Родина параглайдинга

Большой спорт №5(52)
Дмитрий Маслов
«Снег, лед и ты!» С таким слоганом Аннеси претендует на проведение зимних Олимпийских игр 2018 года. Уникальные природные характеристики одного из самых экологически чистых мест Европы – основное преимущество заявки французского городка.

«Снег, лед и ты!» С таким слоганом Аннеси претендует на проведение зимних Олимпийских игр 2018 года. Уникальные природные характеристики одного из самых экологически чистых мест Европы – основное преимущество заявки французского городка. В его окрестностях созданы идеальные условия для занятий как традиционными, так и экстремальными видами спорта. Посетив Аннеси и окрестности, корреспондент «Большого спорта» восхитился красотой этих мест и попробовал себя в параглайдинге – самом захватывающем и, что не менее важно, доступном, воздушном виде спорта.

Добраться до Аннеси проще всего из находящейся всего в 35 километрах Женевы, куда из Москвы совершают ежедневные рейсы авиакомпании Swiss и «Аэрофлот». Полчаса по скоростной автостраде – и вы уже разглядываете средневековые улочки столицы департамента Верхняя Савойя. Стоящий на берегу считающегося чистейшим в Европе озера 55-тысячный городок после шумной Москвы поражает своей размеренностью. Старинные здания, самым запомина­ющимся из которых является превращенный в музей, некогда бывший тюрьмой элегантный дворец на острове, прогулочные аллеи, каналы, мостики, величественные виды окрестных гор и чистейший воздух располагают к созерцательности. И размышлениям о том, не загубит ли всю эту красоту олимпийская стройка, получи Аннеси право принять Игры-2018.

Однако после общения с представителями местного офиса по туризму и экологами опасения развеиваются. Второго Сочи здесь точно не будет, ибо забота о сохранении окружающей среды возведена в культ. Большая часть окрестной территории относится к национальному парку или имеет статус «природного резерва». И требования по части невмешательства в окружающую среду крайне жесткие. Даже многочисленные парапланеристы вынуждены стартовать и приземляться в строго отведенных для этого местах, чтобы не дай бог не навредить растительному и животному миру. Впрочем, о них чуть позже.

Территория полета

Пока же покинем Аннеси и отправимся в деревушку Ла-Клюза. Сейчас это горнолыжный курорт, располагающий трассами всех уровней сложности, в том числе освещаемыми по ночам. Здесь постигали азы мастерства первый в истории олимпийский чемпион в могуле фристайлист Эдгар Гроспирон и горнолыжник Гай Периллат, ставший серебряным призером Игр в Гренобле.

Ныне же местной изюминкой является зародившийся здесь спидрайдинг. Сочетая в себе элементы полета на параплане и горнолыжного фрирайда, эта дисциплина делает возможным покорение любых склонов. Особенно эффектно выступления мастеров спидрайдинга смотрятся весной, когда спортсмены просто перелетают участки, где уже сошел снег, и приземляются на его тоненькую полоску в долине. В ней, кстати, предполагается проводить олимпийские соревнования по лыжным гонкам, двоеборью и прыжкам с трамплина. Последний еще не построен, однако место для него уже выбрано. Причем место, в котором конструкция будет смотреться весьма естественно, как бы сливаясь с горой.

В соседнем же поселении – Гран-Борнане планируется проводить старты биатлонистов. Расположенный у подножия горы стадион, названный в честь местной уроженки и жительницы Сильви Бекар, был открыт в феврале нынешнего года, а уже в марте принял первые международные соревнования. Со следующего сезона здесь будет организовываться долгожданный для Франции этап Кубка мира.

Верхняя Савойя по праву считается главным центром зимних видов спорта во Франции. 60 процентов проводившихся в стране этапов Кубка мира по фристайлу, горным лыжам и лыжным гонкам пришлись именно на этот департамент

Волшебный парашют

Однако не стоит думать, что окрестности Аннеси – место для сугубо зимних развлечений. Открытый в 1913 году величественный Imperial Palace и многочисленные демократичные мини-отели полны постояльцев и летом. Причем не только в дни, когда в регионе проводится один из этапов самой знаменитой в мире велогонки Tour de France или считающийся одним из самых престижных в мире фестиваль анимационных фильмов. Местная природа манит любителей маунтинбайка и воздушных видов спорта: кайтсерфинга, парапланеризма и, конечно, зародившегося здесь в 1978 году параглайдинга. И сейчас в этих краях совершается порядка 90 процентов европейских полетов на волшебном парашюте, способном не только опускаться, но и подниматься выше гор вместе с потоками теплого воздуха.

В регионе расположены сразу 13 стартовых площадок, позволяющих взмыть в небо едва ли не при любом направлении ветра. Причем не только профессионалам. Испытать радость полета может любой желающий. Достаточно обратиться в один из клубов в Таллуаре, Монтмине или Дуссарде и, заплатив 85 евро, настроиться на получение незабываемых ощущений.

Расправляете параглайд, покрепче привязываетесь к инструктору, разбегаетесь – и парите. Поначалу захватывает дух, однако спустя пару минут вы осваиваетесь и начинаете просить напарника «подняться вот над той горой, чтобы рассмотреть Монблан». Благо в солнечную погоду он отлично виден. Затем парите над горами, лесом, Гран-Борнаном, разглядывая аккуратненькие альпийские деревянные домики, во дворах большинства из которых есть бассейны, и, наконец, над озером, официально признанным самым чистым в Европе. Именно над ним отрабатывают трюки профессионалы. Такие, как чемпионка мира Элиза Хоудри.

Полет на воздушном шаре – один из лучших способов для осмотра региона. Стартуют, как правило, в Гран-Борнане, а финишируют там, куда приведет ветер. Стоимость длящегося более часа удовольствия составляет 250 евро с человека

«Я занимаюсь этим замечательным видом спорта целыми днями и круглый год. Утром – чтобы как следует проснуться. Вечером – чтобы насладиться волшебным закатом над озером Аннеси и соседними горами. Днем – чтобы отработать новые фигуры и углы атаки. Зимой же – чтобы не терять навыки, с элементами спидрайдинга», – рассказывает Элиза, параглайд которой способен выписывать в небе фигуры, от которых захватывает дух. Мы же не рискуем и через 40 минут полета плавно приземляемся на одной из специально оборудованных для этого площадок неподалеку от берега. Все настолько просто и естественно, что на предложение «стартовать завтра вот с той снежной вершины» соглашаешься не задумываясь. И совершенно не испытываешь страха, поднимаясь на высоту в две с лишним тысячи метров с помощью кресельного подъемника. А во время второго в жизни полета спокойно берешь у инструктора ручки управления и поражаешься, как с помощью едва заметных с земли движений можно изменять направление и высоту полета. «Это действительно несложно. Уже через неделю после начала занятий можно самому полностью управлять, а через две – начинать летать в одиночестве, – рассказывает инструктор и продолжает: – Отдай ручки, кое-что покажу».

Выйти из штопора

Несколько резких движений – и наш параглайд попадает в своеобразную воронку, выхода из которой, кажется, нет. Не успеваешь подумать о том, что это конец, как напарник выводит парашют из «штопора» и, глядя в твои испуганные глаза, произносит: «Полеты – все же довольно рискованное дело, здесь излишняя самоуверенность не помощник. Так что отработка действий в экстремальных ситуациях – один из компонентов подготовки профессионала».

Впрочем, практика показывает, что люди, не занимающиеся исполнением трюков, в эти самые экстремальные ситуации практически не попадают. Так что любительский параглайдинг – занятие довольно безопасное. Другое дело – профессиональный. Здесь выписывание фигур, некоторые из которых еще пятнадцать лет назад считались табуированными и неизбежно приводящими к катастрофе, – обычное дело. Не верите? Приезжайте в Аннеси с 9 по 10 июля, когда здесь пройдут соревнования с участием 120 сильнейших пилотов Франции. Зрелище будет незабываемым.