Свой путь

Большой спорт №5(52)
Дмитрий Клипин
Велосипедистам из социалистических стран запрещалось становиться профессиональными гонщиками, и в течение нескольких десятилетий главной многодневкой для советских спортсменов была только Велогонка мира.

Велосипедистам из социалистических стран запрещалось становиться профессиональными гонщиками, и в течение нескольких десятилетий главной многодневкой для советских спортсменов была только Велогонка мира. Лишь с падением железного занавеса у гонщиков с постсоветского пространства появилась возможность испытать свои силы на Tour de France и Giro d’Italia. Причем для этого было даже не обязательно выступать за зарубежную команду – первую отечественную «велоконюшню» создали еще в далеком 1989-м.
«Большой спорт» рассказывает о том, каких успехов добились Alfa Lum и ее преемники.

    Alfa Lum / «Альфа Люм»

    Годы существования: 1989–1991
    Спонсор: компания Alfa Lum
    Страна: СССР – Россия
    Бюджет: 2 миллиона долларов в год
    Звезда: Дмитрий Конышев / СССР
    Достижения: победы на этапах Tour de France и Giro d’Italia

    Первая ласточка советско-российского профессионального велоспорта. Команду сформировали из сильнейших гонщиков СССР на европейские деньги. Генеральным спонсором выступила компания по производству алюминиевой бытовой продукции из Сан-Марино, активно работавшая на рынке Восточной Европы и имевшая там обширные связи. Соучредителем стала отечественная Федерация велоспорта, которой, похоже, элементарно захотелось немного подзаработать. Интересно, что одним из отцов-основателей «велоконюшни» был нынешний глава «Рос­технологий» Сергей Чемезов, который чуть менее чем 20 лет спустя «родит» еще одного, уже куда более дорогого «ребенка» – «Катюшу».
    Alfa Lum прожила короткую, но чрезвычайно яркую жизнь. В команду собрали практически всех сильнейших на тот момент шоссейников разваливающейся на глазах державы: Дмитрия Конышева, Джамолидина Абдужапарова, Петра Угрюмова, Вячеслава Екимова. Парадоксально, но именно в силе команды и таилась ее главная слабость – по словам самих спортсменов, европейские капиталисты, на дух не переносящие все советское, едва ли не на каждом этапе возводили перед «красной машиной» всяческие препоны. Их квинтэссенцией стал громкий допинговый скандал – по сути, основная причина кончины велокоманды.

    Официальная версия отказа спонсоров от финансирования выглядела следующим образом: компания собирается работать еще долгие годы, планы у нее обширные, но рекламы от спорта ей уже достаточно. Пласт был насыщен. Заявили – и взяли на содержание регбистов.

    Roslotto / «Рослотто»

    Годы существования: 1995–1998
    Спонсоры: Олимпийский комитет России, Национальный фонд спорта
    Страна: Россия
    Бюджет: 5 миллионов долларов в год
    Звезда: Вячеслав Екимов / Россия
    Достижения: победы на этапах Tour de France и Giro d’Italia

    Об этом проекте мало кто из его участников вспоминает без содрогания. Коротенькая жизнь велосипедной команды разделилась на два этапа. Поначалу Национальный фонд спорта (НФС) создал для «конюшни» все условия. Бюджет составил очень приличные по тем временам 5 миллионов долларов, в команду набрали 18 сильных спортсменов, 8 из которых представляли бывший СССР, что позволило ей стремительно ворваться в когорту ведущих «велоконюшен» мира и выступать на самых престижных гонках. На первом же Tour de France Roslotto заняла четвертое общекомандное место, первенствуя по ходу гонки в двух этапах. Всего же в 1996-м команда выиграла 22 старта.

    Беззаботное и безбедное «детство» продолжалось до августа 1996-го – до первых перестановок в НФС. Дефицит финансирования проявил себя мгновенно. В Москву зачастил генеральный директор Морено Аржентин, раз за разом приезжавший выбивать из чиновников деньги. По его данным, в том году команда недополучила от обещанной суммы аж 40 процентов. Тогдашний президент НФС Сергей Леонюк обещал разобраться в ситуации и… ушел. Гонщики тем временем получали чуть больше половины положенных им по контракту денег, причем финансирование в основном осуществляли итальянские спонсоры и лично Аржентин.

    В 1997 году новый президент НФС Владимир Васин и председатель Роскомспорта Леонид Тягачев заверили итальянских партнеров, что финансирование команды продолжится и недостающие за минувший год деньги обязательно поступят. Впрочем, несмотря на все гарантии высокопоставленных чиновников, средств от российской стороны Roslotto так и не получила.

    Психологическая обстановка в «конюшне» была соответствующей финансовому положению. Лидерам даже пришлось обратиться к НФС с открытым письмом, которое, также осталось незамеченным. В начале 1998-го после продолжительной агонии команда официально прекратила свое существование.

    Tinkoff Credit Systems / «Тинькофф Кредитные Системы»

    Годы существования: 2006–2008
    Спонсор: Олег Тиньков
    Страна: Россия
    Бюджет: 5 миллионов в год
    Звезда: Тайлер Хэмилтон / США
    Достижения: победы на этапах во второстепенных многодневках

    Полностью финансировалась бизнесменом Олегом Тиньковым, в прошлом неплохим велогонщиком. Образовалась на развалинах Tinkoff Restaurants, еще одного почившего в бозе детища миллионера. Прописка команды самым непосредственным образом повлияла на ее кадры: в первом составе российский паспорт имели все члены без исключения, во втором – более 50 процентов.

    Несмотря на российский капитал, базировались «Кредитные системы» в Италии и имели статус UCI Professional Continental, что позволяло участвовать в велогонках континентального значения. Для соревнований топ-класса требовалась так называемая wild card, которая команде обычно не доставалась – результатами на шоссе детище Тинькова особо не запомнилось. Главным успехом стало приглашение на Giro d’Italia, что было воспринято ее владельцем как личная победа.

    Куда более громкой славы удостоился допинговый скандал, в центре которого оказался лидер команды Тайлер Хэмилтон. Олимпийского чемпиона Афин уличили в применении стероидов, в чем впоследствии признался и сам. Как только стало известно о положительном анализе пробы, взятой в феврале 2007 года во внесоревновательный период, американец объявил о завершении карьеры.

    Весной 2008-го к изрядно уставшему от велозабав Тинькову с деловым предложением обратились представители «Итеры» и «Рос­технологий», которые вынашивали план организации на базе команды глобального нацпроекта – «суперконюшни». Владелец долго отказываться не стал, вписав тем самым первую главу в историю «Катюши».

    ISD-Lampre Continental / «ИСД-Лямпре Континентал»

    Годы существования: 2009 – н. в.
    Спонсор: Индустриальный союз Донбасса
    Страна: Украина
    Бюджет: 10 миллионов в год
    Звезда: Алессандро Петакки / Италия
    Достижения: победы на этапах Tour de France

    Украинский индустриальный магнат сделал уверенный шаг к элите мирового велоспорта в 2009 году, подписав соглашение об объединении усилий в деятельности профессиональной команды первого дивизиона Международного союза велосипедистов (UCI) с известной итальянской «конюшней» Lampre. По словам партнеров, совместный проект рассчитан как минимум на три года.

    Сама велокоманда была основана еще в 1991-м. Два года спустя ее титульным спонсором стал мощный производитель стального проката, вдохнувший в проект новую жизнь. Успехов в составе знаменитой «конюшни» добились такие известные гонщики, как Джамолидин Абдужапаров, Павел Тонков, Джильберто Симони и Алессандро Балан.

    За два года своего существования укра­ин­ско-итальянский коллектив добился вполне достойных результатов. Яркими событиями в его истории стало участие в Giro d’Italia-2009, майка лучшего горного гонщика Tirreno-Adriatico (Дмитрий Грабовский), более 40 подиумов на крупных велогонках по всему миру, звание лучшего гонщика Евротура (Джованни Висконти). В 2010 году лидер «конюшни» Алессандро Петакки выиграл спринтерский зачет на самом Tour de France.

    Руководят международной командой легендарные спортсмены. С итальянской стороны это чемпион мира 1982 года, двукратный победитель Giro d’Italia Джузеппе Саронни, с украинской – чемпион мира 1985 года, один из самых титулованных велогонщиков в истории страны Василий Жданов.

    Katusha / «Катюша»

    Годы существования: 2008 – н. в.
    Спонсоры: Газпром, «Ростехнологии», «Итера», ВТБ и другие
    Страна: Россия
    Бюджет: 20 миллионов долларов в год
    Звезда: Хоаким Родригес / Испания
    Достижения: командный зачет на Vuelta a EspaN~а (2010), победы на этапах Tour de France и Giro d’Italia

    Первая в истории российского велосипедного спорта команда, ставшая частью элитного дивизиона. Достаточно беглого взгляда на список спонсоров и заявленный бюджет, чтобы понять: намерения у создателей весьма серьезные. Один тот факт, что на безбедную жизнь команду благословил премьер-министр Владимир Путин, говорит о многом. Значительную часть из заложенных в бюджет 20 миллионов долларов выделил недавно образованный фонд развития велоспорта в России. Рекордные вливания позволили директору команды Андрею Чмилю вести переговоры с гонщиками элитного дивизиона, включая звезд первой величины Армстронга и Контадора. Правда, оба ответили отказом, но уровень был задан достойный.

    За себя говорит само название. Не секрет, что подавляющее большинство «конюшен» носят имена спонсоров. В случае же с «Катюшей» во главу угла поставлена национальная идентичность.

    Профессиональная команда стала своего рода верхним этажом здания всеобъемлющего нацпроекта по развитию велоспорта в стране. Одно направление фокусируется на непосредственных выступлениях «Катюши», другое – на создании и развитии велосипедных школ, подготовке молодых спортсменов и деятельности Федерации велоспорта. Первая команда будет помогать совершенствованию молодых талантов из России, уже проявивших себя на международном уровне. Заявленные цели впечатляют – не только успешные выступления на протяжении всего международного сезона, но и постановка ориентиров для нового поколения одаренных российских велосипедистов.

    Команде еще нет и трех лет, а в сезоне-2010 она уже выиграла 20 гонок, заняв высокое пятое место в международном рейтинге. Говорят, что для формирования конкурентоспособного велоколлектива нужно 4–5 лет. Россияне потратили на путь в два раза меньше времени.
    Серьезные финансовые вливания позволяют «Катюше» держать в штате более 25 разноплановых гонщиков. Если Владимир Карпец – лицо ключевой стадии, то итальянец Филиппо Поццато возглавляет команду и в спринте, и в классике. Еще один спортсмен с мировым именем – Михаил Игнатьев, выигравший золото в гонке на Олимпийских играх-2004. Настоящим приобретением «конюшни» стал испанец Хоаким Родригес, уже успевший зарекомендовать себя на прошлогоднем Tour de France.

    Astana / «Астана»

    Годы существования: 2006 – н. в.
    Спонсор: фонд «Самрук-Казына»
    Страна: Казахстан
    Бюджет: 20 миллионов долларов в год
    Звезда: Альберто Контадор / Испания
    Достижения: победа в общем зачете на Vuelta a EspaN~а (2006, 2008), победа в общем зачете на Giro d’Italia (2008), победа в общем зачете на Tour de France (2009, 2010)

    Возникла после случившегося в 2006 году распада велокоманды Liberty Seguros-Würth, на лидирующих ролях в которой были казахстанские гонщики Александр Винокуров и Андрей Кашечкин. По сути, «Астану» создавали именно под Винокурова, которому удалось добиться расположения премьер-министра Казахстана, одновременно являющегося председателем Федерации велоспорта – Данияла Ахметова. С названием решили не мудрить – в итоге «конюшня» получила имя столицы государства. Спонсорами стали пять крупных промышленных консорциумов Казахстана, объединенных в общий фонд национального благосостояния. Сама команда, впрочем, базируется в Швейцарии. Во многом потому, что ее генеральным менеджером является проживающий в этой стране знаменитый в прошлом велогонщик Йохан Брюнель.

    Первые успехи пришли мгновенно – Винокуров с ходу выиграл Vuelta-2006. После допингового скандала, случившегося с Александром в 2007-м, когда из-за него с Tour de France пришлось сняться всей команде, лидерство постепенно перешло к испанцу Альберто Контадору. Год спустя Контадор в составе «Астаны» выиграл Giro d’Italia, а затем и Vuelta a Españа, став пятым в истории гонщиком – победителем всех трех гранд-туров.

    В сезоне-2009 «Астана» заключила громкий контракт со знаменитым американским гонщиком, семикратным победителем Tour de France Лэнсом Армстронгом, вернувшимся в велоспорт после длительного онкологического лечения. Интересно, что подписание соглашения стало возможным благодаря согласию спортсмена выступать бесплатно.

    Из-за финансовых проблем и появившихся перебоев с заработной платой в июне 2009 года команда рисковала прекратить свое существование, но деньги в итоге были найдены. «Астана» не только стартовала в Tour de France, но и победно завершила его – Контадор вы­играл, Армстронг стал бронзовым призером.

    В начале 2010-го американец решил покинуть «конюшню», уведя за собой едва ли не половину коллектива. Впрочем, на результаты форс-мажор не повлиял – с помощью вернувшегося в «Астану» Винокурова Контадор вновь выиграл Tour de France. И, похоже, эти успехи для «Астаны» были далеко не последними.

Партнеры журнала: