На автодроме Moscow Raceway состоялся этап World Series by Renault

Большой спорт №7-8(74)

22 и 23 июня подмосковный автодром Moscow Raceway во второй раз в своей истории принял один из девяти этапов World Series by Renault. Молодые и талантливые гонщики, в числе которых есть и российские пилоты, сражались за титул чемпиона в трех международных классах: Еврокубках Megane Trophy, FR 2.0 и в серии Formula Renault 3.5. За один уик-энд трассу посетили 72 тысячи зрителей, ставших свидетелями тотального доминирования пилота Стоффеля Вандорна: две гонки, два поула, две победы и два быстрых круга – вот итог выступления 21-летнего бельгийца, покинувшего Москву в ранге нового лидера чемпионата FR 3.5.

Мировая серия Renault началась в 2005 году, когда французское подразделение автоконцерна приняло решение объединить под своим крылом собственное детище – Formula Renault V6 – и Formula-Nissan, за шесть лет (1998–2004) выросшую из двухцилинд­ровой испанской Formula Nissan в полноценную международную серию с мощным V‑образным шестицилиндровым мотором. World Series by Renault досталось отменное наследство: серию Nissan с чемпионским успехом прошли небезызвестные испанцы Марк Жене и Фернандо Алонсо, а финн Хейкки Ковалайнен и вовсе громко хлопнул дверью, став в год своего мини-триумфа еще и победителем Гонки чемпионов – 2004, оставив позади на знаменитом Stade de France не кого-нибудь, а самого Дэвида Култхарда. Впрочем, знаменитый шотландец оказался первым в списке неудачников Хейкки: вскоре из борьбы последовательно выбыли Михаэль Шумахер, а затем и чемпион мира по ралли Себастьян Леб.
Formula Renault трансформировалась в самодостаточную гоночную структуру, подразделяющуюся на четыре класса: Еврокубки Clio, Megane Trophy, Formula Renault 2.0 и флагманскую серию Formula Renault 3.5. В отличие от GP2 (преемницы Formula 3000), где продолжительность субботней гонки превосходит воскресную, что согласно регламенту влечет иную систему начисления баллов (за первый заезд начисляется больше очков), Formula Renault устраивает абсолютно равнозначные гоночные дни в рамках одного уик-энда. Таким образом, молодой гонщик имеет шанс реабилитироваться за провал днем ранее или, наоборот, закрепить успех, как это лихо осуществил на трассе Moscow Raceway бельгиец Стоффель Вандорн.

От ди Ресты до Феттеля
Мировую серию Renault красиво именуют «последней ступенью» перед элитой автоспорта – «Формулой‑1». Болиды Renault подготовили для современных королевских гонок свыше 15 гонщиков. Первым стал Педро де ля Роса, дебютировавший в двухлитровом классе в далеком 1991 году, в 2003‑м о себе заявили Пол ди Реста, Пастор Мальдонадо и Виталий Петров, Камуи Кобаяси и Роман Грожан – в 2004‑м. Как не вспомнить чемпиона мира – 2007 Кими Райкконена и бразильского пилота Ferrari Фелипе Массу, гонявших в Formula Renault один-единственный сезон – в 2000‑м. Имена Льюиса Хэмилтона, взявшего титул FR 2.0 в 2003 году, и чемпиона мира последних трех лет Себастьяна Феттеля, конечно, выделяются из общего ряда. Продолжают осваиваться в лучшем гоночном классе выпускники последних лет: Шарль Пик, Даниэль Риккиардо, Жюль Бьянки и победитель FR 3.5 сезона 2012 Робин Фрейнс.

В Formula Renault 3.5 Россию представляют четыре пилота: победитель серии-2010 Михаил Алешин, выступающий за самую титулованную команду серии Tech 1 Racing, 17-летний Сергей Сироткин из ISR, Даниил Мове (Comtec), самый опытный за всю историю WSR и Николай Марценко из Pons

2.0
Последовать их примеру мечтают десятки талантливых пилотов, среди которых есть и россияне. В «младшем» классе – Еврокубке Formula Renault 2.0 – выступают четверо наших соотечественников: Егор Оруджев (Tech 1), Роман Мавланов (RC Formula), Константин Терещенко (Interwetten) и Денис Корнеев (Jenzer Motorsport). Несмотря на превосходство FR 3.5 в мощности мотора (двигатель на FR 2.0 имеет в два раза меньше цилиндров, чем Zytek в топовом классе), болиды младшей «Формулы» имеют схожий спортивный устав. На тестовые заезды в пятницу разрешается один комплект шин, а на гоночно-классификационные в субботу и воскресенье – два. Поскольку двигатели приближены к серийным, их ремонт и модификации запрещены. Примечательно, что пиковая мощность достигается уже на 7150 об/мин, а крутящий момент – на 5500, что на 150 и 50 об/мин раньше, чем показатели того же кузовного Renault. Нетребовательный мотор вкупе с относительно небольшой продолжительностью гонок (25 минут) позволяют «отстреливаться» с 50‑литровым баком, уменьшенным в сравнении с флагманским болидом более чем в два раза. За всем доступным скрывается главное: чемпион серии получит не только 500 тысяч евро призовых, но и гарантированный переход в топ-класс – Formula Renault 3.5.

530 лошадей
Младшей сестре королевы автоспорта выделяется более 290 часов эфирного времени на телевидении в год. Неплохо, правда? В последний уик-энд нынешнего мая доселе незамеченные пилоты могли блеснуть на этапе в Монако, где в рамках Гран-при выясняли отношения и гиганты «Формулы‑1», разумеется, не без взора влиятельных людей из мира автогонок. Учитывая и без того тесный контакт двух чемпионатов, отметим, что победитель сезона в FR 3.5 сможет принять участие в тестах Red Bull, а промежуточный лидер середины календарного года – устроить показательный заезд, управляя болидом F1.
Объемные тестовые программы (две сессии по 75 минут) во время каждого этапа Formula Renault 3.5 максимально приближают соревнования к F1, где также накануне выходных проводятся свободные заезды. Единственное отличие: использование одного необкатанного комплекта резины в течение всей пятницы. Однако на последующие два гоночных дня отводится три новых компаунда.
Теперь о начинке. В 2012 году Renault представил болид третьего поколения, специально спроектированный для Formula Renault 3.5: 8‑цилиндровый силовой агрегат рабочим объемом 3396 см3 в связке с доработанной полуавтоматической коробкой передач с пневматическим сцеплением развивают 530 л. с., раскручиваясь до 9250 об/мин при крутящем моменте в 445 Н.м. Новый автомобиль стал мощнее на 50 л. с. и легче на 15 кг по сравнению с предыдущей версией. Инженерам удалось добиться снижения веса во многом за счет инновационной электрической системы, которая не требует ни аккумулятора, ни стартера. Карбоновое шасси, разработанное и выпускаемое компанией Dallara, является развитием предыдущей рамы, а аэродинамический обвес теперь генерирует на 34 процента больше прижимной силы. Еще одно новшество – система снижения сопротивления воздуха, функционирующая по принципу DRS, знакомая нам по «Формуле‑1». Одно нажатие кнопки на руле – и автомобиль Formula Renault 3.5 получает дополнительное ускорение в 20 км/ч. Наблюдать за работой сис­тем посчастливилось и российским поклонникам быстрой езды.

World Series by Renault
5-й этап Formula Renault 3.5
Дата этапа: 22–23 июня
Место проведения: автодром Moscow Raceway

Результаты 1-й гонки:
1. Стоффель Вандорн (Бельгия, Fortec) – 45:30.868
2. Антонио Феликс да Кошта (Португалия, Arden Caterham) – отставание 6.734
3. Найджел Мелкер (Нидерланды, Tech 1 Racing) – 10.050
16. Михаил Алешин (Россия, Tech 1 Racing) – 1:15.374
17. Даниил Мове (Россия, Comtec Racing) – 1:15.581
25. Николай Марценко (Россия, Pons Racing) – DNF (21 круг)
26. Сергей Сироткин (Россия, ISR) – DNS
Поул-позишн: 1:20.283 – Вандорн

Результаты 2-й гонки:
1. Стоффель Вандорн (Бельгия, Fortec) – 45:43.611
2. Кевин Магнуссен (Дания, DAMS) – отставание 11.788
3. Уилл Стивенс (Великобритания, P1 Motorsport) – 14.008
5. Михаил Алешин (Россия, Tech 1 Racing) – 33.657
9. Даниил Мове (Россия, Comtec Racing) – 48.236
11. Сергей Сироткин (Россия, ISR) – 50.407
14. Николай Марценко (Россия, Pons Racing) – 1:02.894
Поул-позишн: 1:20.025 – Вандорн.

Общий зачет
1. Стоффель Вандорн (Бельгия, Fortec) – 136 очков
2. Кевин Магнуссен (Дания, DAMS) – 133
3. Антонио Феликс да Кошта (Португалия, Arden Caterham) – 89
8. Сергей Сироткин (Россия, ISR) – 34
16. Михаил Алешин (Россия, Tech 1 Racing) – 15
17. Николай Марценко (Россия, Pons Racing) – 14
21. Даниил Мове (Россия, Comtec Racing) – 6

Moscow Raceway
В 2013 году подмосковная трасса предстала в иной конфигурации: теперь это мотогоночная версия длиной 3931 метр, исключающая восьмой поворот. Трек стал на 24 метра короче: путь, сокращенный до 14 виражей, преодолевается болидами FR 3.5 на 3 секунды быстрее. Квалификация первого дня преподнесла любопытный сюрприз: результаты оказались очень плотными, что, впрочем, неудивительно: медленных поворотов стало меньше, инженеры смогли найти подходящие настройки аккурат к экватору первенства, а гонщики – не допустить фатальных ошибок. Проблема заключалась в трафике: на одном отрезке трека собирались пилоты, начинавшие быстрый круг и чуть ли не прогревающие шины. Не обошлось и без судейского вмешательства: за блокировку Феликса да Кошты и Карлоса Уэртаса был оштрафован и отброшен на 17‑е квалификационное место Кевин Магнуссен, промежуточный лидер сезона. «Все гонщики мешали друг другу, – выражал недовольство датчанин из Arden Caterham. – Да Кошта тоже умудрился заблокировать, но наказали только меня». «С главного претендента на титул у стюардов спрос особый», – пожал плечами Магнуссен, у которого отобрали сразу два быстрейших круга. На поуле оказался Стоффель Вандорн, прошлогодний чемпион Formula Renault 2.0 и главный конкурент Магнуссена, опередивший протеже Red Bull в команде Arden Caterham да Кошту лишь на 0,036 секунды. Россияне пробиться в десятку не смогли: Сергей Сироткин (ISR), Михаил Алешин (Teck 1 Racing) и Николай Марценко (Pons), пожаловавшись на плотный трафик, квалифицировались на 12‑й, 18‑й и 20‑й позициях соответственно. Трудности иного масштаба испытывал пилот Comtec Даниил Мове (23‑й), ему предстояло выйти на юбилейную, 100‑ю гонку c поврежденной подвеской.
Стартовая тройка легко оторвалась от группы преследователей, не давая повода усомниться в своем превосходстве: по итогам заезда Вандорн привез 7 секунд да Коште, а Найджел Мелькер (партнер Михаила Алешина), стартовавший и финишировавший третьим, основательно потрепал нервы своих поклонников. Еще круг-другой – и его мог «съесть» Уилл Стивенс (P1 Motorsport), отыгравший с момента начала гонки три позиции. Вышесказанное косвенно подтвердила статистика: львиную долю времени Стивенс был самым быстрым пилотом на дистанции. Впервые в этом сезоне не попал в очки Магнуссен (DAMS). Сын экс-пилота F1 Яна Магнуссена отыграл шесть позиций и расположился на 11‑й строчке, потеснив француза Артура Пика (AV Formula). «В гоночном темпе машина ехала не очень здорово», – сокрушался датчанин. Неполадками коллеги воспользовался Вандорн, сокративший разрыв в чемпионате до четырех очков.

Хитрец Алешин
В субботней гонке россияне не впечатлили. Михаил Алешин показал 16‑й результат, следом расположился Даниил Мове. Сергей Сироткин, лучший среди соотечественников в квалификации, стартовать не смог: гонщик ISR застрял на стартовой решетке после прогревочного круга. Николай Марценко и бразилец Лукас Форести из Comtec стали участниками одного из самых зрелищных инцидентов уик-энда. Непредвиденное столкновение произошло в районе девятого поворота, который после вмешательства организаторов стал более быстрым. «Я догнал Лукаса на прямой от шестого к девятому повороту, где получилось с ним справиться, заняв внутреннюю траекторию, после чего он повернул так, будто меня не видел, – заявил после гонки Марценко. – Я заметил, что его левое переднее колесо поворачивало как раз в переднюю часть моей машины. Мы шли бок о бок. Я бы четко совершил обгон, если бы он осознавал, что я нахожусь именно там». От контакта автомобиль Форести перевернулся в воздухе, приземлившись вверх дном, проехался по гравию и врезался в отбойник. Бедолага отделался несколькими ушибами.
Воскресную гонку соотечественники провели куда лучше – в квалификации трое из четверых россиян попали в топ‑10: Сироткин закончил 6‑м, Алешин – 9‑м, Мове – 10‑м. На старте гонки Даниил совершил фальстарт, за что был наказан 10 секундами штрафа. «Совершать фальстарт, конечно, рискованно, – сказал по окончании заезда Мове. – Но иногда можно чуть угадать момент, и это даст преимущество в одно-два места. Я действительно мог отыграть пару позиций, если бы так долго не задержали светофор. Был бы восьмым; обогнать пару человек на первых кругах, провести хороший пит-стоп – и можно было бороться за подиум. Несмотря на штраф, мне удалось обогнать Оливера Уэбба, проехать несколько кругов в темпе Вандорна и финишировать девятым». Превзошел самого себя Алешин. Он не только показал лучший результат в сезоне, но и избрал верную тактику уже в ходе гонки. Команда Tech 1 взяла ранний пит-стоп: пара Уэбба и Неграна, не дававшая простора для маневра, продолжила делить трассу между собой, а Михаил шел в одиночестве, поддерживая очень высокий темп. Задумка оправдалась: пилоты Draco и Fortec остались позади, а Алешин довольствовался пятой строчкой, выкручивая «пончики» для зрителей, подобно гостю серии Дэвиду Култхарду. Активничал квалифицировавшийся 21‑м Николай Марценко. Потрясный старт дал шанс гонщику Pons решать более серьезные задачи: его 14‑е место и активное сдерживание натиска Найджела Мелькера из Tech 1 незамеченными не остались. Сложнее других пришлось Сергею Сироткину. Захворавший пилот остановился на подступах к очковой десятке.

Доминирование Вандорна
Стоффель Вандорн приезжал на Moscow Raceway в 2012 году. Тогда шедший к титулу FR 2.0 бельгиец не реализовал обе завоеванные поул-позиции. Помешал уфимец Даниил Квят. На этот раз пилот Fortec преобразовал два поула в победы. Вандорн показал лучший круг в гонке при лидировании со старта до финиша, а 50‑очковый двойной «Большой шлем» вывел Стоффеля в лидеры главного формульного класса серии. «Я приехал в Москву с желанием сократить отставание от Магнуссена, – заявил после финиша Вандорн. – Но вышло все даже лучше, чем я рассчитывал. Две гонки, два поула и две победы – это просто идеальный результат!»
Бельгиец проявил интерес к гонкам, когда его отец получил задание разработать дизайн ресторана для крытого картодрома во Фландрии, всего в 15 минутах ходьбы от дома Вандорнов. Владелец позволил шестилетнему мальчишке гонять на картах в свободное время. «Мне понравилось, и я всегда стремился вернуться туда, – вспоминает Вандорн. – Хозяин купил мне маленький карт и всегда разрешал покататься, когда мне хотелось». Быстро перейти на уровень двухтактных картов и открытых трасс не позволили финансы, молодой пилот принимал участие лишь в трех-четырех гонках в год. Но уже в возрасте 16 лет – в 2008 году – Вандорн стал чемпионом Бельгии в своем первом же сезоне в классе KF2. Спустя четыре года ему покорился титул Formula Renault 2.0, наладились отношения с Formula 1, и вскоре стало известно: Вандорн присоединяется к программе поддержки молодых пилотов McLaren. Стоффеля не устают сравнивать с Робином Фрейнсом, дебютантом-победителем прошлогодней FR 3.5, впоследствии перешедшим в команду Sauber F1, где он уже год трудится в должности тест-пилота.

Партнеры журнала: