Адреналиновый корпоратив

Большой спорт №5 (15) май 2007
Татевик Айвазян
О том, что таким же образом можно проверять на профпригодность сотрудников, догадались лишь недавно, позаимствовав технологию на Западе и назвав ее модным словосочетанием – team building.

О том, что горы способны раскрыть человека, выявить все его хорошие и плохие качества, в России узнали давно, еще в 1970-е, после выхода на экраны фильма «Вертикаль» с проникновенной песней Высоцкого «Парня в горы возьми…». О том, что таким же образом можно проверять на профпригодность сотрудников, догадались лишь недавно, позаимствовав эту технологию на Западе и назвав ее модным словосочетанием – team building.

Представьте себе такую картину: вы робко и нерешительно ведете себя на работе, стесняетесь на совещаниях, а в присутствии своего влиятельного и авторитетного начальника и вовсе теряетесь. Однако во время корпоративного мероприятия, организованного по сценарию экстремальной игры, возникнет совершенно новая, необычная ситуация. Как вы поведете себя в ней?

Ситуация 1. «Вы спасаете компанию». Небольшой, легкий плот быстро скользит вниз по течению, стремительно приближаясь к водопаду и становясь, по сути, неуправляемым. Все в панике, и больше других ваш начальник, который, как казалось вам еще несколько часов назад, никого и ничего не боится. Похоже, вы единственный, кто способен сохранить в этой ситуации спокойствие и уравновешенность. И потому именно вам удается направить плот в безопасное место. Этот подвиг не остается незамеченным. Когда на следующем совещании вы высказываете свое мнение, то неожиданно замечаете, что коллеги слушают вас с большим уважением.

Ситуация 2. «Вас спасает компания». Представьте себе, что у вас на работе появляется новый коллега, который кажется вам холодным, необщительным и надменным. Он вам так откровенно не нравится, что вы делаете все возможное, дабы не сталкиваться с ним по рабочим вопросам. Но вот объявляется очередной корпоративный выезд на природу в горы. Увлекшись фотографированием, вы проваливаетесь в расщелину, и недружелюбный коллега первым бросается вам на помощь. После такого шага он становится для вас самым лучшим и надежным напарником.

Эти истории рассказали нам в Team Building UK, ведущей британской компании по организации корпоративных мероприятий экстремального формата. Сегодня в Европе это один из наиболее популярных видов корпоративного досуга. Причем клиентами Team Building UK становятся прежде всего солидные компании, офисы которых расположены в самом центре лондонского Сити. Зачем серьезным бизнесменам перетягивать канат, запускать воздушного змея, прыгать с утесов, стрелять по мишеням в тире, играть в пейнтбол, сплавляться по бурлящей горной реке, восходить на непокорную вершину? Тратить на все это немалые деньги и относиться к этому как к крайне важной составляющей рабочего процесса? По мнению специалистов Team Building UK, ответ очевиден: адреналиновый корпоратив позволяет компаниям решать сразу несколько бизнес-задач.

Подружить сотрудников

Первая и наиболее очевидная цель, которую преследует руководство, выбирающее для своих сотрудников экстремальную форму корпоративного досуга, – это, конечно же, сплочение трудового коллектива и поднятие командного духа. По мнению специалистов Team Building UK, оптимальными являются всевозможные варианты экстремальных игр, где сотрудникам предлагается совершить вместе нечто героическое (например, прыгнуть с парашютом), но при этом без особой инициативы с их стороны (инструктор, находящийся на борту самолета, полностью руководит процессом и сам прыгает с новоявленными парашютистами).

В качестве веселой и очень эффективной командообразующей методики специалисты Team Building UK иногда предлагают своим клиентам забаву древних викингов – форсирование горной реки путем перепрыгивания с одного камня на другой. Главная задача здесь заключается в том, чтобы как можно дольше оставаться сухим и помочь своим коллегам не промокнуть до нитки, хотя в горной стремнине с ее бурлящими водами это бывает крайне трудно. После такого забавного времяпрепровождения ваши сотрудники обязательно подружатся. А дружная компания – это эффективная компания.

Разозлить сотрудников

Если же руководство компании хочет не просто укрепить командный дух, а раззадорить своих сотрудников, помочь многим из них раскрыть в себе лидерские качества, специалисты Team Building UK советуют организовать межкорпоративный кросс, эстафету, гонку или ориентирование на местности с обязательным призовым фондом, чествованием победителей и прочими атрибутами серьезного спортивного соревнования. После такого корпоративного праздника вы можете получить совершенно другой коллектив с новыми лидерами и новыми аутсайдерами, стремящимися взять реванш. И такая внутренняя встряска вполне способна привести к недюжинному внешнему бизнес-прорыву.

Заставить сотрудников выживать

Третья категория экстремальных корпоративных мероприятий представляет собой наиболее радикальные игры, во время которых сотрудникам приходится рисковать почти по-настоящему. Как правило, в них принимает участие не весь коллектив компании, а только ее высший менеджмент, включая руководство. Это может быть рафтинг, восхождение, скалолазание или погружение с аквалангом, то есть по-настоящему рискованные виды деятельности. При этом игра максимально приближена к реальным условиям. Как рассказали нам в компании Key Adventures, еще одной британской структуре, занимающейся организацией корпоративных экстремальных мероприятий, – прежде чем устроить такой совместный поход, сотрудников долго готовят, помогают им улучшать физическую форму, обучают навыкам выживания в сложных природных условиях и т.д.

Зачем тратить на это силы и время? По мнению специалистов Team Building UK, экстремальные виды спорта очень похожи на современный бизнес. И там и здесь от человека требуются хорошая реакция и быстрое принятие решений, гибкость мышления и приспособляемость к ситуации, выдержка и уверенность в себе, правильная оценка рисков и способность вовремя принять нужные меры. Иногда организаторы корпоративного приключенческого туризма, помимо неизбежных проблем и препятствий, с которыми должны столкнуться участники «корпоратива», специально готовят им дополнительные испытания: «забывают» провизию, «теряют» группу из виду, «ломают» оборудование и т.п. Конечно, это все – игра, и инструкторы не на минуту не оставляют клиентов без внимания, но участники корпоративной экспедиции не всегда знают об этом и вынуждены быстро решать возникшие перед ним нестандартные проблемы.

Выжить – такова главная задача, которая стоит в этот момент перед сотрудниками компании. И несмотря на то, что иногда им бывает тяжело физически, они рискуют в этом время намного меньше, чем когда сидят перед своими компьютерами в благоустроенном офисе и пытаются урегулировать сложную ситуацию. Ведь в горах, на скалах, в море или в бурном речном потоке они могут получить лишь царапину, синяк или легкий ушиб, в то время как на работе им приходится ежедневно бороться за выживание в самом прямом значении этого слова.


На самом верху

В России корпоративный приключенческий туризм только набирает обороты. Первыми заказчиками в свое время стали местные представительства иностранных компаний. Впоследствии их примеру последовали и российские бизнес-структуры.
Пожалуй, самой радикальной формой «адреналинового корпоратива» являются горные восхождения. Так, на вершине Эльбруса, самой высокой точке России и Европы, ежегодно устанавливаются десятки корпоративных флагов. В июле 2006 года команда банка «Образование» взошла на западную вершину этой горы, посвятив восхождение 15-летнему юбилею компании. Буквально вслед за ними туда же поднялась группа сотрудников компании «Микротест», отметив таким образом 16-летие своего бизнеса. Через несколько дней на вершине появился еще один корпоративный стяг – сети салонов «Евросеть». Всего же в прошлом году на Эльбрусе побывало более десяти корпоративных альпинистских команд.

Партнеры журнала: