Великолепная дуэль

Большой спорт №7-8(54)
Сергей Подушкин
Грандиозные аварии с участием фаворитов и ожесточенная борьба за победу от старта до финиша. По накалу страстей и драматизму нынешняя 79-я гонка «24 часа Ле-Мана», состоявшаяся на кольце Sarthe с 11 по 12 июня, не только оправдала все самые высокие ожидания, но и заметно их превзошла, войдя в золотой фонд автоспорта. Очередная серия сражений на престижнейшем автомарафоне двух команд-монстров – Peugeot и Audi – получилась еще более захватывающей, чем предыдущие. А разрыв на финише между пришедшими первыми немцами и занявшими второе место французами составил совершенно ничтожное для суточного марафона время – 13,8 секунды.

Грандиозные аварии с участием фаворитов и ожесточенная борьба за победу от старта до финиша. По накалу страстей и драматизму нынешняя 79-я гонка «24 часа Ле-Мана», состоявшаяся на кольце Sarthe с 11 по 12 июня, не только оправдала все самые высокие ожидания, но и заметно их превзошла, войдя в золотой фонд автоспорта. Очередная серия сражений на престижнейшем автомарафоне двух команд-монстров – Peugeot и Audi – получилась еще более захватывающей, чем предыдущие. А разрыв на финише между пришедшими первыми немцами и занявшими второе место французами составил совершенно ничтожное для суточного марафона время – 13,8 секунды

Соперничество между немецким и французским автомобильными гигантами в гонках на выносливость вообще и особенно в Ле-Мане продолжается уже не первый год. Надо признать, преимущество по-прежнему остается на стороне прототипов Audi, добившихся в 11 предыдущих марафонах девяти побед. Так что в 2011-м «Ингольштадтский экспресс» под предводительством Вольфганга Ульриха рассчитывал на юбилейный, десятый по счету триумф. И добился-таки поставленной цели. Вот только с каким колоссальным трудом!
Ведь главные конкуренты также не стояли на месте. Заводская команда Peugeot вернулась в Ле-Ман после перерыва в 2007-м и без раскачки начала доказывать серьезность своих намерений. В год дебюта пилоты прототипа Peugeot 908 выиграли поул-позишн и стали вторыми в гонке, затем, через год, вторыми и третьими, а в 2009-м триумфально добились поставленной цели, опередив Audi и сделав победный дубль. Впрочем, в следующем, 2010-м, фортуна отвернулась от французов – после впечатляющей квалификации, где модифицированные болиды Peugeot 908 HDi FAP заняли четыре первых позиции на стартовой решетке, последовал болезненный провал в гонке: из-за поломок все машины так и не добрались до финиша, не увидев вожделенного клетчатого флага. Оставив поле боя за Audi, добившейся хет-трика после схода конкурентов.

Новые старые болиды

В этом году к «24 часам Ле-Мана» соперники готовились с особой тщательностью – после изменения технического регламента им, по сути, пришлось создавать и обкатывать практически новые прототипы. С целью снижения расхода топлива максимально допустимый объем дизельных моторов был сокращен с 5,5 до 3,7 литра. Естественно, обоим автогигантам пришлось разрабатывать совершенно новые двигатели. В Peugeot сменили 12-цилиндровый агрегат на 8-цилиндровый, в Audi вместо V10 сделали ставку на 6-цилиндровый мотор. Конечно же, кардинально отличались и другие элементы болидов. Немецкий прототип R18 не только внутри, но даже и внешне мало чем походил на своих предшественников. Вместо открытого кокпита была сделана ставка на закрытый, как у Peugeot. Новые французские болиды, в свою очередь, визуально почти не отличались от 908 HDi FAP: осталась прежней раскраска, да и привычная маркировка Peugeot 908 могла ввести неискушенного зрителя в заблуждение. Которое, впрочем, уверенно рассеивали руководители и пилоты «конюшни». «Наш прототип изменился до неузнаваемости. От предыдущей модели в нем остался только двигатель для привода дворника ветрового стекла», – иронично заметил один из звездных пилотов Peugeot австриец Александр Вурц. Известный в недавнем прошлом гонщик «Формулы-1», Вурц знает, как побеждать в Ле-Мане, не понаслышке: в 2009-м именно он вместе с австралийцем Дэвидом Брэбэмом и испанцем Марком Жене выиграл легендарный марафон для французской «конюшни».

В этом году победа в Ле-Мане досталась Audi действительно высокой ценой. Два болида из трех были разбиты. Против всех прототипов Peugeot борьбу пришлось вести одному-единственному автомобилю под управлением не самых именитых Фэсслера, Трелье и Лоттерера. Но именно они и принесли немецкому автогиганту юбилейный, десятый по счету триумф

Сейчас, два года спустя, чемпионский экипаж изменился лишь на треть: ветерана Брэбэма сменил еще один экс-пилот «Формулы-1» британец Энтони Дэвидсон. Именно это трио в мае первенствовало на «1000 км Спа» – своеобразной репетиции «24 часов Ле-Мана». Хотя «репетиции» с серьезной оговоркой: гонка в Спа продолжалась всего шесть часов, в то время как марафон на кольце Sarthe в четыре раза дольше! А значит, нагрузка на пилотов и их машины возросла неимоверно. Поскольку именно надежность подвела Peugeot в 2010-м, в стане команды наверняка опасались подобных проблем. Но работа над ошибками в этом направлении была проделана великолепно: все три заводских прототипа добрались до финиша-2011.

Любопытная деталь: перед началом гоночного уик-энда на место старта, на техническую и административную проверку, гонщики Peugeot добирались на… велосипедах. Причем путь от гостиницы до кольца Sarthe был неблизкий – 120 километров. Столь оригинальной затеей в Peugeot хотели еще больше укрепить командный дух, а также продемонстрировать всему миру и, конечно же, главным конкурентам выносливость своих бойцов. Хотя соперники из Audi, судя по всему, и так не сомневались в физических кондициях оппонентов.

Но и мастерство, и функциональное состояние пилотов «Ингольштадтского экспресса» также были проверены временем. Особенно троицы в составе опытнейших шотландца Алана Макниша, итальянца Ринальдо Капелло и датчанина Тома Кристенсена по прозвищу Мистер Ле-Ман. К своим 43 годам Том побеждал в легендарном марафоне рекордное число раз – восемь – и горел желанием повторить успех. Правда, в квалификации самый опытный экипаж Audi остался лишь четвертым, зато партнеры по команде показали первые два результата. Причем поул достался трио в составе не самых именитых швейцарца Марселя Фэсслера, француза Бенуа Трелье и немца Андре Лоттерера. С другой стороны, плотность была просто потрясающей: все шесть болидов двух конкурирующих «конюшен» уместились в полсекунды. Что обещало очень захватывающую гонку.

Счастливчики Макниш и Рокенфеллер

И первое леденящее кровь происшествие произошло всего через 56 минут после того, как президент FIA Жан Тодт дал старт гонке.
Как известно, самая ужасная авария в истории легендарного марафона случилась в 1955-м, когда Mercedes Пьера Левега влетел прямо на трибуны, в результате чего погиб и сам пилот, и более 80 зрителей. К счастью, в XXI веке стандарты безопасности оказались на несколько порядков выше, иначе Ле-Ман-2011 вполне мог бы повторить страшную статистику 56-летней давности.

В повороте Dunlop Алан Макниш на своем Audi под № 3 решился на обгон Audi № 1 под управлением Тимо Бернарда. Но при этом не заметил круговую машину Ferrari класса GT. В результате Алан не сумел избежать столкновения с Ferrari, его Audi потеряла управление и начала буквально кувыркаться в воздухе. После чего врезалась в отбойник, отскочила от него и рухнула на крышу в гравийную зону. За заградительный забор на большой скорости полетело множество увесистых обломков. К счастью, трибуны в этом месте расположены весьма высоко, и зрителям ничего не угрожало. Однако за забором было все равно весьма многолюдно: с этого места за гонкой наблюдало с десяток фотографов и маршалов. Вероятность трагедии была чрезвычайно высока, но каким-то чудом обломки пролетели мимо людей, вообще никого не задев! Однако всех страшил вопрос: что стало с пилотом? Те секунды, пока болид Макниша переворачивали с «головы на ноги», наверняка показались главе Audi Motosport Вольфгангу Ульриху часами томительного ожидания. Но как только представители технических служб перевернули машину, в боксах раздались дружные аплодисменты – Макниш самостоятельно вылез из кокпита, оставшись целым и невредимым. И вскоре уже был в боксах. «Огромное спасибо разработчикам нашего автомобиля за создание технологий, которые помогли сохранить мне жизнь», – заявил счастливый шотландец.

Позже, на девятом часу марафона, благодарить разработчиков сверхбезопасного Audi настала пора и другому пилоту «конюшни» – немцу Майку Рокенфеллеру. Болид гонщиков прошлогоднего чемпионского экипажа (вместе с Бернхардом и французом Романом Дюма) в темноте также столкнулся при попытке обгона с одним из более медленных автомобилей класса GT. Только случилось это по вине кругового пилота и не в Dunlop, а в повороте Indianapolis. На скорости в 270 км/ч машину Audi бросило на ограждение – удар получился чудовищным. Но и в этом случае трагедии удалось избежать: сверхпрочный корпус болида выдержал, и Рокенфеллер смог покинуть автомобиль самостоятельно. «Более страшной аварии со мной еще не случалось. Надеюсь, ничто подобное не повторится», – прокомментировал этот эпизод Майк. В переделке немец лишь немного порезал руку, был вынужден провести ночь в госпитале под наблюдением врачей, а затем пропустить очередной этап кузовного чемпионата DTM. Но все понимали: Рокенфеллер более чем легко отделался.

Один против троих

Как следствие, в распоряжении Audi остался единственный неразбитый автомобиль под управлением Фэсслера, Трелье и Лоттерера против трех прототипов Peugeot. Но и один, как выяснилось, на трассе в Ле-Мане способен быть воином.

Немецкая машина под номером № 2 вела ожесточенное сражение за лидерство с Peugeot № 7 и 9. Третий экипаж французской «конюшни» из-за небольших проблем с передней подвеской немного отстал, а на всех попытках вернуться в лидирующий круг был поставлен крест из-за глупой ошибки. На одном из пит-стопов механик забыл надеть защитные очки, в результате чего болид получил минутный штраф Stop and Go и откатился еще дальше.

Крупно не повезло и Peugeot № 7. Утром в воскресенье опытнейший Вурц допустил промашку в повороте Indianapolis. «Не хочу оправдываться, это была моя ошибка. Чуть-чуть напутал с траекторией, но и этого хватило для вылета», – грустил австриец. Машина все-таки «доковыляла» до боксов, но на замену передней правой полуоси ушло почти десять минут. Так экипаж Вурца, Жене и Дэвидсона получил отставание в четыре круга. И финишировал в итоге только четвертым. Третьим в двух кругах стал ранее оштрафованный Peugeot № 8 в составе французов Стефана Сарразана, Франка Монтаньи, Николя Минассяна.

Упорная борьба до последних кругов, один из самых драматичных разрывов между первым и вторым местами в истории, впечатляющие аварии, многочисленные сходы и неизменный дождь во время дистанции – 79-й суточный марафон в Ле-Мане включал в себя все необходимые атрибуты великой гонки

А вот за победу реальная борьба на трассе шла до самых последних минут. Пошедший за несколько часов до финиша дождь позволил экипажу № 9 французов Себастьена Бурдэ, Симона Пажено и португальца Педро Лами сократить отставание до минимума. После заключительных пит-стопов разрыв и вовсе составлял не более 6 секунд, но Лоттерер на Audi на последнем отрезке был чуть быстрее Пажено и не позволил тому приблизиться, даже чуть увеличив преимущество.

Тем не менее разрыв между первым и вторым местами все равно получился одним из самых маленьких в истории легендарного марафона. Судя по всему, Audi помогла добиться успеха правильная стратегия: немцы чаще заезжали на пит-стопы, но за счет этого поддерживали более высокую скорость на трассе, да и времени потратили на пит-стопах в итоге даже чуть меньше, чем их главные конкуренты. Руководитель Audi Motorsport Вольфганг Ульрих не скрывал своего счастья: после таких тяжелейших испытаний и двух аварий «Ингольштадтский экспресс» смог завоевать десятую, юбилейную победу в Ле-Мане. В Peugeot своими вторым, третьим и четвертым местами остались, само собой, немного разочарованными. Но поверженной французскую «конюшню» также не назовешь. «Наши соперники оказались немного быстрее, но мы все равно боролись за первое место до самых последних мгновений. Я горжусь своей командой в этой исторической гонке!» – эмоционально за­явил директор подразделения Peugeot Sport Оливье Кеснель. Нет никаких сомнений: захватывающая дуэль двух суперкоманд в Ле-Мане обязательно продолжится.