Спорт железных людей

Большой спорт №4 (32) Апрель 2009
Николай Орлов
В России этому виду спорта пока не везет. По телевизору его не показывают, спонсоры не поддерживают, да и государство не проявляет излишней щедрости.

В России этому виду спорта пока не везет. По телевизору его не показывают, спонсоры не поддерживают, да и государство не проявляет излишней щедрости. Между тем триатлон, в рекордно короткий срок включенный в официальную программу Игр, по праву считается одной из самых динамично развивающихся дисциплин. Помимо возможного расширения программы в летнем триатлоне и, как следствие, повышения его медалеемкости, зимняя версия этого спорта также претендует на олимпийский статус. Во всяком случае, президент Федерации триатлона России Анатолий Коробов не исключает, что такое может произойти уже на Играх в Сочи.

Двукратный победитель соревнований Ironman Скотт Тинли считает, что его любимый вид спорта скоро отпразднует свое столетие, и проводит параллели между французскими соревнованиями 1920-х годов Les Trois Sports и современным триатлоном. Участникам тех давних состязаний надо было без перерыва пробежать три километра, проехать двенадцать на велосипеде и переплыть канал Марна. Впрочем, это лишь одна из возможных дистанций – во многих крупных городах страны проходили схожие турниры, формат которых зависел прежде всего от рельефа местности. Некоторые из них сохранились до наших дней. В частности, в окрестностях города Жуанвиль-Ле-Пон по-прежнему ежегодно собираются жела­ющие выявить самого стойкого спортсмена-универсала.

С чего все начиналось

Однако Международный союз триатлона (ITU) предпочитает игнорировать французский опыт и ведет историю патрониру­емого вида спорта с куда более поздних времен – с 1970-х годов. Именно тогда увлекавшийся бегом трусцой американец Джек Джонстон впервые принял участие в соревнованиях «Биатлон в день рождения Дейва Пейна». Такое странное название этот турнир получил по имени известного в окрестностях Сан-Диего спасателя. Победитель состязания определялся по итогам забега на четыре с половиной мили и заплыва на среднее расстояние.

Не преуспевавший на обычных беговых дистанциях Джонстон на сей раз финишировал в группе лидеров, чем был весьма доволен. А чтобы почаще испытывать положительные эмоции, обратился в Клуб бегунов Сан-Диего (San Diego Track Club) с предложением включить в его календарь соревнования по бегу и плаванию. Примерно в то же время подобную просьбу руководству San Diego Track Club озвучил некий Дон Шэнэхэн. Правда, он вознамерился объединить кросс с велогонкой. Президент клуба принял поистине историческое решение – он удовлетворил оба предложения. И 25 сентября 1974 года состоялись первые в мире состязания по триатлону, как нарекли новую дисциплину. 46 человек разного пола и возраста преодолели 10 километров бегом, 8 – на велосипеде и 500 метров – вплавь, а победителем стал некий Билл Филлипс.

Три года спустя офицер флота США Джон Коллинз, принимавший участие в первом турнире по триатлону в Сан-Диего, предложил объединить три известных на Гавайях марафонских соревнования по плаванию, велоспорту и бегу в одно, чтобы определить самого достойного. «Не важно, кто финиширует первым, – именно его мы назовем “железным человеком”!» – заключил Коллинз. Его идея была воплощена в жизнь уже в 1978-м, когда состоялся первый в истории чемпионат серии Ironman.

В программу нового турнира вошли заплыв на 3,9 километра, велогонка на 180 километров и марафонский забег. Первым звания «железного человека» был удостоен американец Гордон Хэллер, а уже через год в состязаниях приняла участие женщина – рекордсменка США в велогонке на 40 километров с раздельным стартом Лин Лемэйер, выступавшая наравне с мужчинами и занявшая пятое место в общем зачете.

«Плавание – 3,86 км, велогонка – 180 км, бег – 42,2 км. Вам будет чем похвастаться на склоне лет!» – гласила афиша, разосланная Джоном Коллинзом по местным спортклубам. Вызов приняли 15 мужчин, а победителем первого Ironman стал таксист из Гонолулу Гордон Халлер. В качестве приза ему были вручены фирменная майка и фигурка человечка из железных труб. Сегодня призовые за 1-е место этой престижнейшей серии составляют более 100 тысяч долларов

Впрочем, о ее уникальном достижении знали единицы – соревнования Ironman в то время носили локальный характер и не были известны широкой публике. «Раскрутить» мероприятие помог случай. Среди зрителей турнира неожиданно оказался журналист Sports Illustrated Барри Макдермотт, приехавший на Гавайи освещать гольф-турнир. Увидев столь интересное по формату мероприятие, он был искренне воодушевлен и по приезде написал десятистраничный материал об Ironman. После его выхода Джон Коллинз получил десятки писем от потенциальных зрителей, участников, спонсоров и, что немаловажно, журналистов. В 1981 году телеканал ABC организовал прямую трансляцию Ironman, что, по сути, и решило спортивную судьбу триатлона.

Олимпийский рекорд

По всему миру начали создаваться клубы, проводились соревнования самого разного формата и уровня, а в 1984 году образовался и Европейский союз триатлона, под эгидой которого через год прошло первенство континента.

Международный союз триатлона был учрежден в мае 1989 года во французском Авиньоне, где три месяца спустя состоялся и первый чемпионат мира. Его участники проплыли 1,5 километра, проехали на велосипеде 40 и пробежали 10. Эту дистанцию признали официальной для мировых первенств и впоследствии перенесли ее в олимпийскую программу.

Удивительно, но между образованием ITU и включением триатлона в официальную программу летних Игр прошло всего пять лет. Столь скорое олимпийское признание стало по-настоящему уникальным в истории мирового спорта. И что самое поразительное, причиной тому оказалась не только возросшая популярность триатлона, но и датированное 1895 годом пожелание Пьера де Кубертена. «Нам нужна дисциплина, которая комбинировала бы плавание, езду на велосипеде и бег. То есть современный, динамичный спорт, чтобы чествовать олимпийский дух честной игры, выносливости, силы, способностей и страсти» – именно эти слова основателя Игр процитировал президент МОК Хуан Антонио Самаранч, объявляя в Париже о включении триатлона в олимпийскую семью. Что ж, организация, главой которой был этот испанец в течение 21 года, действительно чтит свою историю. Но не только данью уважения к Пьеру де Кубертену объясняется решение МОК – включение триатлона в программу Игр активно лоббировала Австралия, принимавшая у себя Олимпиаду-2000 и являющаяся одной из сильнейших триатлонных держав.

До сих пор на Олимпийских играх в этом виде спорта разыгрывалось лишь два комплекта наград, однако в ближайшем будущем медалеемкость триатлона может быть увеличена за счет эстафеты. «В Пекине восемь стран были представлены полной командой – по три человека у мужчин и женщин. Как в такой ситу­ации проводить эстафету? Казалось бы, все логично – есть место, спортсмены, судьи и средства. Однако все упирается в лимит – на Олимпиаде могут присутствовать 110 триатлонистов ( по 55 мужчин и женщин). В таких условиях проводить эстафету с участием трех спортсменов от страны было бы нелогично – выступило бы не более восьми команд. Нашли выход, включив в программу микст – два мужчины и две женщины в команде. Так как во многих сборных на Игры отбирается по два человека, теоретически в такой эстафете могут выступить до 17–18 стран. И уже в 2009 году эстафета в новом формате будет проведена на национальных, континентальных и мировом чемпионатах», – рассказал «Большому спорту» президент Федерации триатлона России Анатолий Коробов.

Однако и это еще не все – на олимпийский статус сегодня активно претендует и зимний триатлон. «Его присутствие на ванкуверских Играх в качестве показательного вида я считаю нереальным, но могу сказать, что собираюсь вплотную заняться изучением возможности включения зимнего триатлона в программу сочинской Олимпиады, – говорит Анатолий Коробов, подчеркивая, что темпы роста популярности этой дисциплины очень высоки. – В 2008 году на мировое первенство в Австрии приехали спортсмены из 21 страны. К сожалению, в России соревнования по зимнему триатлону проводятся только последние три года».

Российские реалии и мечты

Пока все «медальные» перспективы триат­лона к России имеют весьма отдаленное отношение. Отечественные спортсмены не завоевали в этом виде спорта ни одной олимпийской медали. Однако Анатолий Коробов уверен, что «триатлонный потенциал» у страны очень высок. «В 2000 году, на Игры в Сиднее, от России была отобрана лишь одна Нина Анисимова, которая заняла 12-е место, в 2004-м – уже три спортсмена, лучший из них – Игорь Сысоев стал 15-м. В Пекине мы получили пять из шести возможных лицензий, и я считаю, что мы выступили достойно – Сысоев стал девятым. Сегодня в России есть 10–12 спорт­сменов и 5–6 спортсменок, на которых мы рассчитываем в преддверии Олимпиады в Лондоне. В 2007-м мы впервые выиграли чемпионат мира в командном зачете у мужчин при 18 сборных-участницах. Это говорит о том, что у нас ровная команда, в то время как во многих странах есть ярко выраженные лидеры. Так уж сложилось, что в летнем триатлоне россияне постоянно получают награды – то юниоры завоюют медаль, то взрослые спортсмены станут призерами».

И это в ситуации, когда триатлоном в России занимается чуть более трех тысяч человек, включая ветеранов и детей, то есть речь идет о максимальной отдаче при минимальных вложениях. Именно финансовые проблемы сегодня являются основными для российских спортсменов. Спонсоров у Федерации триатлона нет, а государственных денег катастрофически не хватает. «Из-за финансового кризиса во многих российских регионах траты на спорт сократились почти вдвое, поэтому отправить спортсмена на сборы или соревнования сегодня почти невозможно. Есть проблемы и с экипировкой. Центр спортивной подготовки сборных команд России покупает для наших лидеров велосипеды и гидрокостюмы. Однако шесть велосипедов в год – это очень мало. Не хватает качественных тренерских кадров. На кафедре велоспорта РГУФКа есть отделение, где учатся триатлеты, но отследить, куда они попадают после вуза, я не могу. Федерация не способна существенно влиять на подготовку тренеров – мы не располагаем для этого необходимыми финансовыми рычагами. Нет у нас и спортивных баз, и, думаю, в ближайшем будущем они не появятся. Получается замкнутый круг – для того чтобы получить финансирование на строительство базы, нужно воспитать олимпийского чемпиона, а для того чтобы воспитать чемпиона, нам нужна база. Приходится тренироваться там, где есть возможности: иногда используем для этого Кисловодск – там «мягкое» средне­горье. В осенне-зимний период уезжаем на Кипр, в Испанию и Португалию. Экология, качество питания и уровень спортивных объектов там выше, а стоимость ниже. Министерство спорта, туризма и молодежной политики, а также Центр спортивной подготовки сборных команд России идут нам навстречу, выделяют соответству­ющие средства. Еще одна проблема – почти полное отсутствие у сборной научно-методического обеспечения подготовки», – рассказывает президент Федерации триатлона.

Между образованием ITU и включением триатлона в официальную программу Олимпиады в Сиднее прошло всего пять лет. Столь скорое олимпийское признание стало по-настоящему уникальным в истории мирового спорта. Более того, сегодня триатлон имеет реальные шансы стать единственной дисциплиной, представленной как на летних, так и на зимних Играх

Надежды на повышение внимания к своему виду спорта Анатолий Коробов и его коллеги связывают прежде всего с увеличением количества разыгрыва­емых в триатлоне олимпийских медалей, главным образом за счет включения эстафеты в программу летних Игр, а зимнего триатлона – в программу зимних Олимпиад. «Считаю, что это полностью российский вид спорта, мы в нем очень сильны. На последнем чемпионате мира в Австрии наши спорт­смены завоевали золотую, серебряную и две бронзовые медали, хотя мы не провели ни одного сбора и катастрофически уступаем в техническом оснащении. В России очень много лыжников – мастеров спорта международного класса, которым совсем немного не хватает до попадания в сборную. Они могут легко переквалифицироваться в триатлонистов. Так что если зимний триатлон станет олимпийским, Россия просто обязана серьезно начать развивать эту дисциплину», – уверен Анатолий Коробов.


Что такое зимний триатлон

В зимней версии триатлон представляет собой комбинацию из бега, маунтинбайка и лыжных гонок, преодолеваемых в непрерывной последовательности. Первый официальный чемпионат по этому виду спорта состоялся в 1997 году. Стандартная дистанция ITU состоит из 7–9 км бега, 12–14 км велогонки и 10–12 км лыжной гонки. На последнем первенстве планеты, прошедшем в середине февраля в австрийском Гайсхорне, российская сборная завоевала шесть медалей: одну золотую, одну серебряную и четыре бронзовых.