Удачный компромисс. Как Škoda Octavia RS покоряла трек

Большой спорт №7-8 (84)
Текст: Андрей Супранович
40 лет – солидный возраст, который из-за предрассудков в наших широтах отмечать не принято. Отрадно, что глупые суеверия не докатились до Чехии, где с размахом прошли празднества по случаю сорокалетия автомобилей Škoda RS. Местом проведения торжеств был выбран старинный Брно – родной дом для всех машин с лейблом Rally Sport.

Škoda Octavia RS

Двигатель: бензиновый 2.0 TSI, 220 л. с.
Коробка передач: 6-ступенчатая механическая
Тип привода: передний
Максимальная скорость: 248 км/ч
Разгон 0-100 км/ч: 6,8 с

Журналистам не пристало знать, как в узком кругу отмечают юбилей главные лица компании Škoda. Для нас праздник отдельный и, нет сомнений, более захватывающий, чем какое-нибудь застолье в ресторане со звездами Michelin. Забраться в Škoda 130 RS, поменять колесо за 30 секунд, попробовать себя в качестве штурмана раллийной Fabia S2000 и повизжать резиной на треке – это по-нашему!

Билет на ралли
При входе в паддок автомототрека в Брно сразу бросилась в глаза сорокалетняя красавица Škoda 200 RS – праматерь всей линейки. Она появилась на свет в 1974‑м и оказалась толчком к рождению модели 130 RS, вышедшей на трассы годом позже. Именно 130‑я стала одним из самых успешных гоночных автомобилей того времени, завоевавшим множество разнообразных титулов. Лебединой песней «Восточного Porsche» (а такое звание дорогого стоит!) стал чемпионат Европы в классе Touring (после триумфа подразделение RS было закрыто, а выпуск автомобилей прекращен).

Новая эра началась на стыке XX и XXI веков, когда Škoda вошла в концерн Volkswagen. Поддержка автогиганта оказалась как нельзя кстати, и вскоре с конвейера сошли Octavia RS, заставившая вспомнить о 180 RS, и Fabia RS – серийный наследник великой 130‑й. На основе последней была построена и раллийная версия Škoda – WRC. С 2005 года Fabia перебралась в класс Super 2000.

Юбилей серии не мог пройти буднично – несколько лет кропотливой подготовки не прошли даром. Аккурат к 40‑летию Škoda Motorsport явила миру третье поколение Octavia RS. Журналистскому пулу удалось опробовать новинку еще полгода назад, но кто откажется еще раз сесть за руль «заряженной» Octavia, да еще и на треке?

Быстро и надежно
Вволю порезвившись, сбивая на скорости конусы на асфальтовом поле у паддока, мы рассыпались по разноцветным машинам, чтобы покорить трассу имени Томаша Масарика – первого президента Чехословацкой Республики. Разных авто хватило на всех – для Octavia RS предлагается десять цветов окраски кузова, среди которых три эксклюзивных: яркие и насыщенные Rallye Green и Sprint Yellow, а также потрясающий, кажущийся матовым серый Steel Gray.

Для начала – зеленая машина с «механикой». Знакомство со сцеплением оказалось непростым: педаль довольно «длинная», а момент схватывания ощущался не очень хорошо. Зато контакт с авто был великолепным, ведь DSG не хватает интерактивности – «робот» не всегда правильно понимает желание водителя резко ускориться. Поведение автомобиля на поворотах не было идеальным – хорошо ощущалось, что ты сидишь за рулем серийной модели с претензией на приставку «семейная», при этом Megane RS или Golf GTi вели бы себя более спортивно. Но особенность Octavia как раз в этом – быть крепким середняком, предлагать комфорт и взрослым, и детям, выделять кучу места для сумок и игрушек (багажник – 590 литров!) и при этом обладать признаками спортивного авто, позволяя водителю пошалить, когда на заднем сиденье не резвятся чада. Отец семейства будет доволен тем, как Škoda ввинчивается в повороты: система EDS подтормаживает разгруженное переднее колесо, чем облегчает его прохождение и дает шанс пораньше нажать на педаль газа. Жаль только, что система стабилизации не отключается полностью, хотя в режиме «спорт» и допускает некоторые вольности. Порадует и басовитый, раскатистый звук мотора, который на поверку оказался акустическим симпозером. Отличная идея – в салоне чувствуешь себя заправским гонщиком, а покой окружающих ничем не потревожен.

На второй части теста нас поджидала Octavia Combi RS с коробкой DSG. Сразу стоит отметить: разницы в управляемости между лифтбеком и универсалом замечено не было – так что, если нужен совсем уж безразмерный багажник, можно смело брать удлиненную версию «чешки» и не беспокоиться о потере скорости. Выбор коробки куда более важен: автомат, пусть и изрядно доработанный, меняет передачи не молниеносно, а иногда даже путается и включает верхнюю передачу, когда в этом нет необходимости. Впрочем, проблему могут решить подрулевые лепестки.

Найдите 10 отличий
На обоих тестируемых автомобилях стоял бензиновый двигатель 2.0 TSI мощностью 220 л. с. Как сказано в специ­фикации, он может разогнать Octavia до 248 км/ч, но на тесте это выяснить не удалось: в целях безопасности финишную прямую заменили скучным проездом по пит-лейну. Можно было опробовать и 184‑сильный дизельный агрегат, но пожалели времени – в Россию он все равно поставляться не будет.

Чем еще, кроме мотора, автомобиль с шильдой RS отличается от простой Octavia? Подвеска жестче и на 15 миллиметров ниже, а суппорты более мощных тормозов выкрашены в красный цвет и виднеются сквозь литые диски. Бамперы выглядят куда агрессивнее, а с кормы RS легко узнать по оригинальным патрубкам глушителя и красной полосе в нижней части бампера. В интерьере тоже все подчеркнуто «гоночное»: трехспицевый руль, логотипы RS на сиденьях, ковриках и порогах, а также новые спортивные сиденья с интегрированными подголовниками. Очевидно, что в Чехии постарались и нашли идеальный отличный компромисс между практичностью, комфортом и «спортом», максимально приблизившись к эталону.

Партнеры журнала: