Ян Дюрица: «Уже получил тренерскую лицензию»

Большой спорт №10(56) Октябрь 2011
Михаил Филин
Честность и нежелание обидеть. Возможно, это две самые главные характеристики Яна Дюрицы как собеседника. Они проявляются особенно ярко в послематчевых интервью, когда футболист не уходит от разговора и вызывает огонь на себя.

Честность и нежелание обидеть. Возможно, это две самые главные характеристики Яна Дюрицы как собеседника. Они проявляются особенно ярко в послематчевых интервью, когда футболист не уходит от разговора и вызывает огонь на себя. Общение с корреспондентом журнала «Большой спорт» проходило в более спокойной обстановке, поэтому защитник «Локомотива» и сборной Словакии порассуждал о возможности войти в историю и составил символическую сборную российского чемпионата.

Вы как-то сказали, что мечтали зарабатывать столько, чтобы было можно купить все, что захотите. Какие мечты вы уже можете позволить себе реализовать, а какие – еще нет?

Самая большая мечта – играть за границей в топ-клубе. Она сбылась, это решило какие-то финансовые вопросы, и я могу содержать не только себя, но и свою семью в Словакии. Но самое главное в жизни – не деньги, а здоровье и счастье родных и близких.

Но при этом создается впечатление, что именно деньги правят футболом.

У нас говорят: маленькие деньги – маленький футбол, большие деньги – большой футбол. Богатые клубы покупают сильнейших игроков, так происходит во всем мире. До сих пор в Словакии не построили национальный стадион, ныне существу­ющий давно развалился, и играть на нем невозможно. Мой приятель выступает в Англии за клуб третьего дивизиона, так у него стадион лучше, чем наш крупнейший, и он всегда заполнен болельщиками. В каждой стране ситуация разная, но в какой-то степени вы правы: уровень финансовых вложений влияет на развитие футбола.

В России в футбол вкладываются огромные деньги, а уровень национального первенства по-прежнему невысок. Как это объяснить?

Не согласен. Думаю, уровень приличный, а к чемпионату мира 2018 года здесь будет такая же ситуация, как в Германии. Преобразится не только инфраструктура, но и собственно игра.

Вы планируете сыграть на российском мундиале?

Надеюсь. В крайнем случае приеду на него в качестве тренера.

Это шутка?

У меня уже есть соответствующая лицензия, их выдали всем игрокам сборной Словакии, выступавшим в финальном турнире чемпионата мира 2010 года. Но о тренерском будущем пока не думаю, хочу еще поиграть.

Родители научили меня в принципе не думать, что я выше кого-то. Возможно, я и являюсь футболистом весьма неплохого уровня. Так лучше докажу свое преимущество на поле, чем буду говорить, что я или моя команда сильнее. Я достаточно часто проигрывал, чтобы трубить о победе заранее

Легионеров часто спрашивают о минусах выступления в России. А есть ли плюсы, о которых и в Европе рассказать не стыдно?

Прежде всего как раз уровень турнира – игроки, клубная инфраструктура, интерес к футболу. В России на первом месте по популярности футбол, а на втором – хоккей. У нас в Словакии так же, но развитие футбола происходит гораздо медленнее. Это сразу заметно. Когда я уехал в Россию, фанаты были рады – считали, что иду на повышение, чего-то достиг. При этом если ты легионер, то при игре за национальную сборную требования повышаются и спрос в случае неудачи с тебя будет двойной. С другой стороны, когда футболист возвращается в словацкий чемпионат, болельщики считают, что он разочаровал, не оправдал ожиданий. Думаю, и в России так бывает.

И что вы думаете о сборной России, матч с которой может стать решающим в борьбе за путевку на Евро-2012?

Я знаю почти всех игроков вашей команды, даже против нынешних легионеров Андрея Аршавина, Романа Павлюченко и Павла Погребняка играл в чемпионате России. С Торбинским, Шишкиным и Глушаковым я играю за «Локомотив», хорошо знаю их сильные стороны. Наблюдал и за Диком Адвокатом, проделавшим огромную работу в «Зените». Футбол – это спорт моментов, кто совершит ошибку, тот и проиграет. Задача сборной Словакии – сделать их меньше, чем соперник.

В ноябрьском номере журнала у нас будет интервью с Василием Березуцким. Что бы вы у него спросили?

То же самое. Что-нибудь о матче Словакия – Россия.

У вас нет ощущения, что сборную Словакии недооценивают?

Российские футболисты уверены в себе, и это, в принципе, хорошо. С другой стороны, мы тоже очень хотели обыграть армян, а уступили со счетом 0:4. Все покажет игра, в ней станет ясно, кто на что способен. Поэтому никогда не говорю в интервью «обязательно нужно выиграть, мы сильнее». За свои слова надо отвечать. Владимир Вайсс учит нас уважать соперника.

Неужели в вас совершенно нет гордыни?

Родители научили меня в принципе не думать, что я выше кого-то. Возможно, я и являюсь футболистом весьма неплохого уровня. Так лучше докажу свое преимущество на поле, чем буду говорить, что я или моя команда сильнее. Я достаточно часто проигрывал, чтобы трубить о победе заранее.
Вы получаете удовольствие, наблюдая за игрой других?

Когда смотрю на выступления европейских грандов, таких как Barcelona, Real, – конечно. Я наблюдаю за тем, как действует игрок на моей позиции – центрального защитника, еще в детстве меня научил этому мой отец. Даже сейчас, видя, как действуют Неманья Видич и Алессандро Неста, учусь у них.

А в России есть у кого поучиться?

Мне нравится, как играет Сергей Игнашевич. У него хороший пас, выбор позиции. И стабильность на протяжении многих лет.

Когда я уехал в Россию, фанаты были рады – считали, что иду на повышение, чего-то достиг. При этом если ты легионер, то при игре за национальную сборную требования повышаются и спрос в случае неудачи с тебя будет двойной. С другой стороны, когда футболист возвращается в словацкий чемпионат, болельщики считают, что он разочаровал, не оправдал ожиданий

Может быть, составите символическую сборную чемпионата России?

В нападении сыграли бы Сейду Думбия и Вагнер Лав. Для меня они очень неприятные соперники – быстрые, с хорошим ударом, к тому же отлично взаимодействуют друг с другом. А вот бороться с Александром Кержаковым у меня получается. Против Самюэля Это’О я еще не играл. В защите – Сергей Игнашевич. Справа – Александр Анюков, игрок, действующий в европейском стиле по всей бровке, настоящий капитан своего клуба. Слева – Ренат Янбаев, очень быстрый, в нынешнем сезоне он работает очень хорошо, в схожей с Анюковым манере. Четвертый защитник – Сальваторе Боккетти или Николас Ломбертс, оба мне нравятся.

Константин Зырянов и Дмитрий Лоськов действуют на одной позиции, но они опытные мастера, думающие, умеющие по необходимости замедлить или убыстрить игру. Еще Данни – мастер с хорошей техникой, скоростью. Из левых хавбеков мне нравятся одноклубник Майкон и Айден Макгиди. На противоположном фланге сыграет Дмитрий Торбинский – хороший футболист и мой друг. В воротах Гилерме, молодой, талантливый, стабильный. Недаром наши болельщики признали его лучшим футболистом клуба. А себя я бы в эту команду не включал.

В Словакии есть игроки вашего поколения, которые войдут в историю?

Надеюсь, я сам туда уже вошел, став членом команды, попавшей в финальный турнир чемпионата мира. С тех пор как Чехословакия разделилась, мы некоторое время находились в тени чехов – в футболе, хоккее они были на шаг впереди нас. Сейчас мы пишем новую историю. Клуб Artmedia, за который я играл до переезда в Россию, квалифицировался в групповую стадию Лиги чемпионов UEFA, набрал там очки и едва не вышел в плей-офф. Сейчас наша сборная имеет хорошие возможности поехать на чемпионат Европы.

Во время фотосессии мы решили использовать несколько кинообразов. Вы не против?

Я люблю кино, в детстве даже мечтал стать актером. К тому же моя девушка Мария Горбань – актриса. Она снимается в фильмах, сериалах, играет в спектаклях. И мне правда нравится ее работа.

А из предложенных вами образов мне особенно близок по характеру Индиана Джонс. Он любит приключения и внутренне свободен. Это про меня.


Ян Дюрица откровенно и без прикрас:

О разминке перед матчем и настрое

Трачу на нее 30–40 минут – бег, различные упражнения, в том числе с мячом. К матчу я готовлюсь не только физически, но и психологически, настраиваюсь. Когда начинается игра, отрешаюсь от мира и до финального свистка концентрируюсь только на своей игре. Отбегать можно и 120 минут, но на фоне усталости совершаешь больше ошибок. Так что настраиваться надо на борьбу до конца, игру через «не могу». Многое зависит от характера, бойцовских качеств. И еще от тренера, который должен быть хорошим психологом, понимать, когда следует заменить футболиста. Впрочем, это в любом виде спорта.

Об основном предназначении футбола

Футбол – это спорт, он существует для того, чтобы делать человека счастливым. В детстве я выбрал этот вид прежде всего потому, чтобы быть в компании, в команде. Иногда ты играешь хорошо, но совершаешь одну ошибку, и она в сознании болельщиков перечеркивает все хорошее. Настоящие же знатоки воспринимают твое выступление в целом.

О «Локомотиве»

Чувствую, что хочу быть в этом клубе и защищать его цвета. Но говорить о том, что хотел бы завершить в нем карьеру, не буду, загадывать наперед – занятие неблагодарное. В последнее время в чемпионате России мы играем хорошо. Тренер настраивает нас на позитивный лад. Что касается выступления в Лиге Европы, то все будет зависеть от нашей самоотдачи. Выиграть этот турнир нам по силам.

О спортивной прессе и кино

Книг я не читаю, предпочитаю газеты и журналы – мужские и спортивные. В целом мне нравится российская пресса. Разве что хотелось бы видеть в ней больше интервью с футболистами, особенно после матчей. Из жанров кино люблю комедии, они поднимают настроение. Любимый актер – Джим Керри.

Об отце и семье

Именно папа привел меня в футбол. Он до сих пор следит за каждым моим шагом, непосредственно перед матчем звонит, спрашивает, насколько я готов. Общаюсь с ним, мамой и братом по телефону едва ли не каждый день. Иногда они приезжают ко мне в Москву.