Три истории на пути к победе. Пилоты Can-Am X Race подводят итоги сезона

Большой спорт № 11(135)
Текст: Галина Кошелева Фото: Анна Бойко, Лина Арнаутова, Николай Комаров
В официальные отчеты с соревнований, как правило, попадают только имена победителей, остальные участники просто упоминаются общим количеством. Но гонки оставляют не только «послевкусие» шампанского. Часто это совершенно невообразимый микс самых невероятных приключений.


С 2010 года в России проходит любительская серия соревнований для владельцев квадроциклов и мотовездеходов Can-Am X Race. За сухой статистикой (29 соревнований, около 600 участников) стоит интересный отдельный мир, который на время гонки перекрывает все экономические и политические различия, стирает условности и дает ощущение жизни здесь и сейчас. Can-Am X Race привлекает как новичков ралли-рейдов, так и участников с мировым именем. Среди них – победители и призeры ралли Dakar, Africa Eco Race, «Шeлковый путь». И здесь титул не дает никаких преимуществ. 
10-й сезон квадросерии состоял из трех этапов. Первое состязание прошло в начале июня в Татарстане, затем караван участников переместился на северо-запад России, в Республику Карелию, а финальный этап, прошедший 6–8 сентября, пролетел по степям и пескам Астраханской области.
Сейчас, в межсезонье, самое время рассказать не только о победителях и призeрах, но и о других участниках, которые пережили яркие и незабываемые приключения.

История, в которой теряются в пустыне, но все равно получают удовольствие
Герой: Руслан Абдулнасыров, Казань
Первое впечатление от участия в Can-Am X Race – эйфория, восторг, ощущение праздника. Это могут понять не все, пожалуй, только люди, которые постоянно ищут такие впечатления. Так получилось, что на первой гонке в Татарстане наш экипаж занял призовое место и удовольствие от участия мы получили в два раза больше. Хотя было здорово просто финишировать и взять все контрольные точки. 
На трассе седьмого, последнего спецучастка на финальной гонке в Астрахани эйфория уступила место новому опыту. Мы были одними из лидеров нашей категории SSV Standard, но финишировать смогли, когда награждение по итогам соревнования уже давно закончилось. Кто виноват, что мы остались за бортом? Кто может быть виноват, если гонка проиграна? Если бы штурман сказал, что едем не тем курсом, мы бы не влетели в яму. Перед этим у нас была битва с экипажем из Ижевска: они шли первыми, мы их догнали, притом что стартовали через минут 20 после них, «закусились». Они едут быстро, мы догоняем. Встали все вместе на пятаке – и давай крутиться. Приехал ещe один экипаж, никто не знает, куда нужно ехать. В результате, разъехались в разные стороны. Я решил, что именно мы идeм верным курсом, раз штурман говорит: «ок». А он, наверно, тоже что-то подумал, но промолчал. Когда мы топили по степи, перед нами неожиданно появилась воронка глубиной метра три с прямыми отвесными краями. Загнуло рычаги, рулевую, раму – всe развалилось. Как потом выяснилось, в порыве гонки мы сбились с курса примерно на 8 км. Ничего не сделать – это гонка, ралли-рейд, к нему надо быть готовыми во всех отношениях: самообладание, работа с картами, и, главное, не садиться на хвост никому – это было тысячу раз всеми пройдено. 
Смогли дозвониться до нашей команды, сообщили, что всe хорошо, и попросили приехать за нами. Штурмана Эльмира оставил у машины, а сам пошeл, просто пошeл – степь же не бесконечная, где-то всe равно встречу кого-нибудь. Поднялся на холм и увидел вдали кошару.
Мысль, что рядом есть жизнь, заставила меня прогуляться до одинокого домика, пообщаться со степными людьми. Пройдя около километра, в низине, я обнаружил обездвиженный точно такой же спортивный Polaris, как у нас. Увидев меня, пилоты слегка остолбенели, а когда я им сказал, что недалеко отсюда стоит такой же спорткар, с которого можно взять любую деталь, они на меня смотрели, как на бога. Я почувствовал, будто у меня над головой светится нимб: именно это выражали их застывшие улыбки и изумленные глаза. Представьте: вы в бескрайней астраханской степи, на уникальной машине, на которую даже в крупных городах нелегко найти запчасть, и тут появляется из-за бугра человек и предлагает вам спасение. Что вы подумаете? Вот и они поначалу были шокированы и не верили в происходящее. После того как очнулись и поняли, что чудеса случаются, мы общими усилиями поставили на ход их автомобиль, и они продолжили гонку. Так что чудеса бывают, главное – в них верить!
Когда ребята уехали на финиш, я пошeл дальше и набрeл на летний дом пастуха. Он рад был такой внезапной встрече – приютил, накормил, дал позвонить, так как у меня связь не ловила. Помощь за нами к этому времени уже выехала, но парни попали в собственную авантюру – по пути машина сломалась, механики долго не могли нас найти. Прошло часов восемь с момента схода, начало темнеть; забрал штурмана – и уже готовились провести ночь в домике пастуха, но долгожданная помощь всe-таки пришла. 
Вот так внезапно седьмой спецучасток третьего этапа Can-Am X Race 2019 стал для меня отдельным большим приключением, которое, наверное, я запомню на всю жизнь. На следующий сезон берeм новую машину и становимся на ней уже победителями. 
Что хочу сказать: ребята, попадайте в такие ситуации, и вы никогда не бросите заниматься ралли-рейдами. 

История, в которой открывается третье дыхание
Герой: Сергей Колчин, Златоуст, Челябинская область
Пожалуй, главное, что мне дала квадросерия Can-Am, – это настоящих друзей. Наша неформальная команда «Златопен рейсинг тим», как мы ее называем, появилась в 2016 году на гонке в Альметьевске. У нашего экипажа была техническая проблема – нужно было подварить на Maverick, а у ребят просто закончилось пиво… Мы стали больше общаться, наше общение переросло в настоящую дружбу; встречаемся мы гораздо чаще, чем проходят этапы Can-Am X Race. Почему «Златопен»? Ну, от названия городов – Златоуст и Пенза, хотя в нашей команде есть и представители других населенных пунктов. В нашем чате WhatsApp мы перетираем разные темы, не только спортивные. Из последних жарких обсуждений – Антон Бердников и его седьмое место среди штурманов по итогам серии Can-Am X Race, которое он занимает третий год. Мы его называем «777». 
На третьем этапе Can-Am X Race 2019 я получил огромное удовольствие. Даже немного изменил отношение к гонке, стал более серьeзно готовиться, настраиваться. Перед Астраханью наше положение в турнирной таблице позволяло рисковать, не потеряв при этом ничего. В начале первого дня у нас слетела сетка перед радиатором и натирала его своим углом. Мы заменили два радиатора перед тем, как осознали проблему. Получили пенализацию за опоздание на старт, так как не успели в 20 минут с ремонтом. Во второй день стартовали среди лидеров, это было классно. На второй части попали в ловушку, минут 15 искали верное направление. Ошибка была элементарной, но, видимо, просто вымотались к тому времени.
Астрахань дала задор на следующий год, есть планы, так скажем, покультурнее выступать, понимая, что мы можем биться в топ-5. Уже серьезно начали подготовку к следующему сезону, кое-что изменили в своей команде, ну и в первую очередь, как я уже говорил, стало другим отношение к гонке. Планы на следующий год – Can-Am X Race и Кубок России.

История, в которой герой пережил большое количество различных испытаний и всe равно хочет повторить
Герой: Василий Орлов, Челябинск
Всему виной и участники с эмоциональными рассказами о серии Can-Am X Race. И мечта, как у любого мальчишки, управлять болидом. Ну и основное – Его Величество Случай….
Сезон не обещал быть простым с самого начала. За 10 дней до первого этапа машину завернули в узел. Вспоминать не хочется. 
Три дня до гонки – рама, колеса и двигатель. Все остальное в коробках. 72 бессонных часа сборки, подгонки, ночные тесты (за два часа до старта). Наверное, это и была наша основная гонка. Испытание, которое мы должны были пройти. И мы сделали это. Все вместе! И команда, и другие участники. Даже шутка была: «Не знаю, кто у них пилот, но гайки крутит у них Карякин». Было тяжело, но дружно и весело. 
Прошли первый этап. Переживали за технику, ведь впопыхах собиралась, но она не подвела. А сами начудили. И в управлении, и в навигации, и во многих других мелочах. Пенализации собрали больше шести часов.  А думали-то… всех порвeм. Большая часть ошибок обусловлена отсутствием опыта. По результатам первого этапа устроили разбор полетов. 
Но первый сезон удался на славу. Понравилось все: и гонка, и удивительные места нашей страны. И отличная работа организаторов. Ну и признаюсь в любви команде!
Всем спасибо. За шанс, надежду, возможности, плечо, опыт, инструменты и потрясающую атмосферу. Атмосферу Can-Am X Race!

Партнеры журнала: