«24 часа Ле-Мана» завершился триумфом Audi

Большой спорт №7-8(74)
Николай Орлов

Отметившая 90-летний юбилей легендарная гонка на выносливость «24 часа Ле-Мана» по традиции собрала более 200 тысяч зрителей и завершилась предсказуемым триумфом Audi. Представители этой команды одержали четвертую победу кряду, а пилот Том Кристенсен стал чемпионом в рекордный девятый раз. Соревнование прошло в экстремальных погодных условиях и было омрачено гибелью Аллана Симонсена, разбившегося уже на третьем круге после старта гонки.

Впервые состоявшийся в 1923 году знаменитый ежегодный автомарафон прерывался дважды: в 1936‑м – из-за забастовки рабочих, а в период с 1940‑го по 1948‑й – из-за Второй мировой войны и вызванных ею экономических проблем. Так что нынешняя гонка стала не юбилейной, а 81‑й по счету. Однако от этого ничуть не менее интересной.

Трагедия на старте
На старт одновременно вышли 56 автомобилей, разделенные на четыре класса в зависимости от своих технических характеристик. В самом престижном из них – LMP1 – ожидалась борьба между двумя заводскими командами – Audi и Toyota. После ухода из гонок на выносливость Peugeot именно возвратившаяся в них японская «конюшня» позиционируется как основной соперник фаворита из Германии. Правда, год назад серьезной борьбы не получилось: сказалось вызванное перерывом в выступлениях отсутствие опыта у азиатской команды. Сейчас же он появился, равно как и интрига: с первых кругов Toyota Энтони Дэвидсона навязала борьбу немецким гибридам. Правда, вскоре на трассу выехал пейс-кар: в высокоскоростном повороте Tertre Rouge не справился с управлением пилот выступавшего в классе LMGTE Am автомобиля Aston Martin Аллан Симонсен. Машина датчанина разбилась, врезавшись в ограждение. Травмированный гонщик был доставлен в госпиталь, где и скончался. Эта авария стала на «24 часах Ле-Мана» первой со смертельным исходом с 1997 года. В связи с тем что значительная часть гонки прошла под проливным дождем, инцидентов на трассе было немало, и в общей сложности более пяти часов пилотам пришлось двигаться на безопасной скорости вслед за пейс-карами.

Девятикратный Том
Экстремальные условия не помешали трем оснащенным электроприводом передней оси болидам Audi R18 e-tron quattro оставить позади японских конкурентов и наращивать преимущество. Лидерство захватили победители двух предыдущих автомарафонов в Ле-Мане Андре Лоттерер, Марсель Фесслер и Бенуа Трелюйе. Однако в третий раз оказаться на подиуме им было не суждено: в машине сломался генератор, замена которого заняла слишком много времени. Отыграть данную соперникам фору звездный экипаж не смог.
Машина еще одного фаворита – под управлением Оливера Джарвиса – столкнулась на трассе с другим автомобилем, после чего у нее произошел прокол шины. Британец добрался-таки до боксов, однако за этот период лидеры успели оторваться на два круга. Героическими усилиями Джарвис с партнерами по команде сократили отставание, а в конце гонки смогли обойти второй экипаж Toyota и взойти на подиум.
А вот у Тома Кристенсена и его коллег Алана Макниша и Лоика Дюваля проблем на трассе не возникло. Болид работал безупречно, а пилоты – безошибочно. Легендарный датчанин уверенно одержал свою рекордную девятую победу в автомарафоне, более чем на круг опередив ближайших преследователей. «Эта победа очень важна для меня. Недавно мой отец скончался от рака. Незадолго до смерти он сказал мне, что в нынешнем году выиграю “24 часа Ле-Мана”. Именно он привил мне страсть к автоспорту, о папе я часто думал по ходу гонки. Однако он может подождать. Эту викторию хочу посвятить Алану Симонсену, моему другу и соотечественнику», – заявил Том Кристенсен, принимая поздравления со своим девятым триумфом в автомарафоне. В свою очередь, глава Audi Motorsport Вольфганг Ульрих поблагодарил всех причастных к успеху коллег: «Мы знали, что это будет сложная гонка не только ввиду нормативных требований. Как и ожидалось, Toyota оказалась очень сильным соперником, но наш Audi R18 e-tron quattro превзошел все ожидания. Я благодарен команде, которая много и усердно работала на протяжении нескольких месяцев, чтобы сделать эту победу возможной».

«24 часа Ле-Мана». Результаты

1. Audi Sport Team Joest (Том Кристенсен, Аллан Макниш, Лоик Дюваль), автомобиль Audi R18 e-tron quattro – 348 кругов

2. Toyota Racing (Энтони Дэвидсон, Себастьян Буэми, Стефан Сарразен), Toyota TS030 Hybrid – 347 кругов

3. Audi Sport Team Joest (Марк Жене, Лукас ди Грасси, Оливер Джарвис), Audi R18 e-tron quattro – 347 кругов

7. OAK Racing (Бертран Багетт, Мартин Плоуман, Рикардо Гонсалес), Morgan LMP2, победитель в классе LMP2 – 329 кругов

15. Porsche AG Team Manthey (Марк Либ, Ричард, Литц, Ромэн Дюма), Porsche 911 RSR, победитель в классе LMGTE Pro – 315 кругов

25. IMSA Performance Matmut (Раймон Нарак, Жан-Карл Верне, Кристоф Бурре), Porsche 911 GT3 RSR. Победитель в классе LMGTE Am – 306 кругов

  • Команда G-Drive Racing (Роман Русинов, Джон Мартин, Майк Конвэй) – Oreca 03 – 327 кругов, исключена из протокола, но подала протест на это решение

Бак с секретом
Принимал поздравления с успехом и Роман Русинов, совместно с Джоном Мартином и Майком Конвэем занявший третье место в классе LMP2. Причем выступал пилот не за иностранную «конюшню», а в составе российской команды G-Drive Racing, пусть и использовавшей в качестве базы британскую Delta–ADR.
Правда, радость от первого в истории российского подиума на «24 часах Ле-Мана» оказалась недолгой: через четыре дня после окончания гонки организаторы заявили об аннулировании результата экипажа Русинова по причине того, что размеры топ­ливного бака автомобиля превышают разрешенные для класса 75 литров. Сам Роман уверен, что команда не нарушала правил. «Как и все другие команды, G-Drive Racing, прошла предстартовый контроль и была допущена к участию в гонке. Все технические параметры нашего болида были в соответствии с регламентом, в том числе и объем топливного бака, который составил 74,4 литра. В результате проверки, проведенной техническим делегатом соревнований через день после окончания гонки, было выявлено, что объем топливного бака нашего автомобиля оказался больше, чем положено по регламенту, на 0,4 литра. В ходе 24-часовой гонки бак деформируется, именно поэтому на финише в Ле-Мане его объем превысил допустимые 75 литров. Я думаю, что при проверке других болидов, если бы таковая была проведена, мы увидели бы ту же картину, так как все используем одинаковые топливные баки. В связи с этим непонятно, почему санкции были применены только к нашему экипажу. К производству бака команда не имеет никакого отношения. По ходу марафона мы ни разу не заливали в него больше 73 литров – все данные мы готовы предоставить Международной автомобильной федерации (FIA). Более того, наш экипаж по ходу гонки совершил больше всех пит-стопов в своем классе, это является подтверждением факта, что мы не пытались и не могли получить неспортивного преимущества», – отметил Русинов в присланном в редакцию «Большого спорта» заявлении. Апелляция российской команды принята, и до ее рассмотрения результаты гонки считаются предварительными.

От Бразилии до Бахрейна
Следующие «24 часа Ле-Мана» состоятся 14–15 июня 2014 года, однако интересующиеся гонками на выносливость болельщики уже в ближайшие месяцы смогут понаблюдать за несколькими увлекательными событиями. Суточная гонка во Франции является одним из этапов чемпионата мира. В нем уверенно лидирует команда Audi, а экипажи Тома Кристенсена и Андре Лоттерера занимают первое и второе места в зачете LMP1. Правда, борьба еще не закончена: впереди пять из восьми этапов, во время каждого из которых пройдут шестичасовые гонки. Ближайшая – 1 сентября в Бразилии, затем участники первенства отправятся в США, Японию, Китай и Бахрейн, где 30 ноября завершится соревнование. Впрочем, чтобы воочию увидеть выигравший две последние гонки «24 часа Ле-Мана» Audi R18 e-tron quattro, российским болельщикам необязательно отправляться в дальний путь: автомобиль экспонируется на проходящей в московском ГУМе с 8 по 31 июля выставке Audi Motorsport.

Партнеры журнала: