Юбилей в снегах

Большой спорт №1-2(49) Январь - Февраль 2011
В нынешнем январе ажиотаж вокруг легендарного Ралли Монте-Карло оказался куда выше обычного. Дело в том, что Ралли Монте-Карло отмечало вековой юбилей.

Для автогонок княжество Монако – настоящая Мекка. Без всяких «но» и «если». Многие считают знаменитый этап «Формулы-1» визитной карточкой этого миниатюрного города-государства в мире моторов. Однако не меньшей, а то и большей популярностью пользуется легендарное Ралли Монте-Карло. В нынешнем январе ажиотаж вокруг этого и без того знаменательного события оказался куда выше обычного. Дело в том, что Ралли Монте-Карло отмечало вековой юбилей.

Естественно, желающих выиграть эту раллийную жемчужину набралось значительно больше, чем обычно. А самое бескомпромиссное сражение в рамках стартового этапа сезона-2011 популярной серии IRC (Intercontinental Rally Challenge) развернулось между командами Škoda и Peugeot. Битва получилась действительно славная. С собой, с соперниками и с экстремальной погодой.

Место, где родилось ралли

По утверждениям историков автоспорта, сам термин «ралли» впервые был применен именно в связи с заездами в Монте-Карло. Дебют состоялся в январе 1911-го под патронажем князя Альбера I. Властитель логично рассудил, что захватывающие гонки с финишем в Монако привлекут в его маленькое государство толпы туристов и добавят доходов казино. Производители автомобилей также отнеслись к идее позитивно – в экстремальных условиях ралли они могли испытать собственные технические новинки и хорошенько разрекламировать свою продукцию. Особенно в случае победы. За столетнюю историю Ралли Монте-Карло прерывалось трижды. По уважительным причинам – из-за Первой и Второй мировых войн и нефтяного кризиса 1974-го. А так, в спокойное время, представить без традиционных раллийных гонок княжество Монако уже давным-давно нельзя.

С 1973-го по 2008-й Ралли Монте-Карло открывало World Rally Championship, но когда организаторы чемпионата мира решили использовать принцип ротации и не включили соревнования в Монако в календарь, организаторы переключились на молодую и динамично развивающуюся серию IRC. Коей верны на протяжении трех последних лет.

Любопытная деталь: в 1964-м для раскрутки своей продукции на мировых рынках на участие в знаменитом ралли решились и представители СССР. Пусть «Волгам» и «Москвичам» не удалось побороться за победу, свой след в истории они, безусловно, оставили. Да и до финиша добрались. Наши соотечественники получили за свое участие памятные медали. Причем на той церемонии, по свидетельству очевидцев, присутствовали принцесса Грейс и ее маленький сын Альбер.

После смерти своего отца князя Ренье III в 2005 году Альбер II стал правителем Монако и, следовательно, покровителем Ралли Монте-Карло. В спортивном мире он прославился как участник пяти Олимпиад в качестве бобслеиста. Хотя, безусловно, любил и любит быструю езду не только по ледовым желобам, но и по дорогам. Недаром четверть века назад по молодости лет лично «гонялся» в легендарном ралли-рейде «Дакар».

Звездная компания

В этом году князь с удовольствием участвовал в юбилейных мероприятиях, лично презентовав яблочный пирог (традиции вручать это знаменитое лакомство всем раллистам, проезжающим город Антрэг во время перегона между спецучастками соревнований, уже больше трех десятков лет) своему соотечественнику Даниэлю Элена. Штурману знаменитого семикратного чемпиона мира по ралли WRC Себастьяна Леба, решившему на время Ралли Монте-Карло-2011 ненадолго переквалифицироваться в пилота. Даниэлю эксперимент понравился, но на победу в состязаниях он, конечно, не претендовал, заняв только 52-е место.

Надо сказать, что в юбилейных соревнованиях пожелало участвовать немало автогоночных знаменитостей. Но не всем это удалось. В частности, едва ли не в последний момент снялся пилот Lotus-Renault в «Формуле-1» Роберт Кубица. Польский напарник нашего Виталия Петрова души не чает в раллийных гонках и очень хотел стартовать. Однако отказался от этой идеи. По одной из версий – из-за запрета «формульской» команды садиться за руль машины другой марки. Тем не менее и без Кубицы звезд хватало. Чего стоят хотя бы чемпион мира-2003 в WRC норвежец Петтер Сольберг и его брат Хеннинг, знаменитый французский раллист Франсуа Делекур, известный многостаночник, пилот гонок «Формула-1» и «24 часа Ле-Мана» француз Стефан Сарразан и еще один экс-«формулист» итальянец Алекс Каффи. Причем простым участием большинство вышеперечисленных не ограничились, они вступили в борьбу за призовые места и даже за победу. И едва не преуспели.

Взлет и падение Юхо

Стефан Сарразан на своем Peugeot 207 возглавил Ралли Монте-Карло после первого спецучастка, однако затем лидерство захватил чемпион серии IRC-2010 финн Юхо Ханнинен на Škoda Fabia. Примечательно, что Škoda в нынешнем году также отмечает юбилей – 110 лет с момента первого участия марки в автогонках. В связи с этими двумя событиями была выпущена версия авто под названием Škoda Fabia Monte Carlo Anniversary Edition. Хетчбэк со специально разработанным аэродинамическим обвесом, новыми колесными дисками и другими «примочками».

В связи с двумя круглыми датами руководство заводской команды Škoda также не скрывало – мотивация одержать победу чрезвычайно высока. И Ханнинен сразу же показал обоснованность претензий на успех. Уже на втором спецучастке побил рекорд знаменитого француза Дидье Ориоля, установленный еще в 1994-м. Дальше доминирование Ханнинена продолжилось – он выиграл и третий отрезок. Еще один пилот Škoda бельгиец Фредди Лойкс выбрался на второе место. Лойкс и Ханнинен опередили всех соперников и на четвертом спецучастке. Финн с бельгийцем завершили первый день уверенными лидерами, за ними расположился лучший из пилотов Peugeot Петтер Сольберг.

В сезоне 2010 года Skoda доминировала в IRC. Чешский производитель победил в общекомандном зачете, а Юхо Ханнинен и Ян Копецки заняли два первых места в личном. Четвертым стал Фредди Лойкс, включившийся в гонку лишь на шестом этапе в Ипре, где он одержал победу

Что касается Сарразана, то он столкнулся с техническими проблемами весьма необычного свойства. С самой машиной все было в порядке, но у француза сломалось переговорное устройство, и он довольно продолжительное время не слышал подсказок штурмана. Что в ралли фактически приводит к езде вслепую. Но Стефан пусть и сбавил скорость, зато аварии избежал. Чего нельзя сказать о некоторых других участниках. Больше всего не повезло Мишелю Боэтти, который сломал ногу и был срочно отправлен в больницу Лиона.

Второй день начался так же, как и закончился первый. Превосходство Ханнинена, выигравшего и СУ № 5, увеличилось еще больше. У Лойкса он выигрывал почти минуту, остальных опережал и того значительнее. Сохранил Юхо солидное преимущество и по итогам шестого спецучастка, хотя победу на этом отрезке дистанции праздновал француз Бриан Буффье на Peugeot. Казалось, Буффье, отстававший на полторы с лишним минуты, совершенно не опасен. Если, конечно, не случится форс-мажора. Но именно он-то и приключился, причем уже на следующем спецучастке. Обильный снегопад нарушил спокойное течение Ралли Монте-Карло, перевернув все с ног на голову. Превратил состязания в лотерею. Ханнинен, вместе с Сольбергом выбравший промежуточную резину, явно не выиграл от этого решения. Сцепление с дорогой практически отсутствовало, финну пришлось сильно осторожничать и, как следствие, потерять уйму времени. Так что уже после седьмого спецучастка Юхо откатился на четвертое место.

Восьмой спецучасток лишь усугубил ситуацию – оппоненты на шипованной резине уехали далеко вперед. Лидером день закончил Буффье, на второе место выбрался опытнейший «частник» на Peugeot Делекур, а замыкал тройку Лойкс. Что же касается Ханнинена, то он завершил второй день только на шестой позиции, в двух с половиной минутах от Буффье. «Мы полагали, что снегопад будет не настолько сильным, и решили рискнуть. Риск не оправдался, но в ралли всякое бывает. Исправить ситуацию теперь очень сложно, однако сдаваться мы не собираемся», – заверил общественность финн. Но было заметно, насколько сильно он расстроен.

Битва продолжается

Конечно, в заключительный день все могло измениться. Ведь пилотов и их штурманов ждал легендарный ночной спецучасток на перевале Col de Turini. Пробираться в темноте по извилистым горным дорожкам по ледяной корке, покрытой снегом, – сомнительное удовольствие для любого автомобилиста. Даже для опытных раллистов. К тому же добавляют экстрима и многочисленные зрители, специально подкидывающие снега на дорогу, чтобы поглядеть на мастерство пилотов в экстремальных ситуациях или эффектные аварии. В 2005-м жертвами Col de Turini, к примеру, стали Маркус Гронхольм и Петтер Сольберг.

В нынешнем году Сольберг машину на горном перевале не разбил, но все равно Ралли Монте-Карло не завершил. Из-за проблем с генератором уже после финиша последнего спецучастка он не сумел добраться до парк-сервиса и был исключен из итоговых протоколов. Но еще обиднее Сарразану. Француз финишировал третьим, однако по приказу главы автоспортивного отделения Peugeot Оливье Кеснеля специально опоздал на последний пункт контроля времени, получил штраф в 30 секунд и был отброшен на четвертую позицию.

Кеснель посчитал, что бронза важнее для регулярного участника чемпионата IRC британца Гая Уилкса, хотя тот и не хотел становиться призером таким способом. «Ничего страшного, главное – победа досталась Peugeot», – ответил критикам командной тактики Кеснель. И верно, чемпионом Ралли Монте-Карло-2011 стал его пилот Буффье. «Триумф в этом ралли – настоящее волшебство», – признал счастливый француз, на полминуты обошедший второго призера Лойкса на Škoda. Кроме того, еще три пилота команды – Ханнинен, Вуйо и Копецки – заняли места с шестого по восьмое, позади Делекура.

«Очевидно, что все мы расстроены. Поскольку не без оснований рассчитывали на победу по итогам Ралли Монте-Карло. Автомобили вели себя идеально, но мы не смогли верно отреагировать на столь неожиданное изменение погоды. Тем не менее второе место – безусловно, хороший результат», – прокомментировал итог состязаний глава Škoda Motorsport Михал Храбанек. Теперь сражение Škoda и Peugeot в рамках IRC продолжится в апреле на этапе в Испании.

Партнеры журнала: