Дрифт с русским акцентом

№2(144)_2021
Текст: Александр Дмитриев Фото: RDS
Интерконтинентальный кубок FIA по дрифту возвращается. Впервые в истории его проведет российский промоутер – RDS, а сами заезды состоятся в Риге 12–13 июня. Это уникальный случай для российского автоспорта – еще никогда FIA не доверяла организацию соревнований такого уровня российским компаниям. А ведь массовое увлечение дрифтом в России началось совсем недавно, лет 15 назад, после выхода третьего фильма франшизы «Форсаж» – «Токийский дрифт». О том, как российский дрифт, зародившись на улицах, покорил мировую арену, – в материале «Большого спорта».

Голливудский импорт


В России дрифт появился примерно так же, как в Японии, только в пять раз быстрее. Согласно легенде, дрифт зародился у подножия Нагано и Фудзиямы в 1960-х, когда уличные хулиганы, соревнуясь друг с другом, стали проходить повороты в контролируемом заносе – на горных серпантинах такая манера позволяет ехать быстрее. Однако, возвращаясь на улицы, «нелегалы» продолжали поворачивать в скольжении – и выглядело это очень эффектно.


В нашей стране уличная автомобильная субкультура стала бурно развиваться в 2000-х – с выходом фильма «Форсаж». Но даже на легендарном московском «Смотре» слово «дрифт» мало кто слышал до 2006 года и премьеры «Токийского дрифта». Именно в этом фильме широкая публика впервые увидела, как машины едут боком, а пилоты жгут резину. Атмосфера фильма стала отражением того, как хотела проводить время собиравшаяся на Воробьевых горах публика, а что такое «дрифт», теперь знали все. 

Вскоре стало очевидно, что крутить «пончики» вокруг клумб небезопасно, а сборища стали вызывать все большее раздражение правоохранительных органов. Однако дрифт-культура в России уже набрала такую мощь, которая требовала выхода – и им стали легальные соревнования на специально оборудованных площадках. Первые такие состоялись в 2007 году в Сорочанах – в рамках фестиваля японских автомобилей. Так, на глазах тысяч зрителей – и под камерами федеральных телеканалов – в России родился официальный дрифт. Уже в 2008-м был запланирован первый полноценный чемпионат – из пяти этапов.


Спорт «нелегалов»


В США и Японии к этому моменту уже существовали полноценные первенства. Центром притяжения субкультуры стал журнал Option – его основатель и главный редактор Дайдзиро Инада вместе с Кэйити Цутией позже создадут D1 Grand Prix – чемпионат, который объединит под одним крылом всех японских дрифтеров.


Журнал Option освещал не только дрифтовые мероприятия. Там появлялись материалы о заездах на скорость в Бонневиле или о состязаниях в США, в которых принимали участие и редакторы издания. Одной из любимых рубрик читателей были ответы на вопросы: Кэйити Цутия регулярно разбирал приходящие в редакцию письма и подробно рассказывал о дрифтовой технике, нюансах пилотажа и прочих тонкостях, которым научился сам.


В США дрифт тоже появился с подачи Option – именно Инада стал одним из организаторов первых в Штатах соревнований, и лишь спустя много лет там образовался собственный чемпионат. При этом в США массовая популярность дрифта тоже началась с «Токийского дрифта», а до этого искусство контролируемого заноса оставалось уделом энтузиастов – пусть и гораздо более многочисленных, чем в России. Как и в Японии, в США дрифт повлек за собой всплеск интереса к тюнинг-культуре и появлению множества частных мастерских, которые позже превращались в знаменитые тюнинг-ателье. Вокруг заездов в скольжении начала выстраиваться полноценная индустрия со своей фан-базой, и появление дрифта на телевидении было вопросом времени – вскоре местный чемпионат стал в США одним из самых зрелищных шоу на автомобильных и спортивных каналах.


В какой-то момент американский дрифт начал отделяться от японского и сильно изменился – в Штатах теперь даже дрифтят по-другому. Японский стиль – это инерционное скольжение, когда пилот отпускает газ, а автомобиль движется по инерции. Здесь требуются филигранное чувство машины и точнейшая работа рулем. Американский дрифт более агрессивен. В Америке, входя в занос, пилот добавляет газ, и заднюю часть сносит с эффектным шумом и дымом из-под колес. Эти заезды проходят на более высоких скоростях и смотрятся зрелищнее, но, с другой стороны, японские трассы оказываются коварнее и требовательнее к навыкам пилота. Столь разный подход к дрифту не мог не поставить вопрос ребром: миру требовалось соревнование, которое объединило бы дрифтеров по обе стороны океана.


РДС: между Востоком и Западом


Тем временем в России набирал обороты собственный чемпионат по дрифту: этапов и участников становилось все больше, география проведения заездов ширилась, а на трибуны подтягивались зрители. Российский дрифт всегда радовал разнообразием техники: в одном заезде можно увидеть как японские автомобили, так и построенные на базе отечественных «пятерок» и даже более диковинных моделей «корчи».


Дрифт – одна из наиболее зрелищных дисциплин автоспорта, и это обусловлено самим форматом проведения соревнований. Непосредственно заезд здесь длится не более минуты, и в каждом раунде парной сетки определяется победитель, который продолжает борьбу по сетке, и проигравший, выбывающий из турнира. В отличие от кольцевых гонок, зрители на трибунах точно знают, когда ждать событий на трассе, а когда – отойти в сервисный парк или зону кейтеринга.


Еще одной причиной взлета популярности дрифта в России стала активная жизнь в паддоке. Болельщики здесь не только могут пройти вдоль боксов и вблизи рассмотреть автомобили или взять автограф на параде пилотов, но и пообщаться с кем-то из звезд, поучаствовать в конкурсах от партнеров первенства и спонсоров команд. К тому же дрифт проходит на компактной площадке: трасса занимает лишь несколько поворотов, а потому пришедшим зрителям удобно добираться до ключевых точек притяжения мероприятия.


За зрителями потянулись и спонсоры – и речь не только о крупных автоспортивных игроках, занимающихся и другими дисциплинами, но и о крупных международных брендах. Благодаря поддержке бизнеса стали увеличиваться бюджеты, вырос уровень техники и подготовки спортсменов.


В 2019 году Российская дрифт-серия отметила 10-летие со дня основания. К этому моменту национальное первенство по дрифту RDS GP стало одним из самых престижных чемпионатов в мире – наряду с японским D1GP и американской Formula D. В российском первенстве регулярно выступают звезды из США, Японии и Европы, а в сезоне-2021 в RDS GP перешел Джеймс Дин – единственный пилот в мире, которому удавалось три года подряд держаться чемпионом Formula D. Но главное – Георгий Чивчян, трехкратный чемпион RDS GP, дважды выиграл Интерконтинентальный кубок FIA по дрифту, то самое первенство, которое призвано определить сильнейшего в мире. И пока никому, кроме Гочи, так и не удалось взять Кубок дважды.


Кубок всех континентов


FIA взяла дрифт под свое крыло в 2015 году, официально признав заезды в контролируемом заносе автоспортивной дисциплиной, а в 2017-м состоялся первый в истории Интерконтинентальный кубок. Заезды прошли на острове Одайба, где ежегодно проходят этапы японского первенства D1. За основу были взяты японские правила – с электронной системой судейства DOSS. Пилоты соревновались два дня, а победитель определялся по сумме результатов, и сильнейшим в итоге стал Масато Кавабата, одержавший победу в первый день. Затем японец уступил Аркадию Цареградцеву, но россиянину в итоговой классификации не хватило десяти баллов – второе место.


В 2018 году Интерконтинентальный кубок прошел по более привычной схеме: одиночная квалификация – в один день и финальные парные заезды – на следующий. И, разумеется, не обошлось без сюрпризов: действующий обладатель Кубка Масато Кавабата выбыл уже в четвертьфинале из-за технических проблем. Победу в итоге завоевал Георгий Чивчян – на пути к первому месту он выбил Цареградцева и Наото Суенагу, а в финале оказался сильнее швейцарца Ива Мейера.


«Для меня это очень запомина­ющийся момент, – признавался тогда Чивчян. – Хотелось бы проехать с Цареградцевым позже по сетке, но в прошлом году он меня победил, так что это был своего рода реванш».


На следующий год Чивчян снова победил. Кубок 2019 года проходил на трассе «Цукуба», конфигурация которой оказалась еще сложнее и коварнее, а пилоты часто допускали ошибки. Собственно, после одной из таких из сетки парных заездов выбыл Юкио Мацуи, сражавшийся в полуфинале с Гочей, а перед финалом технические проблемы вывели из борьбы Хидеюки Фудзино.

За три года Интерконтинентальный кубок завоевал болельщиков и занял достойное место среди других мероприятий FIA. Стало ясно, что федерация всерьез взялась развивать дрифт, флагманом которого и стал Кубок. Однако в 2020 году внезапно разразилась мировая пандемия COVID-19, а проект Интерконтинентального кубка встал на паузу.


Российский рестарт


Полтора года о соревновании ничего не было слышно, и лишь в декабре 2020-го стало известно, что тендер на проведение соревнований в 2021–2023 годах выиграла РДС. Сам по себе факт победы российского промоутера со стороны FIA – символ признания российского автоспорта и того уровня, которого достиг отечественный дрифт.


В рамках Интерконтинентального кубка РДС станет промоутером и организатором мероприятия, в то время как пройдет оно по регламентам и протоколам, утвержденным FIA. Конфигурация трассы для Кубка будет объявлена позже, но, судя по всему, она получится очень длинной и предельно скоростной. Не подведет и состав пилотов: Георгий Чивчян уже подтвердил свое участие в состязании, куда поедет под первым стартовым номером, а публика ждет подтверждения выступлений Джеймса Дина и других звезд.


Все это обещает не просто вернуть соревнованию былой импульс, но и придать ему новый масштаб, а также привлечь новых болельщиков в Европе и США – за счет более удобного времени проведения заездов. Пока Интерконтинентальный кубок по дрифту не выглядит для FIA приоритетным мероприятием, даже если сравнивать уровень организации Кубка 2019 года с этапами RDS GP. Похоже, перед российским промоутером стоит задача превратить его в шоу мирового масштаба. Задача непростая, но у РДС есть три года на ее реализацию. И если получится, русский акцент останется в дрифте навсегда.