Скорее бы за руль. Кирилл Ладыгин вспоминает о былых победах и настраивается на новые

№2(138)_2020
Текст: Андрей Супранович Фото: пресс-служба РСКГ
Пилот LADA Sport ROSNEFT Кирилл Ладыгин, выступающий в Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) в сильнейшем классе «Туринг», в прошлом году остался в шаге от победы в общем зачете. В сезоне-2020, старт которого отложен из-за эпидемии коронавируса, он рассчитывает провести все гонки и завоевать титул.


Сезон начался с традиционной «Гонки чемпионов», которую вы выиграли в седьмой раз. Не надоедает ли побеждать?
Побеждать никогда не надоедает. Здорово чувствовать, что ты еще в тренде, на пике. «Гонка чемпионов» для меня – большое событие. Во-первых, она проходит раз в год – приезжают все самые лучшие. Во-вторых, это синхронная гонка. Здесь машины двигаются параллельно, не контактируют друг с другом. Ты борешься даже не с соперником, а с самим собой.

В прошлом сезоне РСКГ вы заняли второе место. Что помешало выиграть?
Все помешало. Я привык винить в первую очередь себя. Было два неприятных столкновения: в Казани и Нижнем Новгороде. В одном случае неудачный обгон – рискнул на позднем торможении и не успел закончить маневр. Получилось столкновение с Антоном Бадоевым, я немного погнул рулевую тягу и не набрал очков в той гонке. 

А какие победы запомнились?
У меня было четыре победы – больше всех. Считаю, что это хороший результат. Очень понравилась гонка в Смоленске, где я стартовал с девятой позиции и приехал первым. Шел дождь, начали на сликах, и у меня получилось по мокрому покрытию обогнать всех.

Будем исходить из того, что сезон рано или поздно начнется. Когда это случится, кто станет вашим соперником: те же самые пилоты или появятся новые?
Новые ребята придут из младших классов. Ну и основные соперники остаются. Они и будут фаворитами. В лидеры попасть непросто – у всех опыт, в том числе европейский. Дмитрий Брагин, Павел Кальманович, Алексей Дудукало – все они знают, что нужно делать. Естественно, будет нелегко.

В чемпионате появляется новая трасса – «Игора-драйв». Вы с ней знакомы?
Да, мы с ней уже познакомились. Я был на открытии, довелось и прокатиться. Мне очень нравится конфигура­ция, классный трек мирового уровня. Вокруг хорошая инфраструктура, отели, развлечения, что хорошо для людей. Надеюсь, эту трассу ждет не меньший успех, чем «Сочи Автодром».

Если говорить о конфигурациях, вам какие ближе?
Где меньше прямых, но есть скоростные повороты. В то же время нравится, чтобы средняя скорость была около 180. В общем, люблю меньше ездить по прямой, а больше по поворотам на большой скорости.

А если говорить о трассах этого года, какая для вас лучше?
Автодром «Крепость Грозная» мне очень хорошо подходит. Про «Игору» я уже сказал, там небольшие, но в то же время скоростные прямые. Посмотрим, как наши машины на них выступят. Мне не слишком нравится Moscow Raceway. Из-за того что на этом треке длинные прямые и мало поворотов, а для меня такое скучновато.
Ну да, Moscow Raceway – трасса широкопрофильная, для тестов в том числе. Кстати, говоря о них – как проходила подготовка к сезону? Может, что-то поменялось в машинах?
Пока тестов как таковых не проводилось, у нас все проходит непосредственно перед этапами. Мы приезжаем на трассу за неделю и пробуем различные новшества. Это связано и с достаточно плотным графиком, и с экономией ресурсов, и с подготовкой покрытия, которое нужно выкатывать, чтобы был «держак». 

Что нового придумали механики и инженеры?
Есть небольшие изменения по аэродинамике. Думаю, машина станет немного быстрее и стабильнее. Также работаем над охлаждением, чтобы избегать перегрева и показать 100% потенциала автомо­биля.

Мы говорим сейчас про РСКГ, а я помню, как мы с вами встречались на европейских трассах, в Ле-Мане. Вам сильно не хватает международных соревнований?
Не могу так сказать. Я получил достаточно большой опыт. В 2008-м, когда впервые участвовал, было действительно сложно. Тогда еще ни у кого из российских пилотов не имелось международного опыта, учиться было не у кого. Позже, когда стали гоняться в команде с иностранцами, то мы, на мой взгляд, смотрелись даже чуточку сильнее. И они учились у нас, хотя должно было быть наоборот.

Вы с кем-то сегодня по-прежнему обща­етесь из иностранцев, которые с вами выступали?
Да, общаемся, но не плотно. Поздравляем друг друга c Новым годом, например. А вот с Лукой Персиани, с которым ездили на Ferrari и выигрывали европейскую серию Le Mans, по-настоящему дружим, часто общаемся. Он живет сейчас в Лос-Анджелесе.

Третье место на «24 часах Ле-Мана» – это самое главное достижение в вашей карьере?
Одно из главных. Вообще для меня самый важный заезд – «Гонка звезд “За рулем”». Помните такую? Я смог ее выиграть в третий раз и забрал «Хрустальную шину» на вечное хранение. Это большое достижение, многие пилоты хотели бы заполучить этот трофей. И у них имелась такая возможность, но удалось мне. Вообще «За рулем» проводили гонку с 1978-го. А это год моего рождения. Для меня в этом есть некий сакральный смысл.

Вы говорили, что иностранные пилоты учились у вас. А как сейчас внутри LADA Sport ROSNEFT происходит взаимодействие между пилотами?
Сейчас учиться намного проще, так как есть телеметрия. Видео, онборды (записи с бортовых камер. – Прим. БС). Когда ты приходишь в профессиональную команду, ты уже имеешь определенный уровень, умеешь работать с телеметрией. И тебе не нужно много объяснять. Мы, старики, не бегаем, не указываем на каждый поворот – молодое поколение само понимает, что от него требуется. А те, кто не понимает, в команде нам не нужны.

Конкуренция в РСКГ большая? Новичкам сложно пробиться?
Да. Но проблема не с гонщиками, а с инженерами. Чтобы настроить машину, нужны особые знания, опыт, больше тестов. А их очень не хватает в России, учиться негде, да и дорого. Необходимо ставить разные колеса, пробовать снова и снова. Не у всех есть такая возможность. 

Вы следите за другими сериями, «Формулой-1», например?
Люблю и смотрю «Формулу-1». Но в последнее время она стала скучной.  Одни и те же фавориты. Мне бы хотелось, чтобы в чемпионате за призы боролось побольше команд. Не только три фаворита, а ребята из середины и конца пелотона заезжали на поул и на подиум. Болею за Макса Ферстаппена. Он молодец, рисковый парень, чем-то меня напоминает в этом же возрасте. 

Наше интервью приурочено к 50-летию присутствия АВТОВАЗа в автоспорте. Тогда, полвека назад, первым на трассы вышел ВАЗ- 2101. А вы гоняли на «копейке» по окрестностям?
Первый автомобиль в нашей семье был «москвич», но недолго. Так что моя первая машина – ВАЗ-2108. В 1989 году мы выиграли очередь на заводе. Мне было 11 лет, но отец уже доверял руль, разрешал ставить автомобиль в гараж, например. В 15–16 лет я гонял по дворам. А еще любил зиму, чтобы машину в занос отправлять. 

Сейчас в честь юбилея в цехе LADA Sport ребята ведут сборку копии легендарной гоночной «единички», которая участвовала в Tour d’Europe в 1971 году. Вот на ней я бы прокатился! А когда начались соревнования? 
Все началось еще в детстве с картинга, а в первых стартах на автомобилях я принял участие в 17-летнем возрасте. У меня был знакомый, которому мы с другом помогали в сборке гоночного автомобиля. И вдруг однажды он сказал: «Не хочешь на соревнованиях со мной прокатиться?» И мы поехали на одной машине. И свои заезды я выиграл.

Какой ваш личный прогноз на начало сезона? На происходящее вообще в мире?
Главное сейчас, чтобы сезон все-таки стартовал. Мы понимаем, что здоровье зрителей и пилотов прежде всего, поэтому готовы даже к тому, что гонки будут без зрителей, но пусть хотя бы соревнования оставят. Хорошая новость – участие команды LADA Sport ROSNEFT в виртуальных гонках на базе платформы RaceRoom скоро продолжится. Cледите за новостями!