Никита Шиков – о популярности дрифт-гонок и постройке суперкара

№3(139)_2020
Текст: Андрей Супранович Фото: Юлия Суббоцкая
В 2020 году Toyota в России решила выйти на территорию профессионального автоспорта с собственным гоночным прототипом и пилотом – так появилась Toyota Gazoo Racing. Основой для постройки дрифт-кара стало компактное купе GR Supra. В измененном виде оно дебютирует в сезоне-2020 в Российской дрифт-серии (RDS GP). За рулем автомобиля выступит атлет Toyota Gazoo Racing двукратный вице-чемпион RDS Никита Шиков, который рассказал «Большому спорту» о жизни дрифт-пилота.


С чего начиналась ваша карьера в дрифте?
В 2007 году я купил свою первую Toyota Altezza, о которой мечтал с тех пор, как увидел дрифт-видео с ней в интернете. Мне всегда нравились раллийные гонки, эффектные заносы в фильмах с погонями, и я обожал японские автомобили. Когда узнал, что эти две страсти можно совместить, то сразу понял, что хочу делать. Так началась новая жизнь. После покупки Altezza я сразу стал принимать участие в соревнованиях. В самых простых, даже не парных. Нужно было просто проехать по трассе, которую обозначили конусами на парковке. В 2008-м впервые принял участие в многоэтапном чемпионате в Сорочанах, где занял восьмое место из 40. Этот высокий результат дал мне веру в себя.

Что скажете про машину? Чем она отличается от серийной? 
В 2019 году я познакомился с новой Toyota GR Supra на автосалоне в Женеве, а потом поехал на тесты в Испанию. И понял, что она просто создана для дрифта. Даже в серийном варианте валит боком практически идеально – благодаря балансу и настройкам шасси. При этом моя будущая машина станет еще лучше для соревнований. Мы полностью выпилили кузов, вварили каркас безопасности, перенесли радиатор в багажник, устанавливаем 1000-сильный двигатель, секвентальную коробку передач, усиленный дифференциал, карбоновый карданный вал. Получается очень быстрый и легкий суперкар, который куда более заточен под дрифт, чем мой предыдущий автомобиль. Скоро все увидите!

Сколько такая машина может про­служить?
Во время дрифта автомобиль переживает большие вибрационные нагрузки. Также постоянно страдает сцепление, а из-за того, что машина едет боком, плохо работает охлаждение. Я уже не говорю про столкновения и аварии. Без обслуживания авто продержится всего пару этапов, поэтому приходится часто ремонтировать. А так срок службы кузова 5–7 лет, после этого он становится «мягким», и машину нужно менять.

Как на подготовке автомобиля и в целом на сезоне сказалась пандемия?
Ужасно сказалась. Во-первых, сезон в RDS GP начался в июле, а не в мае и очень сильно сжался календарь. Между этапами всего пара недель, что отражается на подготовке. Например, в Рязани у нас случилась авария, и было очень непросто успеть восстановить машину. Также мы не смогли вовремя подготовить Toyota GT Supra – из-за закрытых границ и мастерских провалили все сроки и только в августе делаем то, что требовалось еще в апреле. Так что Supra будет готова только к концу сезона – ну хоть зимой примем участие в «движухах».

Кто ваши главные соперники в RDS GP? 
У нас очень много крутых, профессиональных пилотов, которые едут на высоком уровне на мощных автомобилях. На расслабоне ни с кем выходить нельзя – иначе проиграешь. Да, в начале сезона чуть-чуть проще – ведь к нам до сих пор не могут приехать сильные иностранцы, те же японцы. Нет и моего сокомандника Кристапса Блушса. Хорошо, что смогли поучаствовать чемпион Украины Алексей Головня и Сергей Сак из Минска. Они легко могут потрепать нервы.

Получается, RDS GP – сильный турнир?
Да! Он входит в тройку сильнейших чемпионатов в мире. Он стал таким благодаря стараниям организаторов, пилотов, команд и болельщикам. В Москве до пандемии на этапе собрались 19 тыс. зрителей. Такого никогда не бывало на автогонках в России, если не считать «Формулу-1», но это совсем другая лига.

Какие цели ставили перед собой в начале сезона?
Занять подиум и в личном зачете, и в команд­ном. Цели такими и остаются. Много тренируемся для этого – и на машинах, и в тренажерном зале, и с психологом.

Что не получилось на первых этапах?
На Кубке RDS в Москве выступили отлично – был четвертым в личном зачете, и мы взяли второе место в командном. На этапе в Рязани не повезло попасть в заезд с сокомандником Алексеем Головней, случился неприятный разворот, и в итоге проиграл. Ну а в Нижнем меня просто преследовала полоса неудач: вспыхнул пожар на тренировке, оторвало топливную рейку, потом авария из-за замедления соперника. Тем не менее квалификацию прошли хорошо, но в парных заездах не удалось хорошо выступить.

Из чего состоят траты пилота RDS? Кто их покрывает?
Я простой парень из обычной семьи, и если бы не партнеры, не вытянул бы. Меня поддерживают Toyota, Gazoo Racing, Lukoil Racing. Уже много лет Toyota – мой партнер и сейчас помогает строить GR Supra. Я ездил и пока продолжаю на Toyota GT 86. Ее я когда-то строил сам, но с обслуживанием и ремонтом мне помогают. Узлы очень дорогостоящие – та же коробка передач стоит порядка 8000 евро. Также очень много денег уходит на шины, самый расходный материал, а мы используем дорогие высококачественные полуслики, которые стоят около 80 тыс. рублей за штуку, а за гонку мы тратим порядка 30 плюс тренировки. Также немалые расходы на топливо и команду.

Как и где научиться дрифту и начать соревноваться? Как найти спонсоров?
У каждого свой путь. Можно набраться опыта и стать интересным для спонсоров из-за своего класса. Можно с наскока взять свое хайпом. Главное – что-то делать. Кто двигается, тех и двигают. Научиться же дрифту можно в специальных дрифт-школах, проблем с этим нет. Там и машину в аренду предоставят – необязательно сразу покупать свою.

Дрифт-соревнования довольно скоротечны. Если вы вдруг захотите сменить дисциплину и поехать в длинных гонках, что вам потребуется?
Я пробовал себя в кольцевых гонках – на прототипах в Legends Cup. Очень понравилось. Хотелось бы поучаствовать и в ралли-кроссе – он быстрый, яркий, зрелищный и мощный. А длинные гонки не моя тема.

Может, вам ближе мотоспорт?
Автогонки все же нравятся больше. Но у меня много друзей в мотогонках, тот же Алексей Колесников. Я обожаю и фристайл-мотокросс, и кольцевые мотогонки. Не так давно пошел в мотошколу и планирую вскоре получить права и ездить по городу. Мотоцикл уже купил!