Меньше проколов. Павел Брутт – об эффективном катании

№3(139)_2020
Текст: Екатерина Небольсина
Основное время любой дистанции в триатлоне, будь то суперспринт или железная дистанция на 226 км, занимает велоэтап. Он может подарить атлету большое временное преимущество и оставить «свежими» ноги для бега или не оставить даже тени надежды на победу. Популярные мифы триатлетов-любителей развенчивает Павел Брутт, тренер и велогонщик с опытом более 10 лет в командах уровня про-тура, проехавший 14 раз гранд-туры: Tour de France, Giro d’Italia, Vuelta а Espana.


Миф 1. Не стоит тратить время на изучение азов управления и маневрирования велосипедом, ведь на трассе всего несколько поворотов

Несмотря на то что велоспорт – циклический вид, он достаточно техничен. Высокие скорости, разные покрытия и погодные условия требуют серьезных навыков управления велосипедом для безопасности самого атлета, а также остальных участников дорожного движения.
Как правило, у большинства триатлетов-новичков есть опыт катания на городском или туристическом велосипеде. Это позволяет им беспрепятственно сесть на спортивный и развивать достаточно высокую скорость, зачастую не понимая, что новый снаряд сильно отличается по реакциям от городского аналога. Геометрия, вес и другие параметры велосипеда заточены на результат и предъявляют высокие требования к концентрации внимания и навыкам.
Начиная заниматься, многие триатлеты желают как можно быстрее прогресcировать от старта к старту, при этом не уделяя должного внимания технике езды, управления и даже педалирования. Таким образом, они работают над силой и мощностью, но не знают, как отреагирует велосипед на ту или иную команду в нестандартной ситуации (незнакомая трасса, крутой внезапный поворот, влажное покрытие, дорожная разметка, любое неожиданное препятствие).
Все эти факторы могут еще больше усугубляться постоянными тренировками по одним и тем же трассам, поворотам, спускам. Многие наверняка могут проехать Малое велокольцо с закрытыми глазами по памяти, но их может застать врасплох спортсмен, двигающийся навстречу по этой же трассе, или даже обычный лежачий полицейский, который вдруг появился на их пути.
Для решения этой задачи нужны технические тренировки в самом начале пути, чтобы понять механику движения и строение велосипеда. Работа на закрытой площадке, езда восьмерками и змейками, маневрирование одной рукой, развороты в ограниченном пространстве, торможение разной интенсивности и внезапные остановки, а также прием пищи и воды в движении – все это позволит вам чувствовать себя комфортно и безопасно на дороге, тренировках и на старте.

Миф 2. Незачем тренироваться ездить в группе, если на дистанции мы едем по одному
На большинстве триатлонных стартов драфтинг (то есть езда близко к колесу впереди едущего участника для получения преимущества за счет экономии своих сил) запрещен. В связи с этим многие триатлеты считают, что езда в группе не тренирует качества и навыки, необходимые для раздельных стартов. Кроме того, они боятся ее, поскольку считают небезопасной из-за повышенного риска падения. На самом деле групповая езда позволяет эффективно поднять скорость тренировки и является хорошим интервальным упражнением: есть возможность как поработать на первой позиции, так и восстановить силы «на колесе».
В то же время езда в тесном контакте и плотной пачке оттачивает навык более тонкого управления велосипедом, а также внимательность и реакцию. Снижение скорости не за счет торможения, способность читать постоянно меняющуюся дорожную ситуацию и быстро на нее реагировать развивают умение двигаться в группе на высоких скоростях.
Езда в группе может происходить как в пачке, так и парами: начинать тренировки стоит небольшим составом и с подходящей для вас скоростью движения. Постепенно многие навыки, как и высокие скорости, будут приходить и становиться неотъемлемой частью тренировок. Группа – это единое целое, и ошибка одного, возможно, будет стоить падения сразу нескольким членам. Поэтому целесообразнее наращивать интенсивность работы постепенно и, конечно, делать это под руководством тренера. 
Именно для прокачивания этих навыков триатлетам стоит иметь два велосипеда: шоссейный (его еще называют «бараном») и ТТ/разделочный, который широко используется на индивидуальных гонках. Первый прекрасно подходит для тренировочного процесса и езды в группе, а вот ТТ-велосипед строго запрещен по нормам безопасности. Многие триатлеты, к сожалению, открывают для себя езду в группе и шоссейный велосипед спустя несколько лет в триатлоне и понимают, как много они потеряли. 

Миф 3. Первое соревнование со станка – лучшее начало сезона
В наших реалиях и широтах единственным возможным вариантом зимней подготовки к ранним стартам является станок. Это эффективный способ отработать силовую и интервальную работу, технику педаляжа и повысить показатели. В свою очередь, за осенний и зимний периоды он съедает чувство велосипеда. Роликовый станок может помочь в сохранении чувства баланса, но не решит проблему полностью.
За зиму притупляются навыки управления, а также точность и взвешенность действий. Чем больше у вас опыт и накат на улице в прошлые периоды тренировок, тем быстрее вы восстановите чувство велосипеда и форму. Если же это первое межсезонье в вашей триатлонной карьере, то стоит освежить навыки до старта, покататься по улицам, вспомнить, как велосипед поворачивает и тормозит.
Среди профессиональных триатлетов бытует мнение, что не стоит выходить на любой, даже любительский старт, пока «в ногах» не будет пары тысяч километров. Для сравнения: к началу сезона после отдыха профессиональный велогонщик проезжает около 1500–2000 км до начала интенсивных работ в подготовке к сезону и около 5000 км до первых стартов. 
Станок используется велосипедистами только в плохую погоду, когда риск заболеть выше эффективности тренировки на шоссе (выпал снег, изморозь, сильный дождь и околонулевые температуры), а также как разогрев перед стартом. Во всех остальных случаях шоссе – лучше. Любители же, наоборот, грешат чрезмерным использованием станка, когда вполне можно ездить по шоссе. Для многих фактором в пользу станка является отсутствие необходимой экипировки на разную погоду.
Очевидно, что триатлон и велоспорт недешевы: высока точка входа. Несмотря на это, не стоит забывать про эффективность тренировок на улице и максимальную продолжительность сезона. Наличие только летней, короткой формы ограничивает вас как в тренировочных объемах, так и в удовольствии от райдов на свежем воздухе. 
Несмотря на то что триатлон – летний вид, погода может измениться буквально за час. Жара за ночь сменится проливным дождем и сильным ветром, поэтому собираясь на старт, стоит положить в чемодан джерси с длинным рукавом или хотя бы дождевик, несмотря на то что вы проходите дистанцию в стартовом костюме. Не говоря уже о том, что тренироваться стоит в разную погоду, чтобы знать, как ведет себя ваш велосипед на влажном покрытии, мокрой разметке, в повороте и на торможении.

Миф 4. Моя велотренировка длится всего пару часов, зачем мне с собой еда?
Многие считают четвертой дисциплиной в триатлоне прохождение транзитных зон, но самая важная составляющая успеха – это питание. И как ни удивительно, оно спутник правильной подготовки. Еда обогащает, насыщает и восстанавливает наш организм после потраченных калорий. 
Велоэтап – один из самых энергозатратных. Плюс, учитывая уровень концентрации, страхов и скорости, на которой принимаются решения, именно на этом этапе сжигается наибольшее количество калорий и тратится большая часть сил. Чем больше вы сожжете на велоэтапе, тем меньше сил останется на бег. Но есть и хорошие новости: велосипед позволяет принимать твердую пищу, а значит, можно минимизировать или вовсе исключить будущие проблемы с ЖКТ внутри гонки. У каждого опытного атлета есть свои секреты питания на длинных дистанциях: от теплого куриного бульона в бачке, очищенного вареного картофеля до сэндвича с курицей. Но все это стоит пробовать до гонки, на тренировках и не раз. Также при таких пробах нужно учитывать, что интенсивность и пульс на гонках выше, чем на обычных тренировках, а значит, стоит тестировать гоночное питание в режимах, максимально приближенных к гонке. 
Возвращаясь к важности питания на тренировках, стоит отметить, что большинство ошибок, допускаемых спортсменами, происходит ввиду потери концентрации, а она, в свою очередь, непосредственно связана с тем, насколько своевременно питается атлет. На тренировках в группе, в непривычных условиях или технических мозг оперирует большим, чем обычно, объемом данных и задач в одном моменте времени. Для этого ему требуется больше энергии, гликогена или, если еще проще, сахара. Мозг отвечает за концентрацию внимания, за то, как быстро спортсмен принимает решение во время движения. Своевременная постоянная подпитка не дает тормозить, и решение принимается максимально быстро, насколько это возможно, учитывая уровень владения велосипедом.
Как только запасы истощены, скорость реакции падает, ошибки, над которыми долго и упорно работали и которые почти исчезли, могут вдруг вернуться (возвращается двигательный стереотип). А в особо критических случаях внимание фокусируется лишь на одной точке и все остальное перестает быть замеченным. Такие ситуации практически неизбежно ведут к падению, усталости, потере эффективности, и тогда гонка уже переходит в разряд «Только бы закончить».

Миф 5. На старт – как на праздник: надену все лучшее и сразу – один раз живем!
Среди начинающих триатлетов бытует мнение, что наличие стартовых колес, диска, лопастей, шлема-капли автоматически приближает их к призовым местам в итоговом протоколе. Но это, к сожалению, не всегда так. Любой гаджет стоит испытывать, а любой навык – тренировать. 
Идеологи использования на тренировках недорогого, но проверенного сет-апа, выставляя на старт максимально возможный для их кошелька профиль, получают на старте измененный до неузнаваемости и абсолютно незнакомый по управляемости болид. Все это приводит к тому, что в транзитной зоне с вешалки вы снимаете абсолютно чужой вам велосипед и не знаете, как он будет себя вести на спуске, при подъеме в гору или на повороте при боковом ветре. Интересно, что ни на одном профессиональном старте не запрещают диски из-за сильного ветра, а на любительских стартах, в частности на Ironstar, такое возможно по причине безопасности. 
При выборе сет-апа необходимо понять, какие трассы вы планируете проходить на этих колесах, что влекут за собой и погодные условия (гонки проводят в одно и то же время каждый год). И конечно, ваш уровень катания. Атлетам, показывающим среднюю скорость ниже 30 км/ч, такое оборудование будет больше мешать, чем помогать. Например, на одну из самых популярных трасс российских атлетов – Ironstar Sochi идеально подходят диск назад и средний профиль вперед, при условии что вы умеете ездить на этом сет-апе. Не стоит забывать, что в Сочи, как и в Калининграде, продуваемая трасса – с сильными боковыми ветрами, и при сильном ветре высокий профиль станет препятствием.
Если же вы еще не готовы морально и физически к покупке дорогостоящего диска и/или высокопрофильных колес, остановите свой выбор на среднем по высоте профиле – 40/46/50, но не стоит их беречь только на старт. На таких колесах можно и нужно ездить каждый день. Вы уже их купили: изучайте в разных условиях и получайте удовольствие от езды.
Перед гонкой необходимо показать велосипед механику и устранить все недочеты, если они есть. А также получить консультацию мастера сет-апа, если он все же отличается от тех колес, на которых вы обычно тренируетесь. Необходимо убедиться, что все встает на места, покрышки/трубки целы, тросики и рубашки в идеальном состоянии, цепь не растянута и смазана, колодки подходят к колесам. Желательно это сделать не спеша, не менее чем за неделю до вылета, а тренироваться на стартовом комплекте стоит не менее чем за пару недель.
Финальная проверка резины и колес проходит уже в транзитной зоне утром, перед гонкой. Это обследование давления и самой резины. Перчаткой или мягкой тряпочкой необходимо медленно протереть резину и проверить, чтобы на резине не было камешков или стеклышек. Спортсмен может доехать от отеля до транзита, наехать на мельчайшее стекло – оно вдавится в резину, но еще его не проткнет. Проверяя покрышки в транзите, вы обезопасите себя от будущего прокола.