Дмитрий Тарасов – о специфике организации марафона в центре Москвы и воспитании нового поколения бегунов

Большой спорт №7-8 (84)
Текст: Александр Белов / Фото: Евгений Пахоль
В 2013 году Московский марафон собрал рекордное для современной России количество участников на марафонской дистанции: 42 километра 195 метров преодолели 2447 человек. Число бегунов в рамках второго Московского марафона, который состоится 21 сентября, в разы увеличится. О том, почему это произойдет и как новичку подготовиться к многокилометровой дистанции, рассказывает директор Московского марафона Дмитрий Тарасов.

Досье

- Родился 25 июня 1977 года в Москве
- Директор Московского марафона
- Участвовал в создании социального баскетбольного проекта Reebok 3х3
- Работал генеральным менеджером женской сборной России по баскетболу
- Почетный работник физической культуры и спорта

Какие изменения произойдут в организации марафона в этом году?
Наша задача – не повторить прошлых ошибок. В России еще не научились организовывать марафон мирового масштаба: нет знаний, институтов, культуры. Полезной информации, которую мы получаем от наших «крупных» коллег – представителей Ergo White Nights Marathon в Санкт-Петербурге и Сибирского марафона в Омске, – не так уж и много. Поэтому мы обращаемся к партнерам из Берлинского, Бостонского марафонов: европейские и заокеанские товарищи охотно и дружелюбно подсказывают, так как на данный момент мы и они – не конкуренты.

Сейчас наша команда занимается продвижением московского забега, участвует в выставках, проходящих в рамках крупнейших марафонов планеты, взаимодействует с Ассоциацией международных марафонов и пробегов (AIMS), а также с Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF). Это большой пласт работы, которой прежде никто не занимался. Сейчас мы покоряем для себя новые высоты.

Увеличится ли число участников марафона?
За первую неделю регистрации число желающих превысило 4 тысячи человек. Сей факт уже о многом говорит. При этом есть понимание бюджета, который мы готовы потратить на организацию забега. В нашей ситуации уйти в минус нельзя, приходится рассчитывать на деньги, которые дают нам партнеры и Москомспорт. Мы вводим ограничения, чтобы сконцентрироваться на той массе, которую готовы реально переварить, и сделать так, чтобы каждый из бегунов почувствовал себя важным участником большого соревнования. Поверьте, на Мос­ковский марафон не придет 20 тысяч человек – в столице попросту нет такого количества бегунов‑марафонцев. Мы понимаем, что у нас не получится очень быстро сгенерировать новое поколение спортсменов. Чтобы их количество увеличилось в 10–15 раз, должно пройти минимум 5 лет. В прошлогоднем Московском марафоне приняли участие 2400 спортсменов, из них 75% – москвичи, 20% – иногородние жители и 5% – иностранцы, и это абсолютный рекорд России по количеству участников на марафонской дистанции, который до этого – с показателем 1400 марафонцев – принадлежал санкт-петербургскому Ergo White Nights Marathon. Мы останавливаться не собираемся, наша будущая цель – собрать 40 тысяч марафонцев.

И как же это сделать?

Первое: мы уже изменили маршрут. Благодаря правительству Москвы, Департаменту физической культуры и спорта теперь наши участники бегут через весь город. Второе: продолжается работа с московской и всероссийской аудиторией: мы устра­иваем подготовительные старты, воодушевляя людей на регулярные занятия бегом. Третье: привлечение иностранных бегунов. Четвертое: международная деятельность. Важно ездить на зарубежные выставки, ЭКСПО, рассказывать, что такое Мос­ковский марафон. Представьте Берлинский: несколько ангаров, где установлена куча стендов марафонов со всего мира. Мимо каждого из них проходят тысячи людей. Так, за несколько дней мы раздали свыше 5 тысяч POS-материалов и подарков с логотипом Московского марафона. Гости увидели маршрут, награды и мотивирующее видео – все это играет большую роль, когда они задумываются: «А куда бы мне поехать в следующий раз? В Америке и Азии я был, в Африке и Европе тоже. Но я ни разу не ездил в Россию!» Наша родина в таком случае – точка, куда люди хотят приехать. Более того, поездка в другую страну – это еще и экскурсия, изучение истории и культуры региона. Нам есть что показать, ведь наш маршрут проложен через центральную часть города – по Софийской набережной и далее, вдоль Москвы-реки вплоть до Таганки, до пересечения с Садовым кольцом. Далее будет разворот и возвращение на прошлогодний маршрут – мимо Болотной площади, по Овчинниковской набережной. Это очень красивая часть Москвы – ее надо показывать. И, наконец, пятое: работа с болельщиками и развитие волонтерского движения. Тем, кто не может бежать марафон, но очень хочет быть близок к нему, мы даем шанс стать частью команды организаторов. Я уверяю: волонтеры – это лучшие участники всего бизнес-процесса, потому что они это делают от чистого сердца.

Сколько времени необходимо бегуну-новичку для подготовки к марафону?
 По-разному, все зависит от организма человека. Есть люди, которые тренировались долгое время, но в беге еще новички. Как минимум им потребуется адаптация. Для тех, кто прежде не бегал, я бы посоветовал полгода тренировок для набора формы и подготовки к марафону разного уровня сложности. Например, я недавно пробежал на Парижском полумарафоне и понял, что для марафона мне нужно готовиться совсем по-другому: больше набегать километров и тренироваться. Кстати, именно в Париж мне удалось свозить руководителя «Лужников» Александра Пронина. Увидев 40 тысяч полумарафонцев, он воодушевился. После чего я убедил его поддержать аналогичный проект и в Москве.

Партнеры журнала: