу-1» победитель, в отличие от побежденного, так и не попал. А Риккардо дебютировал в Великобритании в девятой по счету гонке сезона-2011. Естественно, выступление в HRT не могло добавить положительных эмоций, но, несомненно, Даниэль прочувствовал внутреннюю «королевскую» кухню и подготовился к штурму новых высот. В далекой перспективе австралиец метит на место своего соотечественника Марка Уэббера в Red Bull, а пока занимает место пилота в дочерней «конюшне» «быков» – Toro Rosso. Риккардо сразу почувствовал разницу болидов и в первой же гонке в родной Австралии завоевал очки.

    Жан-Эрик Вернь / Scuderia Toro Rosso

    Франция / 25 апреля 1990 года

    В Toro Rosso боевой состав пилотов обновился полностью: предыдущая связка Альгерсуари – Буэми не оправдала возложенных надежд, и с ними пришлось расстаться. Теперь за место в «Формуле-1» и, возможно, в Red Bull будет бороться новая пара молодых талантов – Даниэль Риккардо и Жан-Эрик Вернь. Об австралийце мы уже рассказали, но и француза также никак нельзя обойти стороной.

    Как и Риккардо, Вернь был тест-пилотом обеих «конюшен» «красных быков» и в этом году пошел на повышение. В 2007-м он стал чемпионом французской Formula Renault, благодаря чему и попал в молодежную программу Red Bull. Затем настала очередь Formula Renault 3.5, в которой в прошлом году Жан-Эрик до последнего претендовал на победу. Лишь пара ошибок на заключительных гонках в Каталонии привела к поражению от напарника Роберта Викенса.

    Главным конкурентом Верня в нынешнем году также станет коллега по команде. Французский пилот не скрывает, что для него очень важно опередить Риккардо в итоговой таблице: «У нас отличные взаимоотношения с Даниэлем, однако я не думаю, что дружба между нами возможна – для меня немыслимо дружить с кем-то, кого я хочу победить». В этой внутрикомандной дуэли СМИ и специалисты отдают предпочтение Риккардо, учитывая боевой опыт австралийца в HRT. Первые гонки сезона-2012 не поколебали чаши весов – оба пилота по разу попали в очки, а Вернь, в частности, отметился блестящим прорывом с 18-го на 8-е место в Сепанге.

    Шарль Пик / Marussia F1 Team

    Франция / 15 февраля 1990 года

    Еще одному новичку нынешнего сезона также ничего не остается, кроме как бороться с напарником по команде. И это будет нелегким делом, ведь за плечами опытного Тимо Глока более 70 Гран-при, а Шарль Пик начал сезон с чистого листа: Marussia не смогла подготовить машину к тестам и дебютант остался без столь необходимой ему практики. Но немецко-французский дуэт старается наверстать упущенное во время пятничных свободных заездов.

    Понятное дело, пока Глок выглядит на голову выше Пика, явля­ющегося классическим рента-драйвером. Француз уж точно не сильнее Жерома д’Амброзио, которому в Marussia указали на дверь. Опыт, полученный бельгийцем, не слишком нужен, ведь спонсоры Шарля оказались более щедрыми. Николай Фоменко не отрицал факта скрытого аукциона – место в кокпите получил именно тот, кто предложил больше. Если проследить за карьерой Пика, то многое говорит о том, что француз – чисто коммерческий проект. Пилот надолго не задерживался ни в одной из серий, так и не выиграв даже завалящую Formula Renault France. Галопом проскочив и серию-3.5, и GP2, он десантировался в королевских гонках. Надолго ли? Маловероятно. Серьезным «конюшням» француз не приглянулся, а Marussia даст гонщику от ворот поворот сразу же, как только на горизонте замаячит более тугой кошелек. Слухи о том, что спонсор Шарля, компания Lagardère, в последнее время испытывает серьезные финансовые трудности, лишь подтверждают неутешительные прогнозы.

Партнеры журнала: