Россиянка

Большой спорт №7-8(44) Июль - Август 2010
Андрей Супранович
О том, как проходила адаптация к северной стране, перспективах выступления за национальную сборную и прошедшем мундиале в ЮАР, Эми рассказала в интервью журналу «Большой спорт».

В отличие от мужского чемпионата России по футболу женское первенство страны не может похвастать обилием легионеров. А высококвалифицированных игроков из дальнего зарубежья и вовсе можно пересчитать по пальцам. Нигерийка Эмюиджи Огхиабехва стремительно ворвалась в когорту сильнейших футболисток российского первенства, в 18-летнем возрасте став лучшим бомбардиром чемпионата-2008 в составе красноармейской «Россиянки».

О том, как проходила адаптация к северной стране, перспективах выступления за национальную сборную и прошедшем мундиале в ЮАР, Эми рассказала в интервью журналу «Большой спорт».

Что привело вас в футбол? В каком возрасте вы начали заниматься этим видом спорта? Насколько популярна женская версия этой игры в Нигерии?

Мне было 10 лет, когда я влюбилась в футбол и начала ежедневно им заниматься. После уроков никогда не шла домой, а бежала со всех ног на тренировку. Это не нравилось родителям, они делали все, чтобы отвадить меня от мяча. Но я не слушалась и постоянно мчалась на поле. Мама и папа смягчились только тогда, когда меня пригласили в юношескую сборную Нигерии и появился реальный шанс сыграть в Европе. Своими достижениями я развеяла миф о том, что футбол – мужской спорт. Не кривя душой могу сказать, что десятилетняя Эми сделала правильный выбор.

В чемпионате России вы блещете на острие атаки. Выбор позиции на поле – это также ваша иници­атива?

Да, я с детства любила играть впереди, но зачастую выступала в роли флангового нападающего, немного смещаясь влево. Лишь когда попала в сборную, тренеры поставили меня на позицию центрфорварда. Правда, я сыграла за команду лишь четыре матча.

В Интернете и СМИ муссируются слухи о том, что вы можете принять гражданство РФ. Правда ли это? Насколько вы готовы играть за национальную сборную России, а не Нигерии?

Да, выступление за Россию возможно, ведь я «заиграна» только за «молодежку», а значит, могу сменить футбольное гражданство. Другое дело, что это очень ответственный шаг, на который не так-то просто решиться. Успела полюбить Россию, выучила язык, привыкла к менталитету. Но и о своей родине не забываю, ведь получив российский паспорт, закрою себе дверь в нигерийскую сборную. Я стою перед сложным моральным выбором, и потребуется какое-то время, чтобы принять окончательное решение.

Раз мы уже заговорили о России, то расскажите, как вообще вы оказались в нашей стране? У вас есть личный агент?

Да, моего агента зовут Яни Димитров. Он родом из Болгарии, но его жена – русская, так что он имеет хорошие связи в России. Димитров обратил на меня внимание, когда в составе сборной Нигерии я приезжала на молодежный чемпионат мира-2006, который как раз проходил в Москве и Санкт-Петербурге. Болгарин предложил свои услуги, а также порекомендовал меня тогдашнему тренеру «Россиянки» Владимиру Герасимову. В итоге я подписала контракт и перебралась в Россию.

И какие сложности у вас возникли при адаптации в стране?

О, самая главная проблема – языковой барьер. Русский язык очень сложный, и даже сейчас, по прошествии трех лет, я так и не научилась читать и писать. Впрочем, говорю вполне сносно – по крайней мере, партнеров по команде понимаю и могу с ними общаться. Конечно, необходимо совершенствоваться и устранять пробелы в знании языка, особенно если придется играть за сборную.

С кем сдружились в России? Общаетесь ли вы с соотечественниками или представителями других африканских стран?

У меня отличные отношения с товарищами по «Россиянке», девочки всегда готовы прийти на помощь в тяжелых ситуациях. Есть несколько друзей вне команды, но все же большинство из моего окружения так или иначе связаны с футболом. Остались хорошие друзья и в Нигерии – я постоянно с ними контактирую, тем более что современные технологии позволяют часто общаться. Точно такая же ситуация и с родственниками – они очень скучают по мне, ведь последний раз я была дома в ноябре.

Если бы вам пришлось уехать из России, в какую страну хотели бы перебраться?

Мне нравится Швеция. Там очень высокий уровень национального чемпионата и большинство людей хорошо говорят на английском.

Я успела полюбить Россию, выучила язык, привыкла к менталитету. Но и о своей родине не забываю, ведь получив российский паспорт, закрою себе дверь в нигерийскую сборную. Я стою перед сложным моральным выбором, и потребуется какое-то время, чтобы принять окончательное решение

А уровень российского первенства вас не впечатляет? Не слишком высокая степень конкуренции снижает интерес к чемпионату?

Как мне кажется, ситуация с каждым годом улучшается. Растет уровень команд, острее становится соперничество, что позволяет прогрессировать. Лично для меня лучше клуба, чем «Россиянка», нет. Надеюсь, мы сможем стать в этом году чемпионами. Одна моя мечта уже сбылась – я подписала новый контракт со своей командой.

Действительно, ваш отрыв в чемпионате впечатляет. Что позволило добиться ощутимого прогресса и что мешало завоевать золото раньше?

У нас был отличный тренер, замечательный состав, но атмосфера в клубе оставляла желать лучшего. Несмотря на то что на тренировках все хорошо работали, не самое лучшее моральное состояние делало свое черное дело. Когда Андрей Митин ушел из «Россиянки» и его место заняла Татьяна Егорова, ситуация стала налаживаться. Новая наставница сама была футболисткой и знает, как сплотить девочек. В принципе в системе тренировок ничего не поменялось, однако результат улучшился благодаря тому, что мы почувствовали себя командой.

Остались ли в клубе какие-то проблемы в преддверии старта в Лиге чемпионов?

Уже 5 августа мы сыграем в Хорватии в рамках квалификационного раунда главного европейского турнира. Единственное, что беспокоит игроков и тренера, – большое количество травм. Надеюсь, к тому времени все наши спортсменки станут на ноги и новых повреждений не будет.

«Россиянка» нередко проводит товарищеские матчи с мужскими клубами. Вам интересно играть с мужчинами?

Меня подобная практика не удивляет. На старте своей карьеры я тренировалась наравне с мужчинами, и, думаю, это здорово помогло. Конечно, они сильнее, но именно поэтому, играя с мужской командой, ты совершенствуешься быстрее. Люблю такие противостояния, ведь лучше тянуться за теми, кто выше тебя по уровню, чем постоянно тренироваться в окружении равных тебе.

Несомненно, вы следили за чемпионатом мира, который впервые прошел на Африканском континенте. Кому симпатизировали, как оцениваете общий уровень турнира?

Смотрела игры чемпионата каждый день, переживала за любимые команды. Конечно, болела за сборную Нигерии, но ребята разочаровали, не сумев победить ни в одном из матчей. На мой взгляд, остро ощущалась нехватка хорошего забивного форварда. Им мог бы стать Питер Одемвингие, однако прошедший турнир ему явно не удался. Не знаю, в чем проблема, Питер хорошо работает на тренировках, но на поле не показывает того, на что способен. Еще сильно переживала за Кот-д’Ивуар, так как там играет мой любимый футболист – Дидье Дрогба. Но и здесь меня ждало разочарование. После вылета африканских сборных стала болеть за испанцев, мне нравится их стиль игры.

А как обстоит дело с клубным футболом, какие у вас предпочтения?

Мой любимый клуб – Chelsea, ведь там, помимо Дрогба, играет и Оби Микел. Слежу и за матчами Arsenal, нравится игра Андрея Аршавина. В российском чемпионате болею за «Локомотив». Ну а в женском футболе мой кумир – Марта, лучшая футболистка мира.

Напоследок расскажите, чем интересуетесь помимо футбола, как проводите свободное время? Задумывались ли над получением образования? Есть ли у вас планы на жизнь по окончании карьеры?

Я очень люблю кино, так что если выдается свободная минутка – еду в Москву и иду в кинотеатр. Много времени уделяю любимому X-Box, в основном играя в футбольные симуляторы. Но не просиживаю все свободное время перед экраном – хожу гулять с друзьями, тем более что подмосковная природа очень красива. Что же касается образования, то серьезно задумываюсь над этим вопросом. По окончании карьеры хочу вернуться на родину, построить дом и заняться бизнесом. Как бы ни нравилась Россия, меня всегда тянет обратно в Африку.