Rule, Britannia!

Большой спорт №9(65)
Андрей Супранович
99-й, предъюбилейный Tour de France канул в Лету, в авральном темпе передав эстафету лондонской Олимпиаде. Скучная, по мнению многих, веломногодневка закончилась так, как и предсказывали букмекеры: впервые в истории на финальном награждении зазвучал God Save The Queen

99-й, предъюбилейный Tour de France канул в Лету, в авральном темпе передав эстафету лондонской Олимпиаде. Скучная, по мнению многих, веломногодневка закончилась так, как и предсказывали букмекеры: впервые в истории на финальном награждении зазвучал God Save The Queen. Шоссейный герой Туманного Альбиона Брэдли Уиггинс мог себе позволить сделать ставку на «Большую петлю»: в его карьере уже было три олимпийских золота.

Корреспондент «Большого спорта» лично понаблюдал за воцарением на троне нового короля и понял, почему же у нынешнего Tour de France не могло быть другого победителя.

Как и в прошлом году, на главную велогонку планеты «Большой спорт» отправился по приглашению компании Škoda. Такова повсеместная практика: все спонсоры французской многодневки каждый год привозят журналистов и VIP-гостей из разных стран на отдельные этапы. Так, если очень постараться, лет через двадцать можно посмотреть Tour de France вживую целиком. Мы же пока находимся лишь в начале этого пути. И если в прошлом году благодаря чешскому автопроизводителю корреспондент «Большого спорта» лицезрел 16-й этап (Альпы и бодание Шлеков с Эвансом), то в этом этап с тем же порядковым номером переместился в Пиренеи, где главной интригой стало британское доминирование Уиггинса и Фрума.

Забраться на Пиренеи и не умереть

197-километровый маршрут растянулся волнистой лентой между городами По и Баньер-де-Люшон. В Европе тезка италь­янской реки больше известен баскетбольной командой Pau-Orthez, одним из самых популярных французских клубов. Но и для Tour de France этот 100-тысячный городок также играет важную роль: бла­годаря своему расположению и отличной инфраструктуре По с 1930 года включается в программу велогонки. За это время он принял уже 62 этапа – больше только у Парижа и Бордо.

Альфонс де Ламартин как-то сказал, что самые красивые в мире виды именно здесь, в столице Атлантических Пиренеев. Поверим поэту на слово: за свою жизнь он многое повидал, в том числе и тихий По с его великолепным замком и бульваром. Нам же оценить красоты не удалось – они были испорчены толпами людей: велогонщиками, персоналом и, конечно же, болельщиками, вышедшими на охоту за автографами. Кому-то повезло, хотя перед сложными горными этапами спортсмены предпочитают отсиживаться в командных автобусах и выходят на солнцепек как можно позже. С погодой и правда не подфартило: столбик термометра перевалил за 30-градусную отметку, а значит, карабкаться в горы было еще сложнее. Если ты, конечно, крутишь педали, а не смотришь за этапом из комфортабельной Škoda с кондиционером.

Наш водитель, как и в прошлом году, излучал позитив. Даже мы успели соскучиться по непередаваемой атмосфере «Большой петли», что уж говорить о победителе Tour de France 1987! Стивен Рош вновь вернулся в свою вотчину, с удовольствием показывая гостям велогонку изнутри.

Год назад нам повезло больше: удавалось даже вклиниться между отрывом и пелотоном. Нынче же лидирующая группа была столь многочисленна, что машине строго запретили отставать, наказав ехать исключительно впереди. Но и с такой позиции все было прекрасно видно, особенно в горах на подъемах. Быстро поднявшись на легендарную Турмале (2115 метров!), мы остановились, взяли в руки ланч-боксы и позавтракали, наблюдая, как гонщики устало карабкаются по серпантину. Даже слегка зазевались, о чем пожалели: Рош резко стартовал с места в карьер и на большой скорости помчался вниз с вершины – после такого подъема велосипедисты отдыхают на спуске, разгоняясь порой до крейсерской скорости, поэтому от них было необходимо срочно оторваться.

К финишу VIP-Škoda добралась как раз вовремя – минут за 10 до прибытия туда же Томаса Фоклера. Как и в прошлом году, француз порадовал российскую делегацию. Тогда он ехал в желтой майке лидера и срывал овации местной публики, нынче же уверенно победил на этапе, сведя с ума весь провинциальный Баньер-де-Люшон. В маленьком горном городишке яблоку было негде упасть – на улицы высыпало все двухтысячное население, а приезжих оказалось в десятки раз больше. После финиша Фоклера фанаты дождались Уиггинса и Фрума и, завидев желтую майку, степенно разошлись по домам да машинам. Никаких празднеств и продолжения банкета – через пару часов лишь спонсорская реклама напоминала о том, что Люшон накрывала волна Tour de France.

Предсказуемость победы

Все же тактика команды Sky, направленная на сохранение желтой экипировки у Брэдли Уиггинса, слегка навевала зевоту. Если ты не замахиваешься на победу в итоговом зачете – добро пожаловать в отрыв. Если же шанс на общую викторию оставался, пусть даже и ничтожный, грегари «облачных» моментально «съедали» дерзкого выскочку. А всем же хотелось интриги, кое-кому – любой ценой. Так, случилось вопиющее: на 14-м этапе кто-то рассыпал гвозди прямо на асфальте. Как результат – множественные проколы, суматоха и неразбериха. Если диверсия была направлена против британца, то злоумышленник промахнулся: Брэдли благополучно избежал ловушки, да еще и совершил благородный жест, остановив пелотон и подождав отставших. Видимо, уже тогда понимал, что его победе не помешает никто и лишние нечестно заработанные секунды ему ни к чему.

И правда же, Sky упустить победу не мог – если кто-то и готов был бросить вызов Уиггинсу, то лишь соотечественник и коллега по команде Крис Фрум. Перед началом гонки даже было неясно, кто же станет лидером среди британцев, но уже на втором этапе у Фрума случился прокол, повлекший за собой полутораминутное отставание. Ставка была сделана на Уиггинса, а Крису приказали работать на Брэдли. Он-то подчинился, но пару раз показывал норов, ненароком теряя желтую майку в горах, как бы демонстрируя, что способен на большее, если бы не эта дурацкая субординация.

Итак, первая и главная причина победы Уиггинса – помощь команды. Ему даже не пришлось выигрывать этапы: за плечами гонщика лишь два триумфа на коронных разделках, а в остальное время он просто терпел в горах. А их в этот раз было не так и много, ведь организаторы «Большой петли» резко уменьшили количество горных финишей в пользу зрелищности и спринтерской борьбы впереди. В какой-то мере задуманное удалось: во второй половине гонки побеждали сплошь отрывы, тогда как Уиггинс и Ко тихо ехали позади и не пускали конкурентов к победам на этапе, что и стало причиной номер два. В силу вышеописанных обстоятельств из когорты претендентов выпал Фрум, Контадор отбывает дисквалификацию, братья Шлеки сошли из-за травм до и во время Tour de France. Оставались лишь Винченцо Нибали и прошлогодний победитель Кэдел Эванс, но итальянец не получил должной поддержки от партнеров и остался третьим, а австралиец не смог выйти на пик формы и сдался на нашем 16-м этапе, довольно много проиграв пелотону.

Как показалось, на Елисейские Поля парень в желтом приехал, даже не растратив всех сил. Очень удобно: и мечту воплотил в жизнь, и запас для выступления на домашней Олимпиаде оставил. Брэдли вернулся на родину героем, поучаствовал в церемонии открытия Игр, сделав символический удар в колокол, а потом завоевал для страны золото. Уигги, если кто не знает, стал четырехкратным олимпийским чемпионом (а есть еще бронза и два серебра) – предыдущие медали были завоеваны на треке. То, что гонка с раздельным стартом – его вотчина, Уиггинс доказал еще во Франции, а на родных дорогах он просто еще раз это подтвердил, привезя серебряному призеру Тони Мартину минуту, а своему верному помощнику Фруму, ставшему третьим, почти две. Теперь ждем сентябрьского чемпионата мира – еще никому не удавалось выиграть Tour de France, Олимпиаду и первенство планеты в один год, но, кажется, нашему герою все по плечу…

Российский провал

В концовке прошлогоднего материала автор этих строк выразил два пожелания: увидеть победу российских гонщиков и встретить среди сотен флагов наш триколор. К сожалению, сбылось лишь одно: какая-то российская семья, отдыхавшая в Пиренеях, доехала-таки до По поддержать своих. Но осталась недовольна увиденным: Денис Меньшов, числившийся в списке претендентов на пьедестал, отстал, да и вся «Катюша» провалилась. Из положительных моментов можно отметить итоговое 19-е место Эдуарда Ворганова – для грегари, всю гонку работавшего на Меньшова, это весьма достойный результат. Но мы по русской традиции хотим гораздо большего, так что загадаем и на этот раз: пусть в следующем июле в Париже вместо God Save The Queen прозвучит российский гимн. Скрестим пальцы?

Партнеры журнала: