Пионер

Большой спорт №11 (29) Ноябрь 2008
Дмитрий Маслов
О своем пути в мотофристайл, об особенностях подготовки и источниках доходов профессионального райдера, а также о путях развития FMX в России Алексей Колесников рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Если спросить ведущих мировых райдеров, кого из русских мотофристайлеров они знают, его фамилия будет названа точно. Спортсмен из Коломны стал первооткрывателем во всем: первым в России занялся FMX, выехал на соревнования за границу, тренировался с ведущими мировыми райдерами и выполнил бэкфлип. О своем пути в мотофристайл, об особенностях подготовки и источниках доходов профессионального райдера, а также о путях развития FMX в России Алексей Колесников рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Вы стали первым российским мотофристайлером. Как зародилась идея заняться столь экзотическим для данной страны видом спорта?

В мотокроссе, с которого началась моя спортивная карьера, мне всегда нравились высокие красивые прыжки. Просматривая видео с выступлениями ведущих мировых мотофристайлеров, я задавался вопросом: «Почему этого нет в России, чем мы хуже?» Решил попробовать, начал выискивать подходящий рельеф на трассах для мотокросса, пытался исполнить элементарные трюки. Затем мы сварили небольшую рампу в Коломне на трассе Сергея Поварова, построили «приемник»… Поначалу многие говорили: «Брось, это слишком сложный вид спорта», однако я оставался при своем мнении, и практика показала, что был прав. Вслед за мной FMX стали заниматься ребята из клуба «Ферзь», а сегодня в России есть семь мотофристайлеров, мне постоянно звонят из разных городов, интересуются. В Коломне построен FMX-парк, в котором есть все необходимое для занятий: поролоновая ванна, рампы с различными радиусами, «приемники». Наш вид спорта начинает активно развиваться – заинтересовались телевидение, спонсоры. В 2007 году я в Ирландии принимал участие в тренировочных сессиях Red Bull X-Fighters с Тревисом Пастрана, Дэнни Торресом, Джереми Ласком, Мэтом Ребо, познакомился с ведущими мировыми райдерами. В общем, механизм запущен, нужно двигаться дальше.

Сложно было начинать без помощи тренера?

У большинства мотофристайлеров нет наставника, все зависит от самого человека – его желания, готовности работать над собой, умения перебороть страх. Тренер может быть по гимнастике, общефизической подготовке, но не по самому фристайлу. В мотокроссе 60 процентов результата зависит от физической подготовки – бег, приседания со штангой… Выдержать тридцатиминутный заезд очень непросто. В мотофристайле нет такой физической нагрузки – выступление длится не больше трех минут. Однако спортивная форма все равно важна: она позволяет не сломаться при падении или жестком приземлении. Мне здорово помогают спринтерский бег, тренировки на батуте, занятия в бассейне.

В первый год было тяжело. Проблемы были даже не с исполнением трюков, а с конфигурацией рамп и «приземлений» – точных размеров я не знал. Писал письма европейским райдерам, но они не отвечали. Ситуация изменилась после того, как я съездил в Ирландию и познакомился с Джимми Вербургом – директором команды FMX4EVER, он поделился информацией. Так что последние полтора года прыгаю на оборудовании, соответствующем мировым стандартам.

На X Games в мотофристайле существует много видов соревнований. На чем акцентируете свое внимание вы?

Я отрабатываю все компоненты. Думаю, что и другие делают так же, а на X Games заявляются в тех видах программы, которые у них получаются лучше. В номинации Freestyle райдеры ездят по всему FMX-парку, сами выбирают маршрут, в Best Trick участникам дается три попытки выполнить какой-то сверхсложный элемент, Step Up – прыжки в высоту через перекладину, Speed & Style – два спортсмена стартуют одновременно, едут по одной трассе, временами разветвляющейся на две параллельные. Здесь надо не только обогнать соперника, но и выполнить трюки, что очень сложно. Есть, например, конкурс: кто лучше прыгнет боком… Если бы я участвовал в X Games, заявился бы в дисциплине Freestyle. Там оцениваются не только количество и качество исполнения элементов, но даже то, насколько задействована вся площадка.

Вы впервые исполнили бэкфлип зимой. На первый взгляд, это не слишком подходящее время года.

Это была моя первая попытка приземления сальто назад на землю, до этого я не раз отрабатывал трюк в поролоновой ванне. Летом и осенью у меня был ряд обязательных для участия мероприятий, и рисковать я не хотел – возможная травма спутала бы все карты. Зимой мы откопали от снега поролоновую ванну, она была неимоверно жесткой, я провел несколько тренировок и 2 февраля решил прыгать на землю. Поставили super kicker – специальную рампу для бэкфлипа, она несколько выше стандартной, имеет более «закрученный» радиус и немножко короче. Дистанция была 10 метров. Я с первого раза приземлился на колеса, на той тренировке у меня было десять удачных попыток. Весной в Бельгии успешно выполнил бэкфлип с дальней дистанции (20–25 метров) в поролоновую ванну, а 24 сентября в Коломне – «длинное» сальто назад на землю. Это элемент, который показывают на X Games и других крупнейших соревнованиях. 15–16 ноября в Москве в «Олимпийском» пройдет мероприятие с участием ведущих мотофристайлеров мира, надеюсь достойно представить Россию. Буду оттачивать бэкфлип и различные комбинации во время сальто назад. На крупнейших мировых соревнованиях 50 процентов выступ­лений ведущих райдеров – трюки «вверх ногами», нужно соответствовать уровню.

Как вы оцениваете степень своей подготовки по сравнению с общеевропейским уровнем?

Общение с зарубежными райдерами привело меня к выводу, что он не так уж и низок. Недаром тот же Джимми Вербург обратил на меня внимание, позволил тренироваться со своей командой. В России проблема с сезонностью. Американцы занимаются круглогодично, европейцы – восемь месяцев в году, а мы – три-четыре, в остальное время погода не позволяет, приходится подолгу ждать подходящих условий.

У вас нет планов выступать за какую-то зарубежную команду?

У меня хорошие отношения с FMX4EVER и с одной итальянской командой. Возможно, большую часть следующего сезона я проведу в какой-то из них.

Кто финансирует вашу подготовку?

Два последние года я выступаю за Esta Group, это мой генеральный спонсор. Экипировку предоставляет eXtreme Sport Russia, также мне помогает участник ралли Париж – Дакар Сергей Поваров, у которого я в двенадцатилетнем возрасте начинал заниматься мотокроссом.

Сколько у вас мотоциклов?

Три: один – для тренировок, другой – для выступлений и непеределанный – для мотокросса. Езжу на KTM, до этого были Honda.

Когда вы ездите тренироваться и выступать за границу, мотоциклы берете с собой?

Как правило, организаторы мероприятий предоставляют технику, райдеры во­зят ее только на относительно небольшие расстояния. Существуют удобные в транспортировке специальные кейсы, куда складываются индивидуальные запчасти. Я беру с собой вилку, задний амортизатор, руль, сиденье и жиклеры карбюратора. Ставлю все это на стандартный мотоцикл – и ощущение, будто езжу на своем, привычном.

К травмам я отношусь достаточно спокойно. Всегда делаю максимум, чтобы восстановиться и набрать спортивную форму. После физических повреждений крепкие духом люди преодолевают себя, остальные откладывают выполнение сложных элементов или вообще забрасывают спорт. Я предпочитаю бороться

Мотофристайл – достаточно травматичный вид спорта. Не боитесь?

Я к этому отношусь очень спокойно. Получив травму, делаю максимум возможного для скорейшего восстановления, набора спортивной формы. После физических повреждений крепкие духом люди преодолевают себя, остальные откладывают выполнение сложных элементов или вообще забрасывают спорт. Я предпочитаю бороться.

Вы поставили перед собой какие-то сугубо спортивные задачи?

В 2009 году собираюсь много соревноваться в Европе. Возможно, приму участие в нескольких этапах Night of the Jumps. Есть планы и по поводу Red Bull X-Fighters.

Президент клуба «Ферзь» Олег Ярыгин считает целесообразным ввести в России собственную упрощенную систему судейства, чтобы привлекать к соревнованиям как можно больше участников. Как вы относитесь к подобной идее?

Мы просто не имеем права что-то выдумывать, ведь мотофристайл появился не в России. Все уже изобретено, существуют определенные правила, которые надо заимствовать. Максимум – можно убрать пару критериев оценки. Я считаю, что райдеры должны пытаться соответствовать высоким мировым стандартам: слабому нужно тянуться за сильным, а не наоборот, только так возможно развитие. FMX – это профессиональный спорт, а не любительские «покатушки». В 2007 году я приехал на Red Bull X-Fighters и, увидев FMX-парк, был просто в шоке. Трамплины стояли на таком расстоянии от «приземления», что я и представить не мог подобного. Тем не менее никто под меня ничего не переставлял. Зарубежные спортсмены просто подсказали, как и что делать.

Вы участвуете в показательных выступ­лениях?

Все ведущие мировые райдеры ездят с показательными выступлениями – это основной источник их дохода наряду с помощью спонсоров. Например, я участвовал в выставочном туре в поддержку Red Bull X-Fighters.

Мотофристайл – это основное ваше занятие?

Я профессиональный спортсмен. После окончания политехнического колледжа я оказался перед выбором: либо профессионально заниматься спортом, либо идти учиться дальше, совмещать не получалось. Пришлось учебу в вузе отложить на потом. Сейчас в организационном плане стало полегче, думаю поступать на заочное отделение.

Вам 24 года. Как вы считаете, на какой возраст приходится пик карьеры райдера?

Думаю, что пик длится лет до 35 лет, хотя нельзя не учитывать индивидуальных особенностей. Ближайшие лет десять я собираюсь продолжать карьеру спортсмена, но и затем планирую остаться в этой сфере. Возможно, стану менеджером какой-то команды. В сентябре мы провели переговоры с президентом Мотоциклетной федерации России Александром Нифонтовым об организации в Коломне школы мотофристайла.

Партнеры журнала: