Герои нашего времени

Большой спорт №5 (15) май 2007
Всеволод Шульгин, Нина Гречко
Бываем ли вам страшно, когда строптивая и непредсказуемая волна обрушивается на вас всей своей безудержной силой?

Бываем ли вам страшно, когда строптивая и непредсказуемая волна обрушивается на вас всей своей безудержной силой? Именно такой вопрос мы задали нашим сегодняшним героям – самым отчаянным серфингистам планеты. Виндсерфинг по праву считается одним из сложнейших видов спорта. Но высшим пилотажем в этой спортивной дисциплине является вейврайдинг – катание на волнах. И шесть представляемых ниже спортсменов как раз и стояли у истоков этого экстремального стиля.

Джейсон Поляков, Австралия

Впервые мировая серфингистская общественность услышала его имя в 1989 году на чемпионате мира в Японии. Тогда дебютант Джейсон Поляков занял четвертое место. Но уже через год он стал первым и таковым остается и поныне. Этот австралийский спортсмен – абсолютный законодатель мод в современном виндсерфинге, как в его стилистике, так и в техническом оснащении. Большинство используемых сегодня досок для виндсерфинга разработано именно Джейсоном Поляковым.

«Бывает ли мне страшно? Неужели я произвожу впечатление человека, которому ничего не страшно? Там, в океане, нам всем бывает страшно. Но без этого было бы неинтересно. Одержать верх над страхом – не это ли часть твоей победы? Ведь страх овладевает сознанием лишь в первые секунды. Если ты вышел в бушующий океан, в это водное месиво, на которое даже с берега жутко смотреть, – это уже большая часть победы над страхом. Затем ты ловишь самую большую волну, и страх мгновенно пропадает. Начинается азартная игра: кто кого. Можно играть, делая маленькие ставки, а можно – ставя на кон свою жизнь. Как это происходит, когда катаешься на пляже Джоуз на Гавайях. Ради этого я, возможно, и живу на этой Земле».

Джош Ангуло, США

Пожалуй, в мировом виндсерфинге сложно встретить спортсмена, столь же пренебрежительно относящегося к стихии, как Джош Ангуло. У этого серфингиста самый яркий, абсолютно индивидуальный стиль катания. Сам Ангуло объясняет это тем, что в виндсерфинг он пришел из чистого серфинга, где научился полному единению с волной. Джош весит более 90 кг, но это не мешает ему быть легким и быстрым при исполнении технически сложных элементов. Зачастую кажется, что у него вообще отсутствует чувство страха: когда большинство спортсменов заканчивает cut lip, Джош только заходит на bottom turn и взлетает на вершину волны в тот самый момент, когда она уже грозно обрушивается с огромной высоты. И из этой битвы со стихией Джош Ангуло неизменно выходит победителем.

«Бывает ли мне страшно? О, я ужасно боюсь больших волн. Много раз я принимал решение, что больше не буду испытывать судьбу и кататься в шторм. Хватит. Ради чего все это? Буду себе аккуратненько кататься в Пунтo Претта. Знаете про такое место на Островах Зеленого Мыса? Многие его не любят и даже называют самым радикальным на планете. Здесь катаются очень близко к скалистому берегу, и каждое падение гарантирует выброс на камни. Если я когда-нибудь решу завязать с большой волной, то обоснуюсь именно здесь».

Робби Нейш, США

Это по-настоящему великий спортсмен. Свой первый чемпионский титул Робби Нейш завоевал в 13 лет, и многие годы ему не было равных. Но даже сегодня¸ когда он уступил пальму первенства, Нейш остается одним из самых популярных серфингистов планеты. Не одно поколение в виндсерфинге выросло, подражая его стилю катания, который у Нейша безупречно классический. Он никогда не пытается произвести впечатление, делая фристайльные трюки на гладкой воде. Нейш всегда в самой гуще событий – на самой большой волне, в самой критической ее точке. Недавно мы видели в его исполнении сложнейший трюк – при выходе из рush loop он делает тable тop. Поверьте, сегодня кроме него этот элемент не выполняет больше никто.

«Наверное, именно страх заставляет меня взбираться по волне все выше и выше. И без этого кататься мне было бы совсем неинтересно. Борьба с чудовищными силами природы на грани предельного риска делает виндсерфинг особенным видом спорта. Вопрос только в том, где она, эта грань, за которой игра с волной становится опасной для жизни. Я отодвигаю ее далеко. Пожалуй, только волны Джоуз заставляют меня трепетать. Только там, на высоте 20 метров, ты ощущаешь, что жизнь может оборваться в одно мгновение, и становится по-настоящему страшно. Но зато потом, когда выходишь из воды, начинаешь чувствовать, насколько замечательно все вокруг».

Франциско Гойя, Аргентина

Наверное, его с полным правом можно назвать самым целеустремленным серфингистом планеты. На волне Франциско Гойя поистине фанатичен. Все, чего он добился, – результат многолетних безудержных тренировок. На воду Франциско всегда выходит первым, а возвращается последним. Даже в те редкие дни, когда на Гавайях не бывает ветра, он не позволяет себе расслабиться и продолжает оттачивать какой-нибудь новый трюк на гладкой воде. Сегодня Франциско Гойя – один из самых ярких серфингистов мира. Его стиль – стопроцентное понимание того, что он делает на волне.

«Бывает ли мне страшно? Любой нормальный человек испытывает страх. У волны страшная сила. Но если ты вырос рядом с океаном, то в любой ситуации знаешь, что делать. Также мне помогают занятия йогой и медитацией. Это позволяет контролировать многие реакции, в том числе и страх. Такой самоконтроль совершенно необходим на воде: ведь только не испытывая страха перед большой волной можно играть с ней в самой критической ее точке. Виндсерфинг – это постоянный спор с волной. Желание быть сильнее и быстрее ее, обуздать бессознательную силу океана, готовность к постоянным экспериментам с техникой и скоростью – только так можно стать в виндсерфинге первым».

Джош Стоун, США

Джош родился на Гавайях, на острове Оаху, в местечке Кайлуа. С детства отец учил его уважать и любить океан. Когда мальчику исполнилось шесть лет, он впервые попробовал чистый серфинг. Позже, спустя пять лет, Джош увидел парус среди волн и в ту самую минуту понял, что виндсерфинг – это то, чем он будет заниматься всю жизнь. Этот вид спорта стал его главной страстью и призванием. Прошло много лет, Джош завоевал немало титулов, но до сих пор живет лишь одной мечтой – о встрече с большими волнами, ради которых он готов поехать хоть на край света.

«Чего я боюсь? Больше всего – полного штиля. А волны есть волны, и если ты к ним готов, страх не может тебе помешать. Да, действительно, на волнах часто бывают неприятные ситуации. Особенно плохо себя чувствешь, когда долго не катался в сильный шторм и уже на воде вдруг осознаешь, что ты «совершенно мертвый». И начинаются вайп-ауты. Но все это не так страшно. Если ты вырос на волне, то знаешь, как вести себя в любой ситуации. Так же как люди, прожившие всю жизнь в горах, чувствуют лавину. А вот если я попаду под лавину, то вряд ли из нее выберусь. Но зато я не испытываю страха перед волной. Исключение – Джоуз. Там каждая ошибка может стоить жизни».

Сева Шульгин, Россия

На сегодняшний момент Сева Шульгин – единственный русский, катающийся на больших волнах. И прежде всего именно поэтому мы включили его в наш список. Хотя, наверное, для развития российского виндсерфинга Сева сделал ничуть не меньше, чем Джейсон Поляков для мирового. В 1998 году Сева уехал на гавайский остров Мауи, чтобы полностью посвятить себя этому виду спорта и кататься на «доске» от рассвета до заката. С тех пор он опубликовал в российских СМИ более 100 материалов о виндсерфинге, выпустил около 50 телевизионных программ, снял десять документальных фильмов и даже основал детскую команду Rip Curl, которая проводит летние сборы на Гавайских островах. Сегодня Сева – один из главных организаторов музыкально-спортивного виндсерфингистского фестиваля «Русская Волна». А главное, он – отец троих детей, двое из которых родились на Гавайях.

«Страх? Можно многого наговорить на эту тему, и даже, вспомнить про акул в океане. Но это все красивые байки. На самом деле виндсерфинг – более безопасный вид спорта, чем тот же сноуборд. А риск погибнуть, поскользнувшись на банановой кожуре, для современного городского жителя, наверное, куда выше, чем для виндсерфингиста – оказаться в пасти акулы. Но травмы, конечно, случаются, особенно при акробатических изысках. Можно получить «доской» по голове, наглотаться воды – но и это не страшно, если не катаешься в полном одиночестве. По-настоящему опасно и страшно катание на волнах выше шести метров, – это риск быть выброшенным на скалы или рифы. Если такая волна понесет тебя на них – останется только молиться. На гавайском пляже Хукипа есть даже могилы серфингистов. Только почему-то мне думается, что эти люди хотели именно такой смерти. На Гавайях существует поверие: «Если ваша душа принадлежит Океану, то когда-нибудь Он заберет вас с собой навсегда».