Ральф Шумахер: «Я слежу за старшим братом»

Большой спорт №10(56) Октябрь 2011
Эльмир Валеев
В сентябре Москву посетил бывший гонщик «Формулы-1» Ральф Шумахер. За годы выступлений в чемпионате мира он постоянно был в тени своего знаменитого старшего брата, однако на трассе не раз опережал Михаэля. И несмотря на то что Ральф никогда не гонялся за рулем лучшей машины, в Гран-при он одержал шесть побед.

В сентябре Москву посетил бывший гонщик «Формулы-1» Ральф Шумахер. За годы выступлений в чемпионате мира он постоянно был в тени своего знаменитого старшего брата, однако на трассе не раз опережал Михаэля. И несмотря на то что Ральф никогда не гонялся за рулем лучшей машины, в Гран-при он одержал шесть побед. В настоящее время Шумахер-младший выступает в немецком кузовном чемпионате DTM (Deutsche Tourenwagen Masters). Но в России оказался совершенно по другому поводу: на московской выставке бизнес-авиации Jet Expo было объявлено о том, что Ральф выкупил 10 процентов акций австрийской авиакомпании EuropStar Aircraft, которая уже много лет обслуживает его личный самолет.

«Большой спорт» расспросил Шумахера о его взаимоотношениях с авиацией, выступлениях в DTM, а также о том, как он относится к молодым гонщикам «Формулы-1» и планирует ли вслед за братом вернуться в мировой чемпионат.

В годы выступлений в «Формуле-1» вы, конечно, много летали на самолетах – Гран-при проходят в разных концах планеты. Никогда не пробовали посчитать, сколько времени за год проводите в полетах?

Конечно, в воздухе я проводил и провожу очень много времени. Сколько выходит за год, сказать трудно – ведь помимо гонок есть еще и тесты, разные спонсорские меропри­ятия. В течение сезона мы совершали десятки перелетов. А всего за свою карьеру налетал более 7000 часов.

Ваш коллега – трехкратный чемпион «Формулы-1» Ники Лауда в итоге попросту основал свою собственную авиакомпанию. Вы никогда не задумывались над таким вариантом?

Нет, честно говоря, это решение не для меня. Мне кажется, что гражданская ави­ация – очень сложный и весьма специфический бизнес. Здесь высокая конкуренция, множество различных законов, правил и предписаний. К тому же она требует чрезвычайно больших финансовых вложений. Так что я никогда не планировал создавать собственную авиакомпанию – меня вполне устраивает мое нынешнее сотрудничество с EuropStar Aircraft, которая занимается бизнес-авиацией и помогает мне в обслуживании моего самолета.

В настоящий момент вы выступаете в немецком кузовном чемпионате DTM. В этом сезоне ваши результаты резко пошли в гору: на вашем счету уже несколько подиумов, чего не было за все предыдущие три года выступлений. В чем причина такого прогресса?

Одна из главных причин – то, что в этом сезоне я выступаю на новых шинах. Во-первых, у них намного лучше сцепление с асфальтом, а во-вторых, похоже, покрышки Hankook гораздо больше соответствуют моему гоночному стилю, чем Dunlop, на которых я ездил раньше. К тому же я уже четвертый год в этом чемпионате, и полученный опыт начинает сказываться: судя по всему, мне удалось окончательно приспособиться к пилотированию этих машин, которые в управлении сильно отличаются от болидов «Формулы-1».

Знаю, что ходили разные слухи и разговоры на тему моего повторного появления в «Формуле-1», но я вполне доволен тем, как сложилась моя карьера в мировом чемпионате, и возвращаться туда не планирую. На настоящий момент я полностью сосредоточен на выступлениях в DTM

И в чем состоят эти отличия?

Машины «Формулы-1» гораздо лучше держат трассу, сцепление с асфальтом тут значительно выше. Поэтому, когда ты управляешь болидом, твоя цель – подойти к пределу сцепных свойств как можно ближе. Для этого требуется определенная смелость, ведь если ты перейдешь черту – просто вылетишь с трассы. В DTM все иначе: тут ты можешь ехать и за пределом возможностей машины, оставаясь на треке, но твоя скорость при этом неизбежно упадет. Поэтому приходится искать компромисс, балансируя на очень тонкой грани. Конечно, хорошее чувство машины, точные действия рулем и педалями необходимы и там и там. Но подход к пилотированию совершенно иной.

В ближайшем будущем вы планируете сохранить свое нынешнее место работы – команду Mercedes – в чемпионате DTM?

Да, все к тому идет, хотя пока никаких соглашений не подписано и говорить об этом рановато. Посмотрим, как все сложится.

После «Формулы-1», наверное, сложно воспринимать победу в DTM как действительно большое достижение. Чем вас привлекает эта серия и каких целей в ней вы хотели бы достигнуть?

Не могу сказать, что ставлю перед собой какие-то особые задачи в DTM. Пожалуй, моя цель – быть достаточно успешным и конкурентоспособным по сравнению с более молодыми коллегами по чемпионату. На сегодняшний день мне это удается.

Ваш старший брат пару лет назад принял решение вернуться в «Формулу-1». У вас не возникало подобных мыслей?

Нет, никогда не возникало. Знаю, что ходили разные слухи и разговоры на эту тему, но я вполне доволен тем, как сложилась моя карьера в мировом чемпионате, и возвращаться туда не планирую. На настоящий момент я полностью сосредоточен на выступлениях в DTM.

Но за гонками «Формулы-1» вы по-прежнему следите?

Да, безусловно, как и прежде, с интересом наблюдаю за чемпионатом.

Можно ли сказать, что за последние годы в королевских гонках что-то серьезно изменилось?

Конечно, что-то постоянно меняется, «Формула-1» находится в непрерывном движении. Но несмотря на это, как ни парадоксально, все остается по-прежнему. И об этом свидетельствует опыт Михаэля: хотя он вернулся после трехлетнего перерыва, он вновь успешен и достаточно быстро смог обрести форму.

Кого из современных молодых пилотов «Формулы-1» вы бы могли выделить?

В чемпионате мира сейчас много быстрой молодежи. В первую очередь это, конечно, Себастьян Феттель, но помимо него есть много других хороших пилотов – это и Нико Росберг, и…

…Виталий Петров?

Виталий выглядит неплохо, но на самом деле мы не знаем, каков его вклад в успех. Машина создавалась при активном участии Роберта Кубицы, но этот сезон он пропускает из-за травмы, и неизвестно, насколько он был бы быстр на болиде Renault. А без такого сравнения определить истинную скорость пилота сложно – слишком многие факторы играют тут определяющую роль.

Вы знаете, что в 2014 году в России должен пройти Гран-при «Формулы-1»?

Да, я слышал об этом. Конечно, это очень хорошо, что Россия приобщается к мировому автоспорту. С другой стороны, и «Формула-1» нуждается в новых болельщиках, а участники чемпионата – в новых рынках. Так что интерес тут взаимный, и будем надеяться, что после королевских гонок в Россию придут и другие гоночные серии.

Партнеры журнала: