Путешествие к центру Земли

Большой спорт №3(50)
Этот проект родился из любви. Любви к большим горам и катанию вне трасс. Родина российского фрирайда – Приэльбрусье и Домбай, японский остров Хоккайдо с его удивительно легким снегом, многометровые сугробы в Гималаях, спуски с видом на фьорды в Центральной Норвегии и огненная Камчатка, где катаются по склонам вулканов. В рамках проекта RideThePlanet лучшие российские фрирайдеры отправились в серию путешествий по нетипичным для большинства поклонников горных лыж и сноуборда регионам.

    Вероника Сорокина

    Райдер проекта RideThePlanet
    Вид спорта: горные лыжи
    Достижения: 7-е место в рейтинге Freeride World Tour-2010 по итогам сезона

    В российском фрирайде вы – одна из сильнейших, тогда как на мировом уровне часто уступаете соперницам. Чего не хватает для международного прорыва?

    В прошлом году я соревновалась только в квалификационной серии Мирового фрирайд-тура и закончила сезон на 7-й позиции. Это хороший результат, ведь участвовало более 50 райдеров из многих стран мира. Чтобы добраться до призовых мест, не нужно даже приезжать на все этапы тура, так как итоговый результат складывается из трех лучших в сезоне.

    Считаете, что достигли предела своих возможностей?

    Ни в коем случае. Я знаю, что могу больше и лучше. К сожалению, пока просто не получилось. Чего не хватает? В первую очередь уверенности – неудачи надолго лишают моральных сил. Страшно показать результат, который будет хуже ожидаемого, а страх – плохой помощник, бороться с ним очень тяжело. Вне соревнований я катаюсь гораздо смелее и раскованнее. Кроме того, часто вмешиваются травмы – у меня три серьезные операции на коленях. Последняя была в мае, так что не восстановилась до сих пор. Внушает оптимизм, что даже в нелучшей форме на соревнованиях в Швейцарии заняла 8-е место из 23.

    Когда и как был сделан шаг от любительского увлечения горными лыжами к профессиональным выступлениям?

    На самом деле я до сих пор не сделала такой шаг. Профессиональные выступления – это те, за которые ты получаешь деньги. Никто из российских райдеров участием в соревнованиях на жизнь не зарабатывает. Такое просто невозможно. Спонсоры дают экипировку и иногда оплачивают поездки. Мы, как альпинисты, соревнуемся для собственного развлечения, удовольствия, амбиций, из-за любви к этому спорту и образу жизни. Не секрет, что российские альпинисты – одни из лучших в мире. Зачастую, чтобы заниматься любимым делом и ходить в горы, они тратят последние заработанные деньги.

    На сайте RideThePlanet у вас указано немало спонсоров. Что их привлекает и какую отдачу от вас они хотят иметь?

    В этом году у меня вообще нет спонсоров. Ни одного. Кризис в мировой экономике сказался и на объемах спонсорских инвестиций в наш непопулярный, но безумно красивый вид. Я продолжаю кататься, участвовать в съемках проекта RideThePlanet, но выступаю на соревнованиях исключительно за собственные средства. Приходится много экономить, но я понимаю: потеряешь год, будет тяжело вернуться на прежний уровень. Правда, раньше спонсоров было больше. Как мне кажется, в первую очередь их привлекает красивая картинка, дух приключения, чувство свободы и необычность происходящего. Фото или видео фрирайдера гораздо более ярко и красиво, чем фото спортсмена, проходящего классическую горнолыжную трассу. И пусть катанием вне трасс в реальности занимаются очень мало людей, но эмоции от созерцания красоты, легкости, гармонии с природой способны ощутить миллионы, даже если они никогда не бывали в горах. Поэтому бизнес-структуры должны быть заинтересованы в том, чтобы использовать этот яркий образ в своей рекламе. Настоящие красота и искусство не должны оставаться незамеченными.

    Константин Галат

    Руководитель проекта RideThePlanet
    Вид спорта:* горные лыжи и сноуборд
    Достижения: неоднократный участник российских и мировых соревнований по фрирайду

    На сайте whiteguides.ru вы представлены как «гид фрирайда и хели-ски, фотограф, путешественник». Какая из этих ипостасей вам ближе всего сегодня?

    На данный момент я все меньше связываю свое будущее с работой гидом в горах. Ко мне приходит понимание того, что здесь нельзя распаляться, эта профессия должна стать делом всей жизни, призванием. Нужно быть только гидом, ничем больше не занимаясь, к чему я не готов. Так что в последние годы хожу в горы в основном с друзьями и единомышленниками. А путешествия – неотъемлемая часть занятий фрирайдом, перемещение по различным горным районам, поиск новых рельефов для катания. Проект RideThePlanet материализовался каким-то естественным образом, захотелось рассказать о том, чем мы давно увлечены, – о катании в больших горах, поделиться фотографиями и эмоциями. И сейчас он является для меня наиважнейшим в жизни.

    Если можно было бы выбрать любую точку планеты, где вы хотели бы жить? Там же и катались бы или предпочли бы продолжать покорять мир?

    Не люблю эту формулировку – «покорение мира». Как и зачем его покорять? Планета огромна и разнообразна. И чем больше путешествуешь, тем лучше понимаешь это. А вот место жительства я еще не выбрал – нахожусь в активном поиске. 10 сезонов провел в Приэльбрусье, с этим местом связано очень многое – и занятия спортом, и круг общения. Наверное, там я немного ощущаю себя дома, хотя его в Приэльбрусье и нет. А он должен быть, как и место, куда всегда хочется вернуться.

    Есть ли у вас как фрирайдера и экстремального фотографа заветная мечта? Где хотите побывать и что запечатлеть на камеру?

    Мест, где хотелось бы побывать, очень и очень много. Перечисление бессмысленно – в этом списке и Аляска, и Гималаи, и такая разная и огромная Россия. Причем мест, куда хотелось бы вернуться, также более чем достаточно.

    Кирилл Анисимов

    Райдер проекта RideThePlanet

    Вид спорта: горные лыжи и сноуборд.
    Инструктор ВАГИ
    Достижения: неоднократный победитель Кубка России по фрирайду

    Вы родились, выросли и встали на лыжи в Приэльбрусье. Говорят, что тот, кто начал кататься на Чегете, потом все равно туда возвращается, так как все остальные горы кажутся ему легкими. Это действительно так?

    Совершенно не согласен с такой точкой зрения, считаю ее полнейшей ерундой. В любых горах можно найти много сложного и интересного. Но нельзя не отметить, что для российского фрирайда Чегет – действительно особая школа, через которую прошли почти все. Многие возвращаются, многие нет – у каждого складываются свои отношения с Чегетом.

    На какие горы вы готовы променять Приэльбрусье?

    Не думал над этим. В принципе, полно мест, где можно поработать гидом или просто кататься. Но жизнь складывается таким образом, что пока я никуда отсюда не уезжаю.
    _
    Не секрет, что уровень российских райдеров несколько ниже, чем у европейских коллег. За последние два года что-то изменилось? Ведь сегодня в России проводится, в частности, и один из этапов Мирового фрирайд-тура. Или это просто маркетинговая инициатива генерального спонсора, а Россия же в целом к ней не готова?_

    Если не организовывать серьезных соревнований, то и уровень расти будет очень медленно. Так что проведение этапа Мирового тура – подход правильный и помогает прогрессировать. России, конечно, пока далеко до Франции, Швейцарии, Австрии, но если сравнивать со странами с аналогичным количеством курортов и горной инфраструктурой, мы выступаем на хорошем уровне. Да, проблем в нашем фрирайде полно, но стремиться к прогрессу все равно надо.

Партнеры журнала: