Рассекая волны

Большой спорт №10(56) Октябрь 2011
Андрей Супранович
В сентябре в Барселоне завершился заключительный этап престижной мировой яхтенной серии Audi MedCup 2011. Впервые этот турнир, неофициально называемый «Формулой-1 парусного спорта», состоялся в 2005 году, а в настоящее время считается эталоном качества и образцом для подражания для аналогичных соревнований. Отрадно, что на старт регаты выходила и российская команда «Синергия». Журналисту «Большого спорта» посчастливилось побывать на одном из ее этапов и воочию понаблюдать за морскими сражениями.

В сентябре в Барселоне завершился заключительный этап престижной мировой яхтенной серии Audi MedCup 2011. Впервые этот турнир, неофициально называемый «Формулой-1 парусного спорта», состоялся в 2005 году, а в настоящее время считается эталоном качества и образцом для подражания для аналогичных соревнований. Отрадно, что на старт регаты выходила и российская команда «Синергия». Журналисту «Большого спорта» посчастливилось побывать на одном из ее этапов и воочию понаблюдать за морскими сражениями.

Всего Audi MedCup состоял из пяти этапов: местом проведения двух последних стало испанское побережье (Картахена и Барселона), остальные прошли в Португалии, Франции и Италии. Великолепная пятерка живописных лагун принимала соревнования с мая по сентябрь – самое золотое время для регат в Северном полушарии. К сожалению, посетить все этапы было невозможно, поэтому пришлось делать нелегкий выбор. Который в итоге пал на итальянский Кальяри.

Другая Италия

Очевидно, что в Барселону и Марсель можно попасть в любой момент – съездить в отпуск или командировку. А вот на солнечную Сардинию по пути не заскочить, мимо случайно не проехать. Будучи спортивным журналистом, там вообще непросто оказаться: кроме футбольного Cagliari остров ничем похвастать не может, да и сардинский клуб попадал в еврокубки лишь раз за последние 40 лет, все больше обитая на задворках итальянского футбола.

Впрочем, Сардиния относится к Италии лишь административно, а сами ее обитатели в большинстве своем не считают себя итальянцами. Практически у каждого родившегося на острове другой родной язык – у большинства это сардинский, но на севере распространены корсиканский и лигурийский. С Италией Сардиния связана лишь последние три века, а до этого кто только не побывал на ее просторах: финикийцы, греки, римляне, арабы, испанцы. Эта смесь культур особенно заметна, если прогуляться по столице региона Кальяри, которая и приняла третий этап MedCup. 150-тысячный городок, раскинувшийся на берегу живописной бухты Средиземного моря, можно обойти за несколько часов. Узкие улочки, крутые подъемы, многовековые здания, пляжи и старинный бастион, с которого открывается превосходный вид на весь город, – вот, пожалуй, и весь Кальяри. Ну и порт, конечно, в котором по долгу службы пришлось провести большую часть пятидневной поездки.

Соленые брызги

Сардинский этап, который посетил журналист «Большого спорта», состоялся уже довольно давно, так что нет смысла останавливаться на его перипетиях. Куда интереснее околоспортивная составляющая регаты.

Волны, солнце, песок, яхты, гордо несущие паруса, создают особую атмосферу расслабленности. Тут никто и никуда не спешит, на износ работают лишь восемь команд, проходящие несколько гонок в день. До Кальяри, правда, не добрался британский Gladiator, так что на старт вышло семь экипажей. Пока команда Audi All4One шла к победе, зрители и журналисты вели себя достаточно меланхолично. Основная масса сидела в пресс-центре: действительно, зачем напрягаться – холодные напитки, Интернет и прямая трансляция гонки с комментарием профессионалов. То что надо! Труднее было фотографам: добротные снимки с экрана не сделаешь, приходилось выходить в море и на маленьких катерах прыгать по волнам за участниками.

Рискнул и автор этих строк, хотя тот риск делом благородным не назовешь. Капитан катера неистово гнал свою посудину, отчего волны накрывали судно несколько раз в минуту. Как тут что-то рассмотреть – удержаться бы на ногах и не наглотаться воды. Впрочем, что русскому смерть, то итальянцу вполне хорошо. В промежутках между принятием соленого душа те умудрялись истово болеть за своих и даже кое-как ориентироваться в происходящем. Зато финиш можно было наблюдать в относительном спокойствии и даже прокричать что-то одобрительное экипажу российской «Синергии». Не уверен, что был услышан, но все же итальянцы посмотрели с уважением. А вот вечером за официальным ужином представился шанс выяснить все в простом разговоре – рулевой команды Евгений Неугодников, невзирая на усталость, охотно поделился информацией о «внутренней кухне».

Русское отступление

Уже тогда, в середине Audi MedCup, было заметно, что «Синергию» лихорадит. Россияне могли выиграть гонку, а в следующей же – занять последнее место. Отсутствие стабильности Евгений Неугодников объяснил просто: большое количество иностранцев в составе не всегда благоприятно отражалось на внутрикомандной атмосфере. На быстроту принятия решений порой влиял языковой барьер, да и чрезмерная самоуверенность еще никому не шла на пользу. К тому же сказывалась нехватка предсезонной подготовки вкупе с необходимостью привыкать к новой лодке. Вот и выходило, что после какой-либо феерической гонки мог наступить необъяснимый провал. В итоге такие «качели» привели к последнему, седьмому месту на этапе в Кальяри. На последующих свободное падение продолжилось: в Картахене и Барселоне «Синергия» оказалась лишь строчкой выше. Итоговое положение в Audi MedCup удручающее: при 14 попаданиях на пьедестал и четырех выигранных гонках российский интернациональный экипаж стал седьмым, обойдя лишь Gladiator, пропустивший около половины гонок. По итогам выступления в регате капитан и совладелец команды Валентин Завадников уже затеял революционные изменения – во время последнего этапа были заменены навигатор и тактик, а перед чемпионатом мира планируется сделать еще несколько перестановок. Как это поможет прошлогодним бронзовым призерам, станет известно уже к середине октября.

Американский триумф

«Синергии» не удалось выполнить предсезонную задачу – выиграть хотя бы один из этапов. На каждом из них борьба была нешуточной, и в итоге ни одна из команд не смогла одержать более одной победы. Первая гонка в Кашкайше покорилась американской команде Quantum Racing, которая в начале сезона привлекла под свои паруса победителя Кубка Америки рулевого Эда Берда. В Марселе на первые роли выдвинулись немцы из Container. Кальяри покорился четырехкратному олимпийскому призеру, рулевому Йохену Шуманну из Audi All4One, а этап в Картахене выиграли любимцы местной публики Bribon – испанцев поддерживает сам король Испании. В Барселоне же не было равных шведскому Ran. А общая победа осталась за американцами, которые не теряли лидерства с первых же этапов, сделав ставку на стабильность результатов. Впрочем, плотность в таблице не позволяла Quantum Racing подойти к последнему этапу спустя рукава. Именно заряженность на победу привела команду из США к двум викториям на старте, что фактически обеспечило победу Quantum Racing задолго до окончания гонок.

В следующем году соперничество в акваториях Европы грозит стать еще более серьезным. Во всяком случае, российская команда намерена укрепить состав, ее же соперники совершенно не намерены уступать завоеванные позиции. Регата собирает все больше и больше поклонников по всему миру, пожалуй, лишь в России парусные гонки по-прежнему не в фаворе. Возможно, ситуацию смогут изменить успешные выступления в грядущем сезоне. «Синергии» отступать некуда.

Партнеры журнала: