Веломания Олега Тинькова

Большой спорт №5 (15) май 2007
Сергей Подушкин
Сегодня Олег Тиньков – один из немногих российских бизнесменов, готовый инвестировать в отечественный велоспорт.

Когда в 2005 году Олег Тиньков продал свой пивоваренный бизнес бельгийской компании InBev за 201 миллионов долларов, влиятельная британская газета Sunday Times поставила эту сделку на один уровень с продажей Романом Абрамовичем «Сибнефти» Газпрому. Ведь время для этой операции было выбрано Тиньковым более чем удачно, и бизнесмен смог получить от нее максимум. По признанию самого Тинькова, на пиве он заработал не более 80 миллионов долларов чистой прибыли, и первым вложением этих денег стал новый велосипед за 10 тысяч долларов. Но это было только начало.

Покупкой футбольной команды российское бизнес-сообщество уже вряд ли можно удивить. Другое дело – создание велосипедной «конюшни», да еще мирового уровня. И здесь предприниматель Олег Тиньков, некогда прославившийся запуском одноименного пивного бренда, а ныне ушедший в банковский бизнес, выступает абсолютным новатором. Когда в середине 2006 года он объявил о рождении новой профессиональной велосипедной команды Tinkoff Credit System, эксперты восприняли такой шаг прежде всего как маркетинговый ход. Однако сам Олег Тиньков утверждает, что его «велоконюшня» – это сугубо спортивный проект.

Импульсивный старт

Велоспорт всегда был для Олега Тинькова одной из самых любимых спортивных дисциплин. Более того, об этом виде спорта 39-летний бизнесмен знает совсем не понаслышке. В молодости он неплохо крутил педали и даже «дослужился» до звания мастера спорта. Но потом увлекся делами более меркантильными, ушел в бизнес и весьма преуспел на этом поприще, сумев заработать более 200 миллионов долларов личного состояния. Что же касается велоспорта, то посещать любимые состязания Тиньков долгие годы мог лишь в качестве болельщика, хотя и делал это с завидной регулярностью.

Однако следить за перипетиями самой престижной гонки современности Tour de France в качестве стороннего наблюдателя – это одно, а выставить на «Большую петлю» свою собственную команду – совсем другое. В 2005-м Тиньков от размышлений на эту тему перешел к конкретным поступкам. Как раз именно в это время он познакомился с двукратным олимпийским чемпионом Вячеславом Екимовым и при посредничестве знаменитого ветерана (Екимов завершил профессиональную карьеру только минувшим летом и теперь трудится в команде Discovery в качестве одного из спортивных директоров) вышел на его друга и учителя Александра Кузнецова. Наставник располагал необходимой инфраструктурой: велоцентром в Петербурге, тренировочной базой в Испании и даже собственной полупрофессиональной командой, но главное – в его распоряжении была целая группа юных талантливых воспитанников, руководимая олимпийским чемпионом на треке Михаилом Игнатьевым. А Тиньков, как оказалось, был совсем не против вложить во все это деньги, так что в сентябре 2005-го, во время шоссейного чемпионата мира, стороны ударили по рукам.

«Наш проект будет называться Tinkoff Restaurants. Соглашение рассчитано на три года с возможной пролонгацией, бюджет – около миллиона долларов на сезон плюс бонусы. На два года мы останемся в низшем, континентальном, дивизионе, будем развивать инфраструктуру, приглашать талантливых гонщиков из всех регионов России. В 2008-м поднимемся в иерархии на ступеньку выше и станем профессионально-континентальной командой. К 2009 году планируем увеличить бюджет и выступить на Tour de France» – такие прогнозы давал тренер Кузнецов, собиравшийся, как обычно, все делать основательно, неторопливо и поэтапно. Но импульсивный Тиньков так долго ждать не хотел, и идиллия в их отношениях просуществовала недолго.

Уже в августе 2006 года бизнесмен объявил об организации нового проекта уже без участия Кузнецова, зато с лучшими «кузнецовскими» гонщиками. Ребята хвалили профессиональные качества своего бывшего тренера, но жаловались на отсутствие свободы: по их уверениям, причиной разрыва стало нежелание тренера предоставить им возможность жить за пределами базы, не испытывая на себе тотального контроля. От нового проекта они ждали улучшения финансовых условий и всемирной спортивной славы. «Во многом ради этих талантливых парней я и организовал команду Tinkoff Credit System. И я знаю, что они меня не подведут», – говорит сегодня Олег Тиньков.

Пестрый состав

В качестве «дядек-наставников» к ярким, но не слишком опытным гонщикам были привлечены давний знакомый бизнесмена (они воспитывались у одного велосипедного тренера), двукратный экс-чемпион мира среди молодежи Евгений Петров, а также испанец Риккардо Серрано, итальянец Сальваторе Комессо, немец Данило Хондо и даже враг № 1 российского велоспорта американец Тайлер Хэмильтон. Почему враг? Потому что этот гонщик долгое время работал главным «оруженосцем» при легенде мирового велоспорта Лэнсе Армстронге, а затем пустился в одиночное плавание и занял второе место на Giro d`Italia и четвертое – на Tour de France, но главное – он нечестным путем (благодаря кровяному допингу) отнял у Екимова олимпийское золото афинских Игр в шоссейной индивидуальной гонке на время. Тогда Тайлера только из-за испорченной по недосмотру пробы не поймали с поличным, и медаль осталась у него. Впрочем, через месяц после Олимпиады Хэмильтон прокололся еще раз и был дисквалифицирован на два года. И вот после «отсидки» американца (сам Тайлер до сих пор утверждает, что стал жертвой некоего заговора) приютила у себя российская команда.

Впрочем, Тинькова разговоры о некорректности приглашения тех или иных гонщиков не пугают. Скорее, наоборот, радуют. В одном из интервью бизнесмен процитировал крылатую фразу Уинстона Черчилля «Все публикации хороши, кроме некролога». И то верно, в межсезонье количество новостей про команду Tinkoff Credit System не только в России, но и в Европе в разы превысило число сообщений про любую другую «велоконюшню». Осенью и зимой на специализированных интернет-сайтах вовсю обсуждалась информация о контрактах с такими яркими гонщиками, как экс-чемпион Tour de France немец Ян Ульрих (по слухам, речь шла о зарплате аж в 4 миллиона долларов в год) или победитель Giro d`Italia–2006 Иван Бассо. Оба – великолепные гонщики, правда, с несколько подпорченной подозрениями в употреблении допинга репутацией. Но дальше разговоров об их возможном участии в Tinkoff Credit System не пошло. Так что, скорее всего, это был обыкновенный пиар-ход, который помог Тинькову без дополнительных финансовых вложений хорошо прорекламировать собственный проект.

Однако без существенных затрат все равно обойтись ему не удалось – бюджет команды на сезон 2007 года составил 5-7 миллионов долларов. Причем Tinkoff Credit System – команда не элитная (серии Pro Tour), а всего лишь второго в мировой велосипедной иерархии профессионально-континентального дивизиона. Это означает, что во всех самых престижных гонках (начиная от трехнедельных гранд-туров и заканчивая классическими однодневками) команда может участвовать только по специальному приглашению – так называемой wild card.

Опасный спорт

Почему же Тиньков не заявил свой проект в Pro Tour? По причинам, думается, сугубо финансового характера. Сейчас конъюнктура такова, что заработать на велоспорте крайне сложно. Многие крупные компании, напуганные регулярными допинговыми разоблачениями, перебрасывают свои рекламные бюджеты в другие дисциплины и сворачивают велосипедные программы. Так, к примеру, прошлый год стал последним для команды Phonak. Компания по производству слуховых аппаратов решила уйти из велоспорта после того, как гонщика Флойда Лэндиса уличили в употреблении запрещенных препаратов и лишили звания чемпиона Tour de France–2007.

Еще раньше из-за другого допингового скандала прямо посреди сезона от своей команды отказалась американская страховая компания Liberty Seguros – от безработицы гонщиков спасло только вмешательство правительства Казахстана. Благодаря дружеским отношениям звезды казахского велоспорта Александра Винокурова и премьер-министра этого государства, несколько крупных казахских компаний скинулись и команда продолжила существование, правда, под другим названием – «Астана».

В отличие от коллег по СНГ, в России на правительственном уровне профессиональный велоспорт никто не поддерживал и не поддерживает. И все попытки создать крупный велопроект заканчивались крахом. В конце 1980-х команда «Альфа Люм» (генеральным спонсором которой выступила компания по производству алюминиевой бытовой продукции из Сан-Марино) собрала сильных советских гонщиков-любителей, но, несмотря на ряд успехов через пару лет проект закрылся из-за экономической нецелесообразности. В конце 1990-х полным провалом закончилось создание российско-итальянской команды «Рослотто», после стремительного банкротства которой российской велофедерации пришлось еще заплатить по ее счетам около 250 тысяч долларов.

Реальные перспективы

Само собой, проект Тинькова кардинально отличается от всех предыдущих подобных российских начинаний. Бизнесмен создал команду не для наживы, а прежде всего для души. Но он все-таки не Роман Абрамович и потому старается максимально контролировать расходы. А лицензия для участия в серии на протяжении трех сезонов стоит около 9 миллионов долларов. Кроме того, команды Pro Tour не только могут участвовать во всех престижных гонках, они, по правилам, обязаны это делать. А поскольку эти гонки порой проходят параллельно, волей-неволей приходится увеличивать штат команды. Причем, естественно, лучше не жертвовать качеством ради количества, – а зарплаты квалифицированных кадров весьма существенны. Ведущие команды Pro Tour располагают ежегодным бюджетом свыше 13 миллионов долларов, середняки имеют 8-9 миллионов долларов. При этом гонщики у этих самых середняков ничуть не лучше «тиньковских» – просто приходится больше тратить на разъезды, инвентарь и раздутый штат.

Свои «коготки» велосипедисты Tinkoff Credit System уже показали – по совокупности достижений они на данный момент лидируют в своем дивизионе, а в марте выиграли в командном зачете и гонку Pro Tour Tirreno-Adriatico. Не подводят Тинькова ни легионеры, ни российский «молодняк», а Михаил Игнатьев своими подвигами и вовсе заслужил массу комплиментов. Благодаря связям итальянского менеджера команды Омара Пишины и спортивных директоров команды – уроженцев Апеннин Орландо Майни и Клаудио Коцци и давно проживающего в Италии знаменитого в недавнем прошлом российского велогонщика Дмитрия Конышева, – Tinkoff Credit System в мае примет старт на Giro d`Italia. А там, глядишь, и до Tour de France недалеко. «Место в серии Pro Tour никогда не было моей целью. Моя мечта – участие команды в самой престижной велогонке планеты Tour de France. Думаю, в следующем году осуществить эту мечту будет уже вполне реально», – уверен Олег Тиньков. Хочется надеяться, что российская команда и впрямь выступит в «Большой петле». Причем не ограничится только участием. Благо уже сегодня сильный состав позволяет мечтать о многом. Главное – чтобы, достигнув цели, команда Tinkoff Credit System не наскучила увлекающемуся бизнесмену.


Ярмарка брендов

По оценкам экспертов, личное состояние Олега Тинькова сегодня составляет около 200 миллионов долларов. Столь внушительную сумму предприниматель смог заработать, следуя одной и той же бизнес-схеме: на взятые в кредит деньги он создавал и раскручивал бренд, а затем продавал его в максимально благоприятный момент.

• В 1992 году Олег Тиньков учредил компанию «Петросиб», занимавшуюся оптовой и розничной продажей бытовой электроники. Через три года Тиньковым было открыто сразу две розничные сети – «Техношок» (бытовая техника) и «MusicШок» (музыкальные инструменты). Чуть позже в рамках «Петросиба» даже появилась студия звукозаписи «Шок-рекордс». Однако в 1998 году, на пике развития, Олег Тиньков продал «Петросиб» за 7 миллионов долларов.

• Сразу же после продажи «Петросиба» предприниматель создал компанию «Дарья», которая уже через год смогла занять лидирующие позиции на российском рынке продуктов быстрого приготовления. В 2002 году Олег Тиньков продал завод вместе с маркой «Дарья» компании Романа Абрамовича «Планета-менеджмент» за 21 миллион долларов.

• В 1998 году Тиньков основал компанию «Тинькофф» и открыл в Санкт-Петербурге крупнейший в северной столице пивной ресторан. В 2001 году ресторан «Тинькофф» появился и в Москве, а затем и во всех крупных городах России и даже странах СНГ. Кроме того, компания «Тинькофф» запустила два завода по производству пива класса «ультрапремиум». В итоге к концу 2004 года доля пива «Тинькофф» на московском рынке достигла 25 процентов. Но такие успехи были для Олега Тинькова лишь поводом к очередной продаже бизнеса: в 2005 году бельгийский пивной гигант InBev купил пивоваренную компанию «Тинькофф» за 201 миллион долларов.

• В ноябре 2006 года Тиньков приобрел активы Химмашбанка и переименовал его в «Тинькофф. Кредитные системы». Сегодня стоимость этой банковской структуры оценивается в 8 миллионов долларов. В поддержку новому бизнесу Олег Тиньков учредил одноименную велосипедную команду. Правда, сам предприниматель утверждает, что его увлечение велоспортом носит прежде всего спортивный, а не коммерческий характер.