Все началось с Америки

Большой спорт №11 (29) Ноябрь 2008
Андрей Симоненко, Анастасия Грищенко
Об истории Volvo Ocean Race и четырех других самых престижных парусных регатах планеты рассказывает «Большой спорт».

11 октября 2008 года восемь океанских яхт вышли из испанского Аликанте и взяли курс на Кейптаун. Так началась десятая по счету знаменитая кругосветная регата, носящая сегодня имя Volvo Ocean Race. Аликанте (Испания) – Кейптаун (ЮАР) – Кочин (Индия) – Сингапур (Сингапур) – Циндао (Китай) – Рио-де-Жанейро (Бразилия) – Бостон (США) – Голуэй (Ирландия) – Гетеборг (Швеция) – Стокгольм (Швеция) – Санкт-Петербург (Россия) – 9 месяцев и 37 тысяч миль изнуряющего и сложнейшего пути, работа на пределе человеческих сил и возможностей.

Впервые в истории мирового парусного спорта в регате принимает участие яхта под российским флагом. Более того, впервые легендарная кругосветка финиширует у берегов России, в Санкт-Петербурге.

Об истории этого потрясающего действа и четырех других самых престижных парусных регатах планеты рассказывает «Большой спорт».

Имени «неправильной яхты»

Нью-йоркские яхтсмены, соорудившие в середине позапрошлого столетия яхту «Америка», даже не могли себе представить, что дали своим проектом старт самому знаменитому ныне в парусном спорте состязанию. Изначально задача стояла такая: сделать самую быстроходную яхту в мире. Синдикат Джона Стивенса, командора Нью-Йоркского яхт-клуба, с этой целью, казалось бы, справился. Но как это доказать? Ясное дело как – бросить вызов англичанам! Сперва, правда, те восприняли брошенную им перчатку скептически. Тем не менее граф Уилтон, командор Британской королевской эскадры, пригласил Стивенса с его яхтой в Англию, ни на секунду не сомневаясь в победе своего флота. В Великобритании мало кто верил в победу иноземной шхуны еще и потому, что она сильно отличалась от остальных парусников тех же размеров. У «Америки» был относительно острый нос, широкий мидель, полная корма и низкий надводный борт. Британские специалисты дали скептическую оценку американской яхте. «Если она правильная, значит, все наши – неправильные», – заявили они. Но на финише традиционной гонки вокруг острова Уайт заокеанская шхуна оказалась быстрее всех четырнадцати судов Королевской яхтенной эскадры. Ближайшего из них обошла на двадцать минут. Исторический факт: когда королева Виктория, наблюдавшая за гонкой, спросила, кто идет вторым, ответом ей было: «Второго просто нет, Ваше Величество». Призом же той регаты стал кубок без дна, который называли «Кубком ста гиней», потому что именно за такую сумму он был куплен у королевского ювелира. А дна в нем не было согласно желанию королевы, которая не хотела, чтобы из него пили.

Выполнив свою задачу, синдикат Стивенса шхуну продал. Кубок же хотели было расплавить, чтобы отлить вместо него памятные медали. Но потом передумали, и трофей остался в Нью-Йоркском клубе. Так парусный спорт получил переходящий приз, который был назван в честь его первого обладателя – яхты «Америка».

Даже не имея выходов к морю, Швейцария тем не менее считается сегодня сильнейшей парусной державой мира. Вот уже два года подряд престижнейший Кубок Америки завоевывает именно швейцарская яхта Alinghi, принадлежащая миллиардеру Эрнесто Бертарелли, сделавшему состояние на биотехнологиях

В это же время был составлен первоначальный свод условий, при выполнении которых претендент мог оспорить Кубок. В частности, один из важнейших его пунктов – яхта должна прибыть к месту регаты своим ходом, как «Америка» когда-то. Это было сделано для того, чтобы сократить число желающих завладеть призом. Потом, правда, условие отменили и придумали иные правила отбора. В своде были прописаны технические параметры яхт, которые могут участвовать в Кубке Америки. Однако спортивный принцип соревнований остался незыблем: претендент мог выиграть Кубок, опередив в дуэли один на один его действующего обладателя. Причем не в одной, а в серии гонок. Сначала соревновались до двух побед, потом до трех, до четырех, а сейчас, согласно правилам, для завоевания Кубка Америки необходимо вы­играть пять заездов.

Долгих 132 года британцы пытались вернуть приз на его историческую родину. За это время на постройку яхт были потрачены огромные деньги – трудно даже приблизительно прикинуть масштаб расходов. Но регаты неизменно выигрывал Нью-Йоркский яхт-клуб. Так что Кубок Америки – это не только старейшее спортивное состязание мира, но еще и турнир, в котором зафиксирована самая продолжительная победная серия одной из команд. Она прервалась только в 1983 году, когда яхта Australia II наконец-то опередила конкурентов из Нью-Йорка. К тому времени был установлен более-менее спортивный характер определения претендента на завоевание Кубка Америки – это отборочный турнир соискателей, который с 1983 года называется Кубком Louis Vuitton.

Нынешний лидер профессионального парусного спорта – это клуб из Женевы со своей великолепной яхтой Alinghi. В 2003 году швейцарские претенденты во главе с миллионером Эрнесто Бертарелли разделали под орех действующего чемпиона – оппонентов из Новой Зеландии. Через четыре года эти же соперники встретились вновь. Состязания прошли в Валенсии, где ради такого важного события отстроили новый порт. Легкую победу вновь прочили Alinghi, но блиц-крига не вышло. Emirates Team New Zealand даже выиграла третий этап соревнований – после чего фаворитом стали называть уже ее. Но швейцарцы вновь завладели инициативой. Alinghi опередила соперников четыре раза подряд, причем в последней гонке – ровно на одну секунду, которая и решила в итоге судьбу Кубка. Кстати, интересно, что шкипером Alinghi в 2003 году был Рассел Куттс, а в 2007-м – Брэд Баттеруорт. Что здесь интересного, спросите вы? Они оба новозеландцы.

Не скорость, а мысль

Кубок Louis Vuitton – второе по престижности событие в профессиональном парусном спорте. Причина одна. Победитель этого соревнования получает право оспорить Кубок Америки в поединке с его действующим обладателем. История состязания претендентов идет с 1970 года. Вообще кандидаты на участие в главной регате мира и раньше несколько раз определялись в чисто спортивном споре, но 38 лет назад сразу несколько яхт-клубов из разных стран выставили свои суда. В 1983 году французский яхтсмен Бруно Тробле высказал идею повышения престижности отборочного турнира претендентов на Кубок Америки. Его поддержала знаменитая французская марка Louis Vuitton и предложила приз для чемпиона. Первый же обладатель этого трофея – экипаж яхты Australia II – сумел прервать 132-летнюю гегемонию Нью-Йоркского яхт-клуба и выиграть Кубок Америки. Через четыре года Louis Vuitton достался клубу из Сан-Диего с яхтой Stars & Stripes, благодаря которой Кубок Америки вернулся на родину. Следующим победителем турнира претендентов стал итальянский клуб Compagnia della Vela, выставивший на соревнования яхту Il Moro di Venezia V. Но вот Кубок Америки выиграть итальянцам не удалось. Зато это получилось в 1995-м у следующего обладателя приза Louis Vuitton – экипажа яхты Team New Zealand из Новой Зеландии. Через пять лет Кубок Vuitton вновь достался итальянцам – клубу Punta Ala, но развить успех им не удалось.

К этому моменту число соискателей почетного права побороться за Кубок Америки возросло настолько, что Кубок Louis Vuitton стали проводить по многоступенчатой схеме. Первый этап – отборочный, состоящий из нескольких гонок. Причем первые заезды считаются разминочными, то есть рейтинговых очков за них не начисляют. Затем начинается серия гонок реальных, и «стоимость» у них разная – баллов за последние этапы дают больше, чем за стартовые. Четыре лучших яхты по итогам «предвариловки» выходят в полуфиналы, а потом два сильнейших экипажа разыгрывают главный приз. Ценность Кубка Louis Vuitton – в многочисленности и разнообразии его участников. Если в том же Кубке Америки важнейшим фактором считаются скоростные качества яхты, то в Vuitton на первый план выходят мастерство пилотирования, тактическая подготовка, стабильность, умение мыслить и принимать верные решения. Всем этим в полной мере обладает экипаж швейцарской яхты Alinghi. Триумфальное шествие базирующихся в Женеве яхтсменов в 2003 году закончилось сначала победой в Кубке Louis Vuitton, а затем и в Кубке Америки. В прошлом году турнир претендентов выиграли поверженные четыре года назад новозеландцы, но состязаться с Alinghi на равных у них не получилось. Надо добавить, что дальнейшие перспективы соревнований несколько туманны. Дело в том, что французская марка объявила о приостановке спонсорства состязаний претендентов на Кубок Америки. Впрочем, свято место пусто не бывает: можно не сомневаться, что потенциальный титульный спонсор такого мероприятия найдется без проблем.

С океаном шутки плохи

Безусловный лидер по престижности среди кругосветных регат – это гонка, которая нынче называется Volvo Ocean Race. Раньше же ее титульным спонсором была британская компания Whitbread. Под этим словом и была известна регата. Проводится она каждые три года. Маршрут регаты регулярно меняется – в частности, летом следующего года она впервые в истории финиширует в Санкт-Петербурге. Еще одно историческое событие – в гонке дебютировала российская команда с яхтой «Косатка». Стартовала кругосветка 11 октября в испанском Аликанте. К сожалению, своеобразный пролог – гонку в пределах акватории порта – «Косатка» закончила последней, восьмой. Будем надеяться, российская команда, которую возглавляет австрийский шкипер Андреас Ханакамп, свое еще возьмет. Главными же претендентами на победу являются испанские Telefonica Blue и Telefonica Black.

В предыдущей регате, которая состоялась в 2005–2006 годах, участвовали семь команд – две из Нидерландов и по одной из Бразилии, США, Швеции, Испании и Австралии. За явным, что называется, преимуществом победу одержала голландская яхта ABN AMRO One, которой управлял новозеландский шкипер Майк Сэндерсон. Гонка не обошлась без драматичных событий. Так, Ханс Хорревертс, член экипажа второй голландской яхты, во время шторма в Атлантике был смыт за борт. Беднягу через некоторое время вытащили из воды, но спасти его жизнь, увы, не удалось. Через два дня все тот же шторм жестоко потрепал испанскую яхту Movistar. Экипажу пришлось покинуть судно и перебраться на находившуюся рядом ABN AMRO Two. Сама же Movistar затонула.

Увы, с океаном действительно шутки плохи: трагические инциденты за время проведения кругосветных регат Whitbread – Volvo происходили неоднократно. Так, в первой же гонке, состоявшейся в 1973–1974 годах, были смыты за борт и погибли три моряка, причем тела двух из них обнаружить так и не удалось. В регате-1989/1990 та же история случилась с двумя яхтсменами. К счастью, одного из них удалось спасти.

Операция на самом себе

Существует еще один класс престижнейших кругосветных регат – среди судов, управляемых в одиночку. На первом месте здесь, безусловно, стоит гонка Vende´e Globe – непрерывная регата, в которой участники должны обогнуть земной шар без какой-либо посторонней помощи. Основателем этого соревнования является знаменитый французский яхтсмен Филипп Жанто.

С 2005 года к регате Volvo Ocean Race допускаются только яхты класса Volvo Open 70. В настоящее время это самые быстрые однокорпусные парусные суда в мире, способные развивать скорость до 40 узлов (75 км/ч). При их постройке и проектировании применяются самые современные технологии, а стоимость каждой такой яхты достигает нескольких миллионов евро

Vende´e Globe – это настоящая проверка на мастерство и выносливость, которую выдерживают только самые испытанные бойцы. Российский участник только однажды рискнул покорить эту регату. Смельчаком был знаменитый путешественник Федор Конюхов. Но ему, к сожалению, не удалось закончить дистанцию Vende´e Globe-2000/2001. Кстати, это была одна из самых увлекательных круго­светок за всю историю. За победу в упорнейшей борьбе схлестнулись француз Мишель Дежойе и англичанка Эллен Макартур. Большинство наблюдателей, разумеется, болели за героическую 24-летнюю девушку, которая на заключительном этапе захватила лидерство. Но ее яхта, увы, незадолго до финиша врезалась в какой-то болтавшийся на поверхности воды брошенный контейнер. На починку ушло драгоценное время… Дежойе в итоге выиграл, но настоящей героиней признали, конечно, Макартур. Острейшая борьба за победу развернулась и в следующей регате – в 2004–2005 годах. Три яхты – две французские и одна английская – поочередно выходили в лидеры. Последнее слово осталось-таки вновь за французом – Венсаном Риу. Что, в общем, и неудивительно: в Vende´e Globe за время ее проведения побеждали исключительно представители Франции.

А вот кругосветная регата Velux 5 Oceans, которая раньше называлась Around Alone и BOC Challenge, проводится каждые четыре года уже 26 лет. Участники соревнуются здесь на дистанции, разделенной на этапы, – в этом отличие от Vende´e Globe, где гонка является непрерывной. То есть, конечно, в Around Alone яхтсменам приходится полегче. Но ненамного. Так, в 1998 году россиянин Виктор Языков, управлявший яхтой «Ветер перемен», получил серьезное повреждение локтя во время прохождения одного из отрезков. И ему пришлось самостоятельно проводить себе операцию, чтобы удалить нагно­ение и избежать заражения крови. Безумству храбрых, как говорится… Но Языков сумел в итоге даже завершить кругосветку – чего, кстати, не удалось сделать в том году также принимавшему участие в гонке Конюхову. Что касается победителей регаты, проводимой, к слову, в разных классах яхт, то среди них были и французы, и американцы, и даже японцы. Действующим же чемпионом является знаменитый швейцарский шкипер Бернард Штамм, совершивший кругосветку 2006 года на яхте Chemine´es Poujoulat.

Партнеры журнала: