Битва железных монстров

Большой спорт №11 (29) Ноябрь 2008
Дмитрий Маслов
Каждый год сильнейшие российские дрэг-рейсеры собираются в Красноярске, чтобы разыграть титул самого быстрого в стране.

Каждый год сильнейшие российские дрэг-рейсеры собираются в Красноярске, чтобы разыграть титул самого быстрого в стране. «Абсолютная дрэг-битва в середине России» – так официально именуется это потрясающее состязание, проходящее на трассе «Золотое кольцо», символично расположенной на расстоянии 3995 километров от Москвы и 3662 километров от Владивостока. Полное отсутствие ограничений по мощности двигателя, конфигурации кузова и типу привода, внушительный по российским меркам призовой фонд в 500 тысяч рублей абсолютному победителю и поддержка администрации Красноярского края – таков формат этого уникального для России мероприятия.

Еще четыре года назад идея провести общероссийское соревнование по дрэг-рейсингу воспринималась большинством российских любителей гонок на четверть мили как утопия. Несмотря на то что во многих крупных городах давно были сформированы гоночные клубы, их участники если и контактировали между собой, то главным образом путем бесконечных споров на интернет-форумах. И когда в самом начале 2005‑го телеведущий из Красноярска Владимир Перекотий распространил во Всемирной паутине информацию о том, что в его городе будет проведена дрэг-битва с целью выявить самый быстрый в России автомобиль, ему не поверили. Еще бы – ведь главный приз в 20 тысяч долларов и доставка участников из всех регионов России за счет организаторов казались чем‑то невероятным.

Восток правит балом

Однако заручившись поддержкой администрации Красноярского края и спонсоров, организаторы всерьез взялись за дело, и к началу июня на участие в дрэг-битве подали заявки 18 машин, представлявших самые разные регионы страны – от Москвы до Владивостока. Впрочем, на мероприятие прибыли лишь девять из них – остальные сломались еще до старта, ведь на пути к сверхмощности приходится жертвовать техникой.

На расположенной на территории аэропорта Черемшанка трассе соревновались Volkswagen Golf, Toyota Mark II, Mazda RX7, Toyota Supra и пять Nissan Skyline GTR. В финал вышли два специально подготовленных к стартам в Японии Skyline GTR – Сергея Горковенко из Читы и Романа Нагервадзе из Владивостока. Гонялись до двух побед, однако третьего заезда не потребовалось – Нагервадзе, пусть и не намного, дважды обошел своего соперника.

Анонсировавшегося продолжения битвы «Восток – Запад» через год не произошло – Москва не прислала на битву ни одного автомобиля. Объяснений этому факту в столице давали два: большие затраты на транспортировку, которые не «отобьешь» призовыми, и отсутствие автомобилей, способных потягаться со специально «заточенными» под битву Nissan Skyline GTR. «Тут у нас строят в основном шоу-кары, а не дрэговых бойцов. Чтобы красивенько было, гламурненько. Деткам богатых родителей (и самим родителям) достаточно покрасоваться на смотровой площадке, а результаты их не волнуют», – заметил по этому поводу представитель одной из московских тюнинговых компаний. В результате единственным участником «Запада» стала неудачно выступившая Toyota Supra из Пензы, а победу второй раз одержал тот самый Роман Нагервадзе, в финале обогнавший своего земляка и еще одного пилота Nissan Skyline GTR Руслана Зуева.

«Абсолютная дрэг-битва» – это единственное в России автомобильное соревнование, на которое съезжаются более 6 тысяч зрителей, чтобы в течение 10 часов наблюдать за поединками дрэговых монстров. В этом году из-за дождливой погоды заезды длились на день дольше, чем планировали организаторы, и за два дня болельщики провели на мероприятии более 16 часов

В 2007 году дрэг-битва прошла уже на специально оборудованной трассе «Красное кольцо», которую сдали в эксплуатацию незадолго до мероприятия. На сей раз участники (на старт вышли 22 автомобиля) соревновались не только в абсолютном зачете, но и по классам. В заездах заднеприводных автомобилей лучшим оказался Chevrolet Corvette Дмитрия Агеева из Красноярска, среди переднеприводных первенствовал Mitsubishi Lancer EVO-2 еще одного красноярца Дениса Пономарева, а лидером полноприводных стал Nissan Skyline Алексея Криволапова из Владивостока. При этом прошлогодние финалисты Роман Нагервадзе и Сергей Зуев в соревнованиях по классам не участвовали, подав заявки сразу в абсолютный зачет. Оба не преуспели – Нагервадзе обошла единственная девушка-участница дрэг-битвы Мария Панова, а Зуев в полуфинале уступил будущему чемпиону Алексею Криволапову, который в финале расправился с самой мощной машиной в истории дрэг-битвы – Chevrolet Camaro RS уфимца Ильгиза Хилажева с двигателем Merlin Hardcore 632 объемом 10,6 литра.

Ответ Запада

Машин, подобных прошлогоднему Chevrolet Camaro RS, на дрэг-битве-2008 не было. «К соревнованиям допускаются болиды, проходящие по техническому регламенту. Указанный аппарат по регламенту не прошел. Это отдельный вопрос – что считать машиной. Наша концепция – соревнование тюнингованных заводских автомобилей, а не любых “транспортных средств”», – рассказал «Большому спорту» генеральный продюсер «Абсолютной дрэг-битвы в середине России» Владимир Перекотий. В результате самым мощным автомобилем оказался представлявший Краснодар заднеприводный Dodge Viper СС. Эта машина рассматривалась в качестве фаворита в том числе и потому, что организаторы дрэг-битвы решили «проклеить» трассу (такая технология дает определенное преимущество именно заднеприводной технике), к тому же пилотировавший Dodge Viper СС американец Джон Кевич не раз соревновался на подобном покрытии, а для российских гонщиков оно было непривычным.

Для главного дрэгового состязания России нынешний год стал по-настоящему особенным. Во-первых, поразило количество желающих принять участие в битве – было подано более 40 заявок, правда, на старт вышел 31 автомобиль. Во-вторых, мероприятие наконец-то вступило в фазу самоокупаемости и даже начало приносить прибыль

Однако в ходе четвертьфинального заезда с Алексеем Ладыгиным из Владивостока на Nissan Skyline GTR автомобиль Кевича сломался, и американец выбыл из борьбы. До полуфиналов в категории «абсолют», помимо Ладыгина и Вялых, добрались прошлогодний победитель Алексей Криволапов на Skyline GTR и Мария Панова из Находки на подготовленном в московском ателье Total Race Toyota Soarer. Именно этот полноприводный автомобиль в квалификации показал лучшее в истории российского дрэг-рейсинга время – 8,702. В первой паре борьбы не получилось – Вялых без проблем расправился с соперником, а вот сражение между Криволаповым и Пановой оказалось по‑настоящему захватывающим – на финише их разделили лишь 0,027 секунды. Во время заезда автомобиль Алексея задымился и, как позже выяснилось, стартовать в финале не смог, в результате чего чемпионом был объявлен омич Дмитрий Вялых. В «переднем приводе» победителем стал Денис Пономарев на Mitsubishi Lancer EVO 2, в «заднем» – Денис Беликов на Toyota Soarer.

Таковы спортивные итоги мероприятия, которое несколько раз прерывалось из‑за дождя и длилось на день дольше, чем планировалось организаторами. «Я доволен, что идею битвы вообще удалось реализовать. К достижениям отнесу постоянно увеличивающееся число участников – в 2008 году было подано более 40 заявок, а на старт вышел 31 автомобиль. Отрадно, что больше стало представителей западной части страны. Дрэг-битва – это пока единственное в России автомобильное соревнование, которое посещают свыше шести тысяч зрителей и следят за поединками более десяти часов. А в 2008 году болельщики провели на мероприятии за два дня более 16 часов. Пилоты, приехавшие на дрэг-битву впервые, бывают ошарашены атмосферой и поддержкой зрителей», – поведал Владимир Перекотий.

О деньгах и признании

Нельзя не отметить и тот факт, что дрэг-битва-2008 стала первой, принесшей доход организаторам. «Несмотря на то что у нашего мероприятия с самого начала появлялись партнеры, в течение нескольких лет нам с руководителем исполнительного штаба Анатолием Тартаковским приходилось “зарывать” в нее немало личных денег. И только последнее мероприятие оказалось неубыточным. Так что если подводить итоги по всем четырем прошедшим дрэг-битвам, есть только убытки, но важно то, что теперь мероприятие сможет жить “на свои”. Во всяком случае, мы на это надеемся. Это здорово, учитывая, что его ежегодная расходная часть разбухла до нескольких сот тысяч долларов. И сейчас мы уже думаем, вдруг получится поднять и призовой фонд», – поделился планами генеральный продюсер главного события в российском дрэг-рейсинге.

К «Абсолютной дрэг-битве в середине России» Москва и Петербург проявляют удивительное равнодушие. Конечно, такому отношению есть чисто техническое объяснение: в столицах в основном строят шоу-кары, а не дрэговых бойцов. Однако здесь следует учитывать и геополитический подтекст. Жители западной части России вообще мало знают, что происходит на востоке их родины

То что дрэг-битва развивается, конечно, радует, но тот факт, что она делает это без какой‑либо помощи со стороны Российской автомобильной федерации, вызывает недо­умение. «Мы не единожды встречались с руководителем комитета по дрэг-рейсингу Сергеем Воробьевым и неоднократно обсуждали возможности плотного взаимодействия. Но после первой же дрэг-битвы на вопрос “что делать?” отвечали по‑разному. И хотя пока к организации мероприятия РАФ так и не имеет никакого отношения, может, и пришло время сверять позиции. Теперь, когда в Красноярске есть качественная трасса, это имеет конкретный смысл. А то, знаете, как‑то даже многим непонятно, почему установленный на представительном соревновании и лучшей трассе страны фантастический рекорд Total Race в 8,702 секунды вдруг остается неофициальным. Это просто смешно», – заявил «Большому спорту» Владимир Перекотий, выразивший надежду на то, что за оставшееся до следующей дрэг-битвы время удастся решить вопрос о ее сертификации в РАФ. Время для того, чтобы найти общий язык, у Российской автомобильной федерации и организаторов дрэг-битвы есть: следующее мероприятие состоится 4 июля 2009 года. А о том, какие изменения произойдут в регламенте и насколько увеличится призовой фонд, станет известно уже до Нового года.

Партнеры журнала: