Олимпиец

Большой спорт №3 (31) Март 2009
Дмитрий Маслов
О спонсорстве, бюджете и новой символике XXII Олимпийских игр президент Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

В Golden 25, рейтинге самых влиятельных деятелей мирового спорта, ежегодно публикуемом агентством Around the Rings, в 2009 году первое место занял глава Оргкомитета «Лондон-2012» Себастьян Коэ. Причем в аналогичном списке 2008 года главный британский олимпиец располагался лишь на 24-й позиции. Такой стремительный взлет эксперты объясняют тем простым фактом, что подготовка к лондонской Олимпиаде вступила в свой решающий этап.

Имя Дмитрия Чернышенко в нынешнем списке Golden 25 пока вообще не значится. От России в этом топ-рейтинге присутствует лишь вице-премьер Дмитрий Козак, отвечающий за подготовку к сочинским Играм (17-я позиция). Но, безусловно, уже через несколько лет Чернышенко не просто окажется в Golden 25, но и займет там самое высокое место. Ведь именно его команде осуществлять подготовку и проводить в России в 2014 году зимнюю Олимпиаду.

О спонсорстве, бюджете и новой символике XXII Олимпийских игр президент Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Сегодня Оргкомитет уже закончил прием заявок на звание Генерального партнера Олимпиады-2014 в трех категориях – банк, телекоммуникации и нефть. Насколько количество компаний, подавших свои заявки, и их предложения соответствовали вашим ожиданиям? Какие из шести спонсорских категорий вы считаете самыми проблемными в плане поиска партнеров?

Олимпийские пять колец – один из самых узнаваемых и успешных брендов в мире. Об этом говорят не только результаты исследований. Так, например, телетрансляции с пекинских Игр смотрели 4 миллиарда человек. А крупнейшие транснациональные компании уже сейчас, за пять лет до Олимпиады в Сочи, спешат подписать контракты в рамках программы «Всемирные партнеры МОК» (Top Partners) до 2016 года включительно.

Но хочу отметить, что список партнеров «Сочи-2014» будет ограничен. До десяти компаний смогут стать Генеральными партнерами, такое же количество бизнес-структур мы сможем наделить статусом Партнеров. Поставщиками Оргкомитета станут порядка пятнадцати компаний. Получив право на проведение в Сочи Олимпийских игр, мы дали российскому бизнесу новый эффективный инструментарий. Прямая ассоциация с самым масштабным спортивным событием планеты, повышение узнаваемости марки и рост потребительской лояльности к ней, оздоровление бренда и даже вывод его на новый уровень – вот лишь некоторые возможности, которые открывает перед компанией партнерство с Олимпийским движением, сила которого, кстати, не ограничивается лишь маркетинговым потенциалом.

По оценкам экспертов, суммы спонсорских сделок по России упали в среднем на 30 процентов по сравнению с летом 2008-го. Возможен ли в связи с этим пересмотр первоначально запланированных сумм контрактов с партнерами «Сочи-2014» в сторону уменьшения, а также увеличение сроков проведения конкурса?

Олимпийское спонсорство – совершенно особенный проект. Начнем с того, что оно является более эффективным маркетинговым и коммуникационным инструментом, чем традиционные средства (ATL и BTL). И первые соглашения с нашими Генеральными партнерами это еще раз подтверждают. Компании готовы бороться за право стать партнером «Сочи-2014», несмотря на непростые экономические условия.

Мобильным оператором XXII Олимпийских зимних игр стала компания «Мегафон», телекоммуникационным оператором – «Рос­телеком». Сделка была заключена в рекордно короткие сроки и получила статус самой крупной в истории национального Олимпийского спонсорства. Общая сумма инвестиций в результате партнерства может составить порядка 500 миллионов долларов, из которых собственно сделка была закрыта на отметке 260 миллионов долларов. Помимо этого, наши партнеры намерены инвестировать в развитие инфраструктуры города и региона более 200 миллионов долларов.

Генеральным партнером Игр в категории «Нефть» стала компания «Роснефть», принесшая в копилку Игр-2014 180 миллионов долларов и ставшая полноправным участником подготовки Олимпийской инфраструктуры. Отмечу, кстати, что сумма контрактов берется не с потолка – это результат тщательного финансового расчета потенциальных партнеров. Так, в частности, «Роснефть» может рассчитывать на значительное увеличение продаж нефтепродуктов в регионе проведения Игр. Так что суммы контрактов вполне оправданы дивидендами.

Получив право на проведение в Сочи Олимпиады-2014, мы дали российскому бизнесу новый эффективный инструментарий. Прямая ассоциация с самым масштабным спортивным событием планеты, повышение узнаваемости марки и рост потребительской лояльности к ней, оздоровление бренда и даже вывод его на новый уровень – вот лишь некоторые возможности, которые открывает перед компаниями партнерство с олимпийским движением

Что касается конкурсных процедур, то они состоят из нескольких этапов. Вкратце это выглядит так: после закрытия категории Оргкомитет направляет зарегистрировавшимся на сайте компаниям приглашение на участие в конкурсе, в ходе которого определяется победитель в каждой категории. Зарегистрировавшиеся компании, в свою очередь, должны подтвердить участие и представить Оценочной комиссии предложения по спонсорству. В ее состав, помимо руководства Оргкомитета, могут войти и представители регуляторов тех отраслей, по которым выбирается парт­нер. Окончательное решение принимается после презентаций участников и финального аукциона, который проводится в случае, если будет подано больше одной заявки.

Являются ли спонсоры сочинской Олимпиады автоматически и спонсорами Паралимпиады или проводится отдельный конкурс? Существуют ли объекты, которые необходимо построить только к Паралимпийским играм?

Важно понимать, что Паралимпийские игры – это не дополнительное мероприятие Олимпиады, а самостоятельное масштабное событие. А значит, партнеры Олимпийских игр не становятся автоматически партнерами Паралимпийских. Правда, компании, получившие статус «Партнер XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи», получают и приоритетное право на заключение паралимпийского спонсорского соглашения.

Соревнования спортсменов с ограниченными физическими возможностями пройдут на тех же площадках, что и Олимпийские игры, то есть объектов, построенных только для Паралимпийских игр, не будет. Как и в Пекине, подготовка к Паралимпийским играм интегрирована в общую задачу. Но при этом все соревновательные и инфраструктурные объекты окажутся полностью соответству­ющими параметрам доступности.

Оргкомитет «Сочи-2014» уделяет значительное внимание защите Олимпийской символики. Довольны ли вы возможностями, которые в этом плане предоставляет российское законодательство? Когда можно ждать «громких» дел, связанных с борьбой с контрафактной продукцией?

Ждать «громких» дел не нужно, «гром» от них гремит уже сегодня. Слишком многие в России воспринимают символику сочинских Игр как общее, если хотите, народное достояние и, соответственно, уверены в легитимности своих маркетинговых инициатив с ее использованием, считая, что таким образом они «продвигают Олимпиаду».

С принятием закона, регламентирующего использование Олимпийской символики, была обеспечена законодательная база для реализации маркетин­го­во­го потенциала Олимпиады и Па­ралимпиады в Сочи на территории России. Хотя, честно говоря, люди еще пока мало знают о проблеме контрафактной продукции. Российские граждане не понимают, что, приобретая пиратские копии у недобросовестных продавцов, они сами провоцируют новые правонарушения. Покупка такой продукции – это реальный риск для потребителя. Такие товары могут быть просто-напросто опасны для здоровья.

Оргкомитет ведет разъяснительную и образовательную работу с населением, производителями и распространителями контрафактной продукции. Мы также активно сотрудничаем с правоохранительными органами и даже подписали ряд соглашений, направленных на предупреждение, выявление и пресечение несанкционированного использования Олимпийской символики с МВД, ФТС, ФАС и Роспотребнадзором, а также с прокуратурой и администрацией Краснодарского края.

Ожидаете ли вы изменения бюджета Олимпиады? С какой периодичностью он будет пересчитываться?

Заявленный бюджет Оргкомитета «Сочи-2014» на проведение Олимпийских и Паралимпийских игр составляет 1,5 миллиарда долларов, что соответствует среднему уровню затрат на организацию предыдущей Олимпиады. По опыту прошлых лет могу сказать, что корректировка бюджета обычно проводится один раз в полгода.

Что касается сумм на строительство инфраструктуры и Олимпийских объектов, то согласно заявлениям вице-премьера по подготовке к Олимпиаде-2014 Дмитрия Козака, перерасхода средств не ожидается. А снижение стоимости строительных материалов позволит даже сэкономить на строительстве инфраструктуры и Олимпийских объектов.

В 2009 году планируется представить новую эмблему сочинских Игр. В чем должно заключаться основное отличие новой символики от ныне действующей?

Новый логотип «Сочи-2014», который станет эмблемой XXII Олимпийских игр, мы рассчитываем показать в третьем квартале 2009 года. Он будет полностью соответствовать стратегическому видению Оргкомитета – тому, как мы хотим, чтобы воспринималась сочинская Олимпиада.

Слишком многие в России воспринимают символику сочинских Игр как общее, если хотите, народное достояние и, соответственно, уверены в легитимности своих маркетинговых инициатив с ее использованием, считая, что таким образом они «продвигают Олимпиаду». Но мы надеемся, что меры, предпринимаемые нами совместно с органами исполнительной власти, позволят значительно сократить, а возможно, и полностью исключить случаи масштабного распространения олимпийского контрафакта

В настоящий момент эмблемой Оргкомитета «Сочи-2014» выступает пятиконечная снежинка. Именно с ней мы добились победы в борьбе за право провести первые в истории современной России Олимпийские игры. При ее создании мы опирались на четкий маркетинговый расчет. Логотип был нацелен на конкретную и очень узкую аудиторию – 113 голосующих членов МОК. Был составлен их психологический портрет, выявлено то, чего ждут от эмблемы люди, чей средний возраст составлял 65 с лишним лет. Таким образом, получился логотип, в котором явно прослеживалась ностальгия по советским временам и присутствовали различные символы государственности.

Не могу пока раскрывать детали, но уверяю вас, что новое видение «Сочи-2014» станет действительно инновационным. На адрес Оргкомитета уже пришло множество идей и предложений по дизайну и концепции символики сочинских Игр. Мы обязательно обратимся к этой базе данных при разработке логотипа. Но на последнем этапе мы планируем привлечь одно из ведущих международных агентств для профессиональной прорисовки эмблемы.

При подготовке и проведении Олимпиады по традиции значительную роль играют волонтеры. Существует ли у «Сочи-2014» программа их набора и подготовки? По какому принципу набирается персонал, каким будет процент иностранцев?

Для нас, как для организаторов столь масштабного события, как Олимпийские и Паралимпийские игры, волонтеры будут играть одну из ключевых ролей. Именно от их работы во многом будет зависеть то, каким мир увидит сочинскую Олимпиаду, а значит, и образ новой России.

Из 25 тысяч человек, которые добровольно будут работать на Играх, около 40 процентов – это волонтеры-специалисты в области спорта, транспорта, медицины, международных отношений и информационных технологий. А вот 60 процентов составят волонтеры общего профиля. Среди них обязательно окажутся и иностранные граждане, но пока мы еще не можем назвать точное их количество. Начиная с ноября 2011 года, в течение двух лет, мы планируем начать широкую информационную кампанию и принимать онлайн-заявки с целью отбора волонтеров для подготовки и проведения Игр. Кроме то­го, в России, прежде всего в Краснодарском крае и Сочи, планируется формирование команд волонтеров на конкурсной основе, на базе квалификационных требований, установленных Оргкомитетом.

Принять участие в этом процессе смогут как профессионалы, так и люди, не обладающие специальными навыками, но все они должны быть мотивированы и готовы отработать не менее тринадцати дней на Олимпийских или восьми дней на Паралимпийских играх, по восемь-десять часов в смену, пройти специальное обучение еще до Олимпиады. Основные требования к волонтерам – это приверженность ценностям Олимпийского движения, свободное владение английским языком, компьютерные навыки, умение работать в команде. Волонтеры, которые будут трудиться на Паралимпийских играх, должны иметь мотивацию к оказанию социальной поддержки людям с ограниченными возможностями. Лишь небольшое число Олимпийских волонтеров мы отберем также и для работы на Паралимпиаде – это право нужно будет заслужить.


Как выбирают партнеров «Сочи-2014»

Партнерская программа «Сочи-2014» включает несколько уровней: до 12 глобальных топ-партнеров МОК, 10 национальных партнеров «Сочи-2014» (первый уровень) в статусе Генеральных партнеров, до 10 национальных партнеров (второй уровень) в ранге Официальных партнеров, до 15 официальных поставщиков (третий уровень).

Оргкомитет планирует активировать спонсорские контракты первого уровня до 2010 года, второго уровня – до 2011-го, третьего уровня – до 2013-го. К категориям первого уровня относятся нефть, телекоммуникации, банки, одежда и обувь, металлургия, газ, пассажирские авиаперевозки, страхование.

Спонсорами сочинских Игр уже стали «Роснефть», «Ростелеком», «Мегафон».

Партнеры журнала: