Водно-моторные надежды

Большой спорт №9 (19)
Алексей Кузнецов
Состоявшийся в конце июля чемпионат России по аквабайку впервые за последние годы прошел без Анастасии Потаниной...

Состоявшийся в конце июля чемпионат России по аквабайку впервые за последние годы прошел без Анастасии Потаниной. Многократная чемпионка страны и мира объявила, что уходит из большого спорта. Решение спортсменки вполне могло стать приговором для всего российского аквабайка, но, к счастью, помимо Насти в семье Потаниных им увлекается еще двое детей – средний Иван и младший Василий. А это означает, что холдинг «Интеросс» и впредь не оставит российский аквабайк без финансовой поддержки.

Первый водный мотоцикл (он же гидроцикл и впоследствии аквабайк) был изобретен компанией Bombardier почти сорок лет назад, в 1968 году. Однако сей факт совершенно не означает, что именно с этого времени надо вести отсчет истории одноименного вида спорта. Солидные международные состязания по нему более или менее регулярно начали проводиться лишь с 1980-х годов. В России же эта спортивная дисциплина получила распространение только десять лет спустя: первый национальный чемпионат состоялся в 1998-м, а первое появление российских аквабайкеров на мировой арене датировано 2000 годом. Так что, несмотря на сорокалетнее существование водного мотоцикла, аквабайк как самостоятельный вид спорта очень молод. Этим обстоятельством обусловлены те проблемы, которые сегодня стоят перед ним и во всем мире, и в России.

За бортом МОК

На мировом уровне аквабайк контролируют две организации: Международный водно-моторный союз (UIM) и Международная ассоциация водно-моторного спорта (IJSBA). Они независимо друг от друга разрабатывают правила и регламенты состязаний, проводят лицензирование моделей гидроциклов. И, разумеется, каждая имеет свои соревнования.

IJSBA ежегодно устраивает Pro Watercross Tour. Основная дисциплина здесь – мотокросс на воде, а сам тур состоит из восьми чемпионатов и проходит в США. Кроме того, на счету IJSBA первенства Европы, Австралии, Бразилии, Франции, Великобритании, Таиланда, международный турнир «Королевский кубок». Гонки проходят в 34 классах, в том числе в семи профессиональных. А UIM с 1996 года проводит чемпионаты мира по аквабайку. Соревнования включают в себя три основные дисциплины: гонку (скоростное прохождение дистанции с общим стартом), слалом (состязания на скорость на сложной водной трассе, которую участники преодолевают поочередно несколько раз) и фристайл (фигурное катание на гидроцикле). Хорошо это или плохо, но порой между организациями возникают весьма жесткие трения, что, кстати, подтверждают и высказывания некоторых западных и российских спортсменов.

Заметим по ходу, что в большом спорте есть подобный пример многовластия: мировой профессиональный бокс контролируют три основные организации, каждая из которых имеет свой рейтинг и своего чемпиона. Но сегодня за этим разделением стоит скорее замысловатая схема взаимовлияния, нежели внутренняя раздробленность. Ведь самый престижный титул для профессионального боксера – чемпионство во всех трех категориях, то есть абсолютное первенство. Поэтому единство должно стать приоритетным принципом развития и мирового аквабайка.
Конечно, наиболее позитивным поворотом в истории этого вида спорта было бы его включение в олимпийскую программу. Однако пока такие перспективы представляются более чем туманными. После того как в начале 1980-х Международный олимпийский комитет стараниями его тогдашнего главы Хуана Антонио Самаранча взял резкий курс на коммерциализацию Олимпиады, значение технических и прикладных видов, мягко говоря, снизилось. И борьба за включение той или иной спортивной дисциплины в программу МОК сегодня ведется на уровне яростных боевых действий.

К сожалению, без олимпийских традиций нормально существовать удается лишь небольшому количеству видов спорта. В основном – тем, для которых удалось создать мощную инфраструктуру и эффективный менеджмент, способный привлечь крупных спонсоров. Традиционно они есть практически во всем автоспорте, в олимпийскую программу не включаемом ввиду использования двигателей. Не без проблем, но все же в целом неплохо себя чувствуют шахматы, которые, в общем-то, являются весьма специфичным видом спорта – здесь другие приоритеты и совсем иные спонсоры (преимущественно компании, занятые компьютерными технологиями). До 1988 года прекрасно обходился без Олимпиад и теннис, но только потому, что в 1970-х годах в нем появились альтернативные менеджерские организации, или, если хотите, мощные профсоюзы: Ассоциация теннисистов-профессионалов (ATP) и Женская теннисная ассоциация (WTA). Они взяли под свой контроль практически весь профессиональный теннис и создали мощную финансовую схему, сумев заинтересовать телевидение и даже изменив правила игры для удобства проведения телетрансляций.

Судя по всему, мировому аквабайку сегодня стоит внимательнее присмотреться к опыту тех же автогонок – по крайней мере, с точки зрения интегрированности в мировые экономические схемы этот вид спорта выглядит почти идеально.

С Потаниным и без

В России аквабайк – еще менее сложившаяся и окрепшая дисциплина, чем на Западе. Хотя российская Федерация водно-моторного спорта – организация серьезная, с многолетним стажем и традициями. Те, кто читал легендарную книгу Льва Кассиля «Вратарь Республики», наверное, помнят название команды, где играл Антон Кандидов, – «Гидраэр». Эта выдуманная структура занималась глиссерами, то есть развивала в стране водно-моторный спорт. И списана она была практически с натуры: в те годы – а роман датируется 1938-м – «прикладные», то есть технические, направления были особенно в чести. Но аквабайк, увы, тогда еще не изобрели.

В итоге от мирового водно-моторного мейнстрима Россия отстала лет на пятнадцать-двадцать, а в технических видах спорта такая дистанция смерти подобна. Однако аквабайку в России неожиданно повезло. Это одна из немногих молодых дисциплин, которая имеет здесь постоянного и очень надежного покровителя – компанию «Интеррос» и лично его главу Владимира Потанина, дети которого – дочь Анастасия и сын Иван – титулованные российские аквазвезды. Но вот что интересно: поняв, что перспективы неплохи не только у его детей, но и у всего вида спорта в целом, Потанин начал поддерживать в том числе и российский аквабайк как таковой, сделав холдинг «Интеррос» генеральным спонсором местного чемпионата.
Из всего вышесказанного напрашивается вывод: аквабайк получил развитие в России благодаря усилиям семейства Потаниных. Но это, конечно же, не так. В Санкт-Петербурге уже в середине 1990-х действовали Петербургская спортивно-техническая ассамблея и клуб «Открытый Санкт-Петербург». И именно по их инициативе под эгидой UIM проводились этапы чемпионата Европы, которые в 2000-м получили статус чемпионата мира. Первым российским спортсменом, участвовавшим в них, стал многократный чемпион СССР и России, победитель Кубка мира по мотокроссу Алексей Синицын. В 1999 году к Синицыну присоединился Сергей Жиров, человек, которого называют одним из родоначальников российского аквабайка. Затем зазвучали имена Алексея Страхова, Владимира Осокина, Станислава Шевелева, Владимира Бабенко, Давида Джалагония. Кроме того, в России соревнования вообще начали проходить с конца 1990-х. Сначала это были первенства и Кубки городов, затем в 2000-м в Москве в рамках мотопраздника в Крылатском состоялся первый чемпионат России. Следующее первенство проходило в три этапа и собрало порядка двадцати гонщиков из Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи. В 2002 году в столице прошел первый Кубок России, и по его итогам москвичи Алексей Дарьев, Сергей Савицкий и Алексей Страхов первыми в стране получили звание мастеров спорта России по аквабайку. И лишь в 2004 году Анастасия Потанина стала чемпионкой России.

Но вот вопрос: насколько личный интерес крупнейшего российского бизнесмена может стать стимулом для качественного развития того или иного вида спорта? Что касается Насти и Ивана Потаниных, они получают все, чтобы их несомненный талант развивался. Но вот, предположим, появился где-то в России талантливый мальчик, явно будущая звезда аквабайка. Куда ему податься? Сможет ли он хоть как-то развить свои способности? Ведь, согласитесь, для этого нужна как минимум материальная база. Да, сегодня в России ежегодно устраивается около десяти турниров: в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Ярославле, Казани. А в 2004 году Федерацией водно-моторного спорта России на базе Центрального морского клуба РОСТО была создана детско-юношеская спортивная школа по аквабайку. Возможно, наш гипотетический талант попадет туда и сможет там учиться. Но, признаемся честно, до подлинной массовости, до создания своей системы подготовки спортсменов, до действительно серьезной организации аквабайк в этой стране еще не дорос.

Однако есть все основания предположить, что случись господину Потанину возглавить одну из двух международных федераций аквабайка, он в кратчайшие сроки мог бы добиться мирового признания этого вида спорта как потенциально олимпийского. Создать стройную всемирную систему состязаний, – например, назвав ее Кубком мира, – не так уж и сложно. Убедить телевизионщиков выделить время для показа турниров – тоже не вопрос: степень зрелищности аквабайка явно выше, чем у иных трансляций, скажем, телеканала Eurosport. Построить в России еще несколько школ для молодых талантов – вообще не проблема, даже при той активности, которую «Интеррос» проявляет сегодня в кампании по подготовке к Олимпиаде-2014. Думается, в спортивно-туристическом комплексе компании в районе Сочи вполне найдется место и для школы аквабайка. Что еще? Удешевление наиболее простых моделей гидроциклов для большей их доступности среди «простых россиян»? Производство гидроциклов в России? Думается, и это Потанину по плечу.
Планы, подобные этим, вполне могут оказаться как комическими фантазиями вроде «Нью-Васюков» Остапа Бендера, так и чем-то вполне реальным. Все зависит от того, насколько серьезно отнестись к изучению всех этих факторов. Повторяем: в истории спорта есть примеры колоссальных коммерческих прорывов. Ну разве мечтали бы попасть в теннисную академию Ника Боллеттьери во Флориде дети со всего мира, если бы современный теннис до сих пор оставался исключительно элитарным видом спорта и не давал спортсменам возможность массово зарабатывать весьма приличные деньги? Может быть, недалек тот час, когда в школу аквабайка в Сочи тоже будут стремиться будущие чемпионы, а звезды, «раскрученные» телевидением и получающие супергонорары, скинутся и поставят Владимиру Потанину памятник? Далека дорога от возможности до ее реализации – да ведь и Потанин в России не один такой.


Соревнования на аквабайках проводятся в трех классах судов:

• Runaboat – водные мотоциклы, оборудованные сиденьем с рабочим объемом двигателя до 1200 см3, допускающие форсировку.
• Standart – водные мотоциклы, не допускающие форсировку.
• Ski Division – водные мотоциклы без сиденья с рабочим объемом двигателя до 785 см3, допускающие форсировку. Этим видом судов спортсмен управляет стоя.

Дисциплины аквабайка:

• Кольцевые гонки – скоростное прохождение дистанции с общим стартом. Длина трассы не может превышать 1200 метров. Количество поворотных буев – не менее 15. В целях безопасности в заезде должно участвовать не более 20 человек.
• Слалом – заезды на время, совершаемые поочередно. Количество поворотных буев – не менее 7. В створе ворот «старт-финиш» происходит замер времени. Каждый участник проходит дистанцию не менее трех раз. Победителем становится спортсмен, у которого сумма времени двух лучших попыток оказывается наименьшей.
• Фристайл – исполнение на мотоцикле акробатических трюков и маневров. Время выступления каждого аквабайкера ограничено тремя минутами. Оценку выносит судейская коллегия по шкале от 1 до 10.

Партнеры журнала: