Живой экстрим

Большой спорт №5 (15) май 2007
Татевик Айвазян
200 миллионов человек – так сегодня оценивают армию любителей экстремальных видов спорта. И каждый год фанатов экстрима становится все больше.

200 миллионов человек – так сегодня оценивают армию любителей экстремальных видов спорта. И каждый год фанатов экстрима становится все больше. По подсчетам экспертов, ежегодно количество поклонников сноуборда, серфинга, маунтбайкинга увеличивается как минимум на 30 процентов. Они активны, молоды и независимы, то есть являют собой почти идеальную рекламную аудиторию. Но для них в мире существует только один телеканал – британский Extreme Sports, единственный телевизионный вещатель, полностью посвященный экстремальным дисциплинам.

Когда в 1999 году небольшая группа энтузиастов создала телеканал Extreme Sports, никто не подозревал, что через 8 лет его аудитория достигнет 22 миллионов зрителей в 55 странах и он будет круглосуточно транслировать все виды экстрима от серфинга до мотокросса. С декабря 2006 года этот канал принадлежит британской телекомпании Zonemedia, вещающей на 22 языках в 125 странах и имеющей примерно 300 миллионов абонентов.

Истинное понимание экстрима

Extreme Sports стал первым телевизионным каналом, полностью посвященным экстремальным видам спорта. И остается таковым по сей день. Даже несмотря на то, что на многих спортивных каналах сегодня активно запускаются программы по этой тематике, он продолжает быть уникальным и единственным в своем роде.

Это обусловлено прежде всего подходом, который лежит в основе редакционной политики канала. На Extreme Sports могут появиться самые невероятные, экзотические и нелепые спортивные мероприятия. В сетке вещания очередной этап «Формулы-1» соседствует с гонками на тележках в супермаркете или с поло на слонах. «Мы стараемся не игнорировать даже малопонятные и ничем не примечательные дисциплины, потому что при определенном уровне мастерства участников они становятся поистине завораживающим зрелищем, – объясняет директор по контенту и планированию вещания Кэти Фэйрбэйрн. – Ведь экстрим – это очень широкое понятие, и экстремальным является не столько сам вид спорта, сколько способ им заниматься. Более того, мы убеждены, что экстремальность зависит не только от мастерства спортсмена или уровня риска, на который он готов пойти, но и от причудливости правил состязания».

Таким образом, Extreme Sports предлагает своим зрителям по-настоящему чистый экстрим, который совершенно невозможно увидеть на солидных и именитых телеканалах. Ведь экстремальные виды, в отличие от традиционных, крайне подвижны: они меняются, дополняются, перерождаются и т.д. И на все новые веяния Extreme Sports моментально реагирует. Поддерживая постоянную обратную связь со зрителями, он готов «впустить на экран» любое спортивное действо. При этом не имеет большого значения, как давно существует то или иное соревнование, известно оно широкой общественности или нет, – главное, чтобы игра была способна захватить воображение телезрителей. И при таком подходе героем Extreme Sports может стать, по сути, любой, кто открыт к спортивным экспериментам.

Неустанный интерактив

Основной целевой аудиторией канала являются молодые люди, прежде всего мужчины в возрасте от 18 до 34 лет. Их образование и общественное положение может быть любым. Такой зритель требует особого рекламодателя. «На Extreme Sports вы не увидите рекламы стирального порошка или местного кинотеатра, но непременно услышите о таких брендах, как Adidas, Nike или Wilkinson Sword, – рассказывает Кэти Фэйрбэйрн. – Наш рекламодатель – это транснациональные корпорации, стремящиеся рассказать о своих ценностях, а также донести информацию о своих товарах и услугах молодым и активным мужчинам».
Но доходы от рекламы – не единственный источник финансирования Extreme Sports. Немаловажную роль играет абонентская плата. И, отвечая на вопрос, кто значит больше для стабильного развития канала – рекламодатели или телезрители, руководство однозначно выбирает последних.

Один из главных принципов работы канала – постоянная обратная связь с аудиторией. Это помогает его команде творчески подходить к созданию новых программ и делать их по-настоящему увлекательными. На интернет-сайте www.extreme.com имеются специальные разделы для телезрителей, где они могут рассказать о своем личном опыте, загрузить фотографии и видеоролики. Таким образом ведущие оказываются в курсе самых последних экстремальных тенденций, из первых уст узнают, что сегодня популярно у молодежи, а что уже вышло из моды. Это помогает каналу быть настоящим первооткрывателем новых видов спорта.
Постоянно расширяются не только тематика и количество передач, но и мультимедийные платформы. Очевидно, что современные технологии дают телевизионщикам невиданные ранее возможности для поиска новых путей общения со зрителями. Так, Extreme Sports выкладывает на свой интернет-сайт видеоролики некоторых программ. Более того, многие видеоматериалы размещаются на таких популярных коммуникативных порталах, как YouTube и MySpace.

Сейчас канал ведет переговоры с некоторыми операторами мобильной связи, чтобы наладить трансляцию своих телепрограмм через мобильные телефоны. Такая услуга становится очень востребованной в Великобритании. Например, Sky Sport уже предлагает своим зрителям следить за ходом некоторых футбольных матчей таким способом. По мнению Кэти Фэйрбэйрн, «телефонизация» Extreme Sports абсолютно неизбежна. «Я глубоко убеждена, что на телевизионном рынке у Extreme Sports нет конкурентов. Главным и очень опасным противником канала является сам активный образ жизни нашей аудитории, ее желание заниматься спортом. Мы должны понимать, что в один прекрасный момент зрители могут перейти от пассивного созерцания экстремальных дисциплин по телевизору к тому, чтобы попрактиковаться в них самим», – делится своими опасениями директор по контенту и планированию вещания. В этом случае единственный шанс не потерять аудиторию – предложить зрителям альтернативные пути просмотра передач: через Интернет и мобильную телефонию. «Ведь экстремальные виды спорта – это особое восприятие жизни. И чтобы быть по-настоящему экстремальным, наш канал должен кардинально отличаться от традиционного спортивного вещания, быть активным и открытым к экспериментам», – уверена Кэти Фэйрбэйрн. И пока Extreme Sports справляется с этой непростой задачей, делая ставку на настоящий живой экстрим.


Новаторский формат

Британская телекомпания Zonemedia, которой с конца 2006-го принадлежит канал Extreme Sports, была создана Крисом Вронским в 1991 году и произвела на британском телевизионном рынке вполне экстремальный фурор. Ее структура и политика не соответствовали общепринятым моделям вещания, и в ее успех мало кто верил. Однако надежды пессимистов не оправдались. Сегодня Zonemedia – один из ведущих мировых производителей и дистрибьюторов тематических каналов. В собственности или под оперативном управлением телекомпании находятся девять каналов: Zone Reality, Zone Reality Extra, Zone Europa, Zone Club, Zone Romantica, Zone Horror, Zone Thriller, Zone Fantasy и Extreme Sports.

Схема представления независимых каналов, разработанная Крисом Вронским, оказалась столь успешной, что сегодня ею пользуются более тридцати ведущих телекомпаний мира, среди которых такие гиганты, как Viacom, Turner, Hallmark, MTV, Discovery и Eurosport.

Партнеры журнала: