Российский демарш Стефана Рателя

Большой спорт №11 (29) Ноябрь 2008
О том, реально ли интегрировать Россию в мировой автогоночный процесс и чем FIA GT принципиально отличается от «Формулы-1», в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает Стефан Ратель.

Он был первым, кто открыл Китаю дорогу в мир больших гонок. Сегодня он хочет сделать то же самое для России. Соглашение о проведении в Москве в 2010 году этапа чемпионата FIA GT было заключено в июле этого года. Как ожидается, соревнования пройдут на новой трехкилометровой трассе «Евразия–Автодром–Домодедово», строительством которой занимается компания «Евразия-Сити». Проект разработан британской фирмой Apex Circuit Design, участвовавшей в создании городской трассы для «Формулы-1» в Сингапуре. О том, реально ли интегрировать Россию в мировой автогоночный процесс и чем FIA GT принципиально отличается от «Формулы-1», в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает Стефан Ратель.

Попытки провести в России гонки миро­вого уровня предпринимались неоднократно, однако всякий раз терпели фиаско. Вы действительно верите, что в 2010 году в этой стране состоится этап FIA GT?

Да, я в этом абсолютно уверен. Мне нравится открывать новые рынки для автоспорта. Около пятнадцати лет назад мы первыми запустили соревнования в Китае, в 2003‑м – в Дубае, а в прошлом году – на улицах Бухареста, практически в центре города. FIA GT – один из самых динамично развивающихся чемпионатов во всем мире. Россия тоже растет, активно участвует во всех мировых процессах. Это касается и автоспорта. Русские гонщики начали выступать на многих мероприятиях, а российские города готовы стать принимающей стороной. Главный из них, конечно же, Москва.

Но мы пришли сюда еще и потому, что наши цели совпадают с задачами производителей дорогих автомобилей. Помимо чисто спортивной составляющей, гонки FIA GT также обеспечивают промоушен известнейшим компаниям, производящим машины класса «люкс». Именно мы показываем всем, каковы они в действии. И поверьте, дорогие автомобили умеют не только красиво блестеть на солнце. Поскольку Россия сегодня – один из главных потребителей предметов роскоши, мы просто обязаны здесь присутствовать. Тем более что в вашей стране наконец‑то началось строительство цивилизованных гоночных трасс.

Как вы оцениваете автодром, стро­ящийся в Домодедове?

Это будет хороший трехкилометровый трек, который получит лицензию Международной автомобильной ассоциации (FIA). Там можно будет устраивать любые соревнования под эгидой FIA. Кроме того, у трассы отличное расположение: совсем недалеко от Москвы и рядом с аэропортом Домодедово. Надеюсь, ее строительство завершится в оговоренные сроки и в 2010 году мы проведем там московский этап чемпионата FIA GT.

«Королевой автоспорта» сегодня по праву считают «Формулу-1». Есть ли у FIA GT глобальная цель отобрать пальму первенства? Какие из особенностей, присущие этой гоночной серии, вы бы хотели позаимствовать, а чего, наоборот, избежать?

Для нас гонки – это бизнес. FIA GT – прежде всего коммерческий проект, который живет за счет участия в нем ведущих марок и работает благодаря людям, готовым вкладывать деньги в такие машины. Что касается «Формулы-1», то это уже государственный уровень. У нас, как у сравнительно небольшого частного предприятия, нет средств на строительство таких трасс. Да и одно только проведение чемпионата «Формулы-1» стоит в пятнадцать раз дороже по сравнению с нашим. Мы играем на совершенно другой территории и поэтому не воспринимаем «Формулу-1» как конкурента. Главная задача FIA GT на сегодняшнем этапе – расширять присутствие в странах, где востребованы гонки на дорогих автомобилях.

Ste´phane Ratel Organisation (SRO) имеет германский, бельгийский и латиноамериканский дивизионы, которые занимаются развитием особых серий автомобилей. Будет ли распространена подобная практика на другие регионы?

Свои дивизионы мы открываем в странах, где есть гоночные треки. Так что, если в Москве после этой трассы появится еще хотя бы одна, я стану первым человеком, который захочет провести здесь национальный чемпионат. Мы же не можем устраивать соревнования на московских улицах. Кстати, мы планируем открытие представительства в России, и тогда разговор о проведении национальных первенств пойдет более активно. Но это уже следующий этап.

Какие автомобили вы собираетесь включить в чемпионат в ближайшее время? Ожидают ли FIA GT какие‑то изменения в недалеком будущем?

Мы хотим, чтобы на трассы вышли Audi, BMW, Maserati. Очень возможно, что скоро в числе участников соревнований появится и Nissan. Что касается самого мероприятия, мы несколько изменили его концепцию. Чемпионат FIA GT, который пройдет в 2010 году, получит статус мирового. Гонки FIA 2 сконцентрируются на Европе, а FIA 3 будут проводиться по старым правилам.

Как на гонках FIA GT показывает себя российская команда?

В этом году российская команда выступает и на Le Mans Series, где у нее отличные результаты, и на FIA GT. Вот только с одной машиной трудно принимать участие сразу в двух чемпионатах, поэтому выиграть FIA GT ей вряд ли удастся. Но в следующем году русские пилоты обещают показать все, на что они способны, в обоих соревнованиях.

Какие автомобили стоят в вашем гараже? И принимали ли вы когда‑нибудь на них участие в гонках?

У меня есть Ferrari F40 Competition и Aston Martin. Но в состязаниях я не участвую и езжу на них только как обычный водитель.