Роман со спортом

№2(150)_2022
Текст: Дмитрий Маслов Фото: Анна Макаревич
Генеральный директор «Европейской медиагруппы» Роман Емельянов вошел в историю российского спорта, став автором слов официального гимна московского «Спартака». О своем отношении к легендарному футбольному клубу, собственных спортивных увлечениях и коммерческих перспективах спортивных радиостанций в российских реалиях Роман рассказал нашему журналу.


Досье \ Роман Емельянов

  • Родился 3 июня 1975 года в Москве
  • Член Общественной палаты Московской области
  • Многократный лауреат Национальной премии в области радиовещания «Радиомания». Академик Российской Академии Радио
  • Генеральный директор «Европейской медиагруппы»

Вы выросли в семье гуманитариев. Спортом занимались в детстве?

Мама — актриса, отец — учитель русского языка и литературы, а также тренер по шахматам. Этот вид спорта не обошел меня стороной, посещал известную московскую школу «Белая ладья». Она располагалась на стадионе «Юных пионеров», там работала Людмила Белавенец, которая вела шахматную программу на советском телевидении. Я занимался серьезно, получил разряд, но шахматы не очень нравились — хотелось более подвижных видов спорта. Занимался футболом, карате. Потом поступил в театральный институт, профессиональный спорт из моей жизни исчез. Сейчас на любительском уровне играю в футбол, хоккей, русский бильярд и покер.

Что ближе — командные или индивидуальные виды спорта?

Индивидуальные дают больше возможностей для достижения результата, командные помогают понимать стратегию, достигать взаимопонимания с партнерами. Поэтому интересны и те, и другие. Иногда жалею, что жизнь только одна и всё успеть невозможно: добиться успеха в профессиональном футболе или хоккее. Думаю, у меня бы получилось.

Сколько времени в неделю уделяете спорту?

В зал хожу ежедневно. При возможности, конечно. Плавание, беговая дорожка, гантели… Примерно раз в неделю играю в футбол и покер. Впрочем, супруга занимается за нас двоих — она мастер спорта по лыжным гонкам, тренируется гораздо интенсивнее.

Вы играете в покер на высоком уровне. В чем основная мотивация?

У многих в нашей стране есть стойкая ассоциация покера с запрещенным в России за пределами игровых зон бизнесом. Я же занимаюсь исключительно спортивным покером, играю в легальных турнирах. В этом виде невозможно проиграть большие деньги: турниры или бесплатные, или с минимальным взносом, и ты борешься за медаль с мастерами высокого класса. Надеюсь, спортивный покер будет легализован и популяризирован: в нем нет тех зол, в которых принято винить игровую индустрию.

А как у вас с экстремальными видами спорта?

Наверное, только парапланеризм. С инструктором совершил прыжок с Эльбруса, причем, впервые в жизни. Уже после приземления узнал, что это весьма сложное и даже опасное в плане воздушных потоков место. Друзья, которые наблюдали за полётом внизу, видели, как нас понесло наверх и удивлялись, что я при этом не кричу, не ругаюсь. На самом деле, было очень страшно и не до криков — читал про себя «Отче наш».

Кстати, там же испытал все прелести «высотной болезни». Вместе с «Европой Плюс» мы отправились в экспедицию на Эльбрус, где команда радио №1 в России* должна была установить мировой рекорд — выйти в прямой эфир с самой высокой в истории общедоступного радиовещания точки планеты. Представитель книги «Гиннесс. Мировые рекорды» из-за пандемии COVID-19 прилететь в Россию не смог, зато мы оторвались по полной программе — несмотря на то, что приехали за несколько дней до восхождения, толком акклиматизироваться не успели. Действовали на грани героизма с идиотизмом. На сайте радиостанции есть фильм, в котором рассказывается о самой акции и ощущениях, которые испытывает непривычный к условиям высокогорья человек.

Какие качества, помогающие в работе, развивает спорт?

Я думаю все — это комбинация физической подготовки и интеллекта. В любом виде деятельности хорошо иметь натренированный организм. Когда ты поддерживаешь нормальный вес, контролируешь тело и обмен веществ – даже сидячую работу выполнять легче, мозг более вынослив, быстрее реагирует на происходящее вокруг. Спорт – это постоянное изменение внешней среды, ты учишься оперативно реагировать, и этот навык никогда не будет лишним.

Вы написали слова гимна московского «Спартака». Болеете за клуб или это стечение обстоятельств?

Я активно следил за выступлениями «Спартака» при главном тренере Олеге Романцеве. Позже работал в компании, а её совладельцем был Леонид Федун. И вот однажды я встретил Виктора Дробыша, который сказал, что написал музыку, идеально подходящую для гимна. Я послушал и предложил убрать куплеты, оставив только припев. Написал слова, и мы с болельщиками отправились на небольшой стадион, где попробовали напеть. Ребята высказали несколько замечаний, раскритиковали фразу «Я люблю “Спартак”», дескать, клуб не женщина. После изменений фаны приняли финальную версию, и наша песня стала гимном. Что, кстати, бывает не часто: у многих клубов есть свои официальные гимны, но болельщики предпочитают на стадионе исполнять что-то другое, своё. Много лет игравший за «Спартак» Артём Дзюба, с которым мы давно знакомы, очень удивился, когда узнал, кто автор гимна.

Текущий состав клуба знаете?

Не могу сказать, что пристально слежу за российским футболом, скорее, интересуюсь отдельными матчами и конкретными персонами — Артём Дзюба, Валерий Карпин, Юрий Сёмин… Вот они мне интересны.

Какой околоспортивный контент по вкусу: фильмы, музыка, ещё что-то?

Сейчас снимается много спортивного кино. Самое яркое из увиденного недавно – «Король Ричард». Обсуждали его с хорошим приятелем – спортивным журналистом Михаилом Сёминым. Он в восторге, а у меня впечатления двойственные. Сам теннис показан интересно. Уилл Смит сыграл хорошо, но в целом фильм перегружен расовой тематикой. На мой взгляд, спортивное кино сейчас заполнено неспортивными моментами – вопросами толерантности, политики, расы. Вместо истории о победе человека над обстоятельствами мы получили фильм о том, как афроамериканцам не дают жить. Но снято шикарно.

Российские спортивное кино отличается присутствием «научной фантастики». Часто кажется, что смотришь мультфильм, а не реальную историю.

«Европейская медиагруппа» запускала «Спорт FM». Сейчас вещает «Первое спортивное». Как вы оцениваете перспективы радио подобного формата?

На момент моего прихода, «Спорт FM» уже работало. Мы попытались вдохнуть в радиостанцию жизнь, построили знаменитую интерактивную студию с телеэкранами, где впоследствии Василий Уткин упал со стула, реформировали финансовую модель. Но ничего не получалось, стали склоняться к тому, что с экономической точки зрения вряд ли выйдет. Всё-таки нужна коммерческая отдача от проекта, иначе его невозможно делать качественно — с крутыми ведущими, гостями и трансляциям. Серьезное информационное вещание – не только спортивное – это очень дорого. Коллектив такой радиостанции в разы больше, чем у музыкальной, свыше 100 человек. Плюс подписки на спортивные ресурсы. Рекламодатели относились к формату настороженно, а никакой поддержки от государства, министерства спорта не было.

У запуска новой подобной радиостанции много проблем. Российский спорт сейчас отделен от мирового, к тому же у «Первого спортивного» нет серьезной федеральной сети; любой проект, рассчитывающий на коммерческий успех, должен её иметь: Москва, Санкт-Петербург, плюс регионы. Ещё один вопрос – лицензии, не знаю, как он будет решаться в новых реалиях. На «Спорт FM» популярностью пользовались трансляции. Люди едут с работы и хотят узнать, как развивается матч или гонка. В правовом плане это непростой вопрос трактовки: это именно трансляция идёт, или просто ведущий делится своими впечатлениями. В первом случае есть правообладатели, которые могут предъявить претензии. Помимо спортивной составляющей, у новой радиостанции есть и музыкальная. Насколько я знаю, формат «зашёл» далеко не всей аудитории.

Существует вероятность, что авторские права в отношении компаний, ушедших из России, можно будет официально не соблюдать. Это поможет радиостанции выжить?

Теоретически — да. Россия традиционно старалась исполнять лицензионные обязательства, следовала нормам даже тогда, когда к нам относились по-другому. В частности, создатели одноимённых с нашими радиостанций «Ретро FM. Украина» или «Европа Плюс. Украина» просто украли бренды и годами вещают. Вопрос в том, какую позицию займут российские власти сейчас. Второй — каким будет интерес к событиям, в которых не участвуют российские спортсмены или к внутрироссийским чемпионатам без легионеров? Маятник может качнуться в любую сторону.

Некоторым российским спортсменам изоляция может даже пойти на пользу. В том же биатлоне можно многое переосмыслить, болельщикам надоели поездки за позором на этапы Кубка мира. Кризис можно использовать на пользу, он открывает возможности.

Вы действительно думаете, что интерес к какой-либо области спорта, кроме собственных тренировок и заботы о личном здоровье может повыситься в условиях изоляции?

Когда пловец становится пловчихой и всех побеждает, лично я задаюсь вопросом: «А стоит ли нам участвовать в таком международном сообществе?». Можете называть меня динозавром. Когда человек действительно увлечен спортом, он хочет, в первую очередь, победить себя, что-то доказать. Остальное прилагается, в том числе — победы на соревнованиях. Спорт сейчас коммерциализирован, этому способствует и популярность букмекерства. А ведь изначально это всё было про другое — про здоровый образ жизни и личное совершенствование.