Футбол как достопримечательность

Большой спорт №7-8(64)
Дмитрий Маслов

Мало кто из европейцев знает о существовании Донецка, однако все более или менее интересующиеся футболом прекрасно осведомлены о «Шахтере». Последний в истории обладатель Кубка UEFA – своеобразная визитная карточка города, который по этой причине принято называть футбольным. Корреспондент «Большого спорта» слетал в столицу Донбасса на последний из прошедших там пяти матчей Евро-2012 и воочию убедился в правильности этого определения: первенство континента стало там по-настоящему знаковым событием.

В начале 1980-х меня, школьника младших классов, на все лето отправляли к родственникам в Донбасс, и столица этого региона казалась своеобразным раем на земле. Жара, изобилие фруктов, многочисленные искусственные пруды, которые там почему-то называют ставками, близость Азовского моря… Возвращаясь после трехмесячной побывки, всякий раз просил родителей переехать в этот волшебный, как тогда казалось, город. Однако они почему-то отказывались, отвечая: «Вырастешь – поймешь». В середине 1990-х, зимой, я вновь побывал в Донецке и вернулся оттуда с противоположными впечатлениями. Темный из-за неблагоприятной экологической обстановки снег, грязные улицы, невзрачная архитектура… Местная жизнь производила впечатление беспросветности. Причем не только у меня: желание уехать выказывали едва ли не все, с кем в детстве гонял мяч по пустырям. А некоторые реализовали его, отправившись буквально в никуда: на вырученные от продажи донецкой квартиры деньги в Киеве или крупных российских городах нельзя было купить и комнаты.

Город контрастов

Нынешний Донецк встретил новеньким, но пустынным аэропортом, в стенах которого гулким эхом отдавался каждый шаг. «На футбол?» – поинтересовался подчерк­нуто вежливый и добродушный пограничник. Этим он выгодно отличался от своих российских собратьев. «Выдрессировали к чемпионату Европы», – ехидно бросил кто-то из моих коллег. В холле обнаружились сразу несколько групп волонтеров, спешащих оказать всяческое содействие туристам, коих было значительно меньше, чем их добровольных помощников.

Подчеркнутое внимание к гостям Евро-2012 – своеобразная фишка Донецка, выгодно отличающая его от той же Варшавы, где помимо футбольного турнира проводятся и другие, пусть и менее масштабные, но распыляющие внимание мероприятия. Столица Донбасса вовлечена в игру номер один целиком и полностью.

Это становится очевидным во время обзорной экскурсии: палатки с волонтерами расположены буквально в нескольких сотнях метров друг от друга. По отзывам очевидцев, такой их концентрации не было ни в одном городе – хозяине первенства континента. Да и сама программа экскурсии, как призналась проводившая ее девушка, была разработана непосредственно к турниру: Донецк достопримечательностями не богат и популярностью у туристов не пользуется. Так что основными пунктами нашего маршрута стали парки: ЦПКиО имени Щербакова и парк кованых фигур. Прогулявшись по первому, четко понимаешь, почему столицу Донбасса называют «городом миллиона роз». Второй же достоин отдельного рассказа. Созданный в 2001 году по инициативе заслуженного деятеля искусств Украины Виктора Бурдука, он занимает небольшой сквер возле горисполкома. Здесь расположились более 160 художественных композиций из металла, многие из которых посвящены футболу. В частности, копия Кубка UEFA, подаренная парку лично главным тренером «Шахтера» Мирчей Луческу. Есть и специальная аллея, приуроченная к Евро-2012.

В целом же Донецк производит двойственное впечатление: неприятно поразившие меня лет 15 назад невзрачные и явно требующие ремонта строения соседствуют здесь с современными зданиями из стекла и бетона. Так что выражение «город конт­растов» в данном случае весьма уместно.

О пиве и Месси

Торжественно открытую в 2009 году «Донбасс Арену» девушка-экскурсовод назвала «главной архитектурной достопримечательностью». Спорить с подобным утверждением сложно, прежде всего из-за недостатка других достойных внимания объектов. Хотя стадион действительно производит сильное впечатление. Обошедшийся в 400 миллионов долларов, он по праву считается лучшим в Восточной Европе: каждая деталь продумана до мелочей. Даже в окружающем арену парке посажены лишь те виды растений, листья которых осенью окрашиваются в ярко-оранжевые клубные цвета «горняков».

Впрочем, день полуфинала Евро-2012 – далеко не лучшее время для тура по арене: многие заслуживающие внимания объекты, в частности музей истории «Шахтера», закрыты, на остальные же вход ограничен. Зато распахнула свои двери зона гостеприимства UEFA, вмещающая более двух тысяч человек. Здесь можно сыграть в настольный футбол, послушать живую музыку, подкрепиться и, конечно, угоститься Carlsberg – официальным пивом турнира. Датская компания выступает в роли спонсора чемпионата Европы с 1988 года и всякий раз готовит для болельщиков приятные сюрпризы. Перед нынешним таковыми стали конкурсы, 25 российских победителей которых получили в подарок поездку на один из матчей турнира, а наиболее активные участники – призы: от футболок до часов.

Надо отметить, что быть спонсором первенства континента в категории «пиво» сложнее всего: в каждой стране существуют свои ограничения, под которые необходимо подстраиваться. К примеру, запрет употребления даже слабоалкогольных напитков на стадионе. Из-за него специально к Евро-2012 был выпущен безалкогольный Carlsberg. Продукт, сужу по собственному опыту, весьма достойный.

Во время каждого матча Евро-2012 болельщики могли принять участие в определении его лучшего игрока – Carlsberg Man of the Match и выиграть призы. Лучшим футболистом донецкого полуфинала был признан защитник сборной Испании Серхио Рамос, а решающего матча турнира – Андрес Иньеста

Не случайно по ходу группового этапа на аренах удалось реализовать больше пенного напитка, чем за весь Евро-2008. Хорошо шли продажи и в фан-зонах, которые были развернуты во всех городах – хозяевах турнира. Как отметил руководитель проекта Carlsberg по UEFA EURO 2012™ Карстен Бул, «фан-зоны оказались очень успешными, в них было свыше 6,6 миллиона болельщиков, а наши бары постоянно доставляли им самое лучшее пиво». Старший вице-президент по продажам, маркетингу и инновациям Carlsberg Group Халил Йонес также отмечает хорошие результаты продаж на стадионах и в фан-зонах, выражая надежду на продолжение сотрудничества с UEFA. В беседе с автором этих строк топ-менеджер отметил, что на аренах Франции, где пройдет Евро-2016, реклама пива запрещена. И Союз европейских футбольных ассоциаций ведет с руководством страны переговоры о том, чтобы на время чемпионата Европы подобное ограничение было снято.

На «Донбасс Арене» проблем с тем, чтобы подкрепиться и утолить жажду прямо по ходу матча, не было: по трибунам ходили коробейники с продукцией официальных спонсоров турнира. Аншлага не наблюдалось, но это неудивительно. По рассказам местных, средняя зарплата в Донецке составляет около 200 евро в месяц (в эквиваленте), в то время как оставшиеся билеты продавали минимум по 70. Накладно, особенно учитывая тот факт, что здесь уже состоялись четыре матча, и многие приобщились к турниру, побывав хотя бы на одном из них. А теперь наблюдали за играми из фан-зоны.

Невысокая активность аборигенов позволила без переплат приобрести заветные квитки португальским и испанским болельщикам. Последних, к слову, оказалось неизмеримо больше, и они лихо перекрикивали оппонентов. А в моменты, когда Криштиану Роналду терял мяч, в едином порыве начинали скандировать фамилию его основного соперника в споре за звание лучшего футболиста мира – Лионеля Месси. Выглядело забавно. Впрочем, капитан сборной Португалии ошибается крайне редко, следить за его действиями – настоящее удовольствие. Игра равная, и действующие чемпионы мира переломили ее ход лишь после того, как Паулу Бенту, словно предчувствуя неудачу своей команды в серии одиннадцатиметровых, пошел ва-банк, меняя хавбека Рауля Мейрелеша на форварда Сильвестра Варелу. В полузащите сразу возникли проблемы, «красная фурия» давила, однако забить так и не смогла. Впрочем, по пенальти все же победила. А главным антигероем стал угодивший мячом в перекладину защитник «Зенита» Бруну Алвеш, на что сосед по трибуне с улыбкой заметил: «И здесь без России не обошлось». Он не расстроился, как и многие пришедшие на стадион: нашим соотечественникам, равно как и украинцам, по большому счету было все равно, кто победил в том матче.

Испанские же фанаты бесновались под песню Маноло Эскобара Que viva España, которая на радость им звучала из динамиков стадиона. Затем они разбрелись по ночным клубам и за одну ночь сделали им как минимум недельную выручку, празднуя победу в самом сложном для команды, как затем выяснилось, матче на турнире. Финал против итальянцев, как известно, оказался на удивление простым.

Добро пожаловать в Донецк

Провожавшая нас в аэропорт донетчанка Надежда рассуждала о том, что ее родной город – лучшее место для проведения турниров топ-уровня, потому что «на Западе на таких мероприятиях стараются заработать, мы же просто хотим понравиться, чтобы у гостей осталось хорошее впечатление». Мы не возражали: ночью таксист довез от клуба до отеля бесплатно, просто за то, что «на Евро-2012, из России и собеседники интересные». С подобным я нигде не сталкивался. В ожидании рейса листал местный рекламный журнал и на последних страницах, в репортажах о светских мероприятиях, мне постоянно попадались лица футболистов «Шахтера» и их жен. Да уж, Донецк – город футбольный.

Партнеры журнала: